Опорный конспект для учащихся по теме: "Основы языка программирования Паскаль", 9кл
тренажёр по информатике и икт (9 класс)

Опорный конспект распечатывается каждому учащемуся в классе и заполняется по ходу обхъяснения нового материала учителем. Этот материал остается у учащегося, заполняется и используется на последующих уроках.

Материал разбит на три листа, который заполняется в соответствии с темой урока. 

1. Правила языка. основные понятия. Структура программы. Оператор вывода.

2. Переменные величины в программе. Типы данных. Форматированный вывод вещественных чисел. Операции, используемые для работы с переменными. Оператор ввода данных. Оператор присваивания.

3. Блок задач. Условный оператор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы языка программирования Паскаль

1. Правила языка

  • Выражения записываются в строчку.
  • Используются буквы латинского алфавита, цифры, спец. символы, знаки логических операций (and, not, or), знаки арифметических операций (* / - +), знаки сравнения (>, <, <=, >=, <>).
  • Двухэтажные выражения, верхние, нижние индексы не допускаются.
  • Используются только круглые скобки.
  • Нельзя записывать подряд два знака операций.
  • Разделитель между операторами ; (точка с запятой).

2. Основные понятия

  • __________________ представляет собой законченную фразу языка, определяющий некоторый вполне законченный этап обработки данных.

3. Структура программы

I .____________________________

PROGRAM <имя_программы>;

II. ___________________________

начинается со служебного слова VAR

содержит константы, переменные, процедуры, функции, метки, которые будут использованы в программе.

III. _________________________

BEGIN

оператор1;

оператор2;

операторN;

END.

4.Оператор вывода информации на экран

Общий вид:

WRITE (список вывода);

WRITELN (список вывода);

Примеры вывода информации на экран:

Program prog1;

На экране

BEGIN

write (‘Привет!’);

writeln (7, 206);

writeln (a);

writeln ((a+b)/2);

END.

Блок задач № 1.

  1. Напишите программу, которая выводит на экран число.

BEGIN

END.

  1. Напишите программу, которая выводит на экран два числа (в строчку через пробел).

BEGIN

END.

  1. Напишите программу, которая выводит на экран пять произвольных чисел (в столбик).

BEGIN

END.

  1. Напишите программу, которая выводит четверостишие Пушкина А.С.:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

                     А. С. Пушкин

BEGIN

END.

5. Переменные величины в программе

ВЕЛИЧИНЫ

- ячейка памяти, которая имеет имя и хранит значение.

- постоянная величина.

Не изменяются в процессе

Имена переменных:

выполнения программы

- латинские буквы и цифры

- начинается с буквы

-  без пробелов

Тип переменной определяет, какие значения может принимать величина.

Целые типы переменных:

Тип

Значения

Формат представления в памяти ЭВМ

integer

-32768…+32767

2 байта во внутренней памяти со знаком

word

0…+65535

2 байта во внутренней памяти без знака

byte

0…+255

1 байт во внутренней памяти без знака

shortint

-128…+127

1 байт во внутренней памяти со знаком

longint

-21*108…+21*108

4 байта во внутренней памяти со знаком

Вещественные типы данных:

real

-98304…+98303

6 байт, со знаком

Форматированный вывод вещественных чисел:

writeln (‘Площадь равна ’, a:m:n);

а – это имя переменной,

m – общее число позиций (знаков) для вывода, включая n, точку и знак числа;

n – число знаков после запятой.

Операции, используемые для работы с целыми переменными:

Знак операции

Назначение

Приоритет (последовательность выполнения действий в строке)

+

Сложение

во 2-ую очередь

-

Вычитание

во 2-ую очередь

*

Умножение

в 1-ую очередь

div

Определяет целую часть от деления

в 1-ую очередь

mod

Определяет остаток от деления

в 1-ую очередь

Операции, используемые для работы с вещественными переменными: +, - , *, / .

