Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Гаптерахимов Расим Таснимович

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx128.57 КБ

Предварительный просмотр:

Информатика 7 класс. Урок №2

Тема: Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цели:

  • Ознакомить учеников с основными понятиями темы: восприятие информации, информация и письменность, языки естественные и формальные, формы представления информации;
  • Формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
  • Развить умение определять и анализировать объем информации

Оборудование:

  • ПК;
  • Интерактивная доска;
  • MS PowerPoint

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

III. Теоретическая часть

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств. Какие вы знаете? (Их пять: орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, кожа орган осязания).

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. (Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне что-то подгорело). На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара в блюде. На ощупь вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

  • через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
  • через слух воспринимается информация в звуковом виде;
  • через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
  • через вкус — информация от вкусовых ощущений;
  • через осязание — информация в