Основные функции:

Функция

Тип аргумента

Назначение

Abs(Х)

Х- целое

Абсолютная величина Х

Sqr(Х)

Х- целое

Возведение Х в квадрат

Sqrt(Х)

Х- целое

Извлечение квадратного корня

6. Оператор ввода данных

позволяет задать значение переменной в ходе выполнения программы.

Общий вид

READ (список ввода);

READLN (список ввода);

Примеры:

read (v);

readln (a, b, c);

7. Оператор присваивания

предназначен для изменения значения переменной величины.

Общий вид

<имя_переменной> := <выражение>;

Примеры:

A := 32;

dl := k +1;

plotnost := p / t;

y := (a + 2) / 3.14

Блок задач №2.

1. Найди ошибку.

Наберите программу, и измените ее так, чтобы она выполнилась.

Условие задачи: Ввести с клавиатуры 2 числа – длины сторон прямоугольника. Посчитать и вывести на экран периметр прямоугольника.

Программа:

Program perimeter;

Var a,  P: integer;

BEGIN

writeln (Введите длины сторон прямоугольника);

readln (a, b);

P := (a b) * 2;

writeln (‘Периметр =  ’, P );

END.

2. Реши самостоятельно.

  • Напишите программу, которая будет вычислять значение y при любых значения х из следующего выражения y = 7х2 - 3х + 6.
  • Ввести с клавиатуры 2 числа – длин сторон прямоугольника. Посчитать и вывести на экран площадь прямоугольника.
  • Ввести с клавиатуры длины сторон квадрата. Посчитать и вывести на экран его периметр.
  • Ввести с клавиатуры 3 числа – длин сторон треугольника. Посчитать и вывести на экран его периметр.
  • Напишите программу, запрашивающую три стороны треугольника А,В,С и вычисляющую его площадь по формуле Герона: , где p=(a+b+c)/2 – полупериметр.
  • Даны два целых числа найдите их среднее арифметическое.

8. Условный оператор

Условие в программировании – это логическое выражение, а в математике неравенство.

Задача. На координатной прямой задан отрезок. Определить, принадлежит ли точка с координатой Х отрезку, концы которого имеют координаты А и В (А < В).

                     

                    А                                                                     В  

Назначение условного оператора:

Проверяет условие и в зависимости от результатов проверки выполнит то или иное действие.

Полный условный оператор

IF  <условие>  THEN <оператор1>  ELSE <оператор2>;

Неполный условный оператор

IF  <условие>  THEN <оператор1>;

Напишите условия для следующих ситуаций:

а) Опередить число Х является положительным или отрицательным и вывести об этом информацию на экран.

____________________________________________________________

б) Определить число Х больше ли 14 и вывести об этом сообщение на экран.

____________________________________________________________

Блок задач №3.

1. Даны два числа. Вывести на экран наибольшее.

2. Расставьте строки программы в правильном порядке.

Условие задачи: определите значение наибольшего из 3-х чисел.

  1. var x, y, z: integer;
  2. writeln (y)
  3. end.
  4. writeln (x);
  5. else if (y>x) and (y>z) then  
  6. readln (x, y, z);
  7. program z1;
  8. begin
  9. else writeln (z);
  10. writeln (‘введите 3 числа’);
  11. if (x>y) and (x>z) then

3. Даны три целых числа. Вывести на экран те из них, которые принадлежат интервалу [-8, 15].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа. Знакомство с языком программирования Паскаль.

Контрольная работа представлена в 6 вариантах....

Язык программирования Паскаль.Знакомство

Презентация к уроку информатики и ИКТ в 8 классе по теме "Язык программирования Паскаль". Данная презентация состоит из 10 слайдов....

Основы программирования: ТЕМА 01. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Программирование. Язык программирования Паскаль

Цель•        Познакомить обучающихся с языком программирования Паскаль•         Отрабатывать практические умения обучающихся по работе в сре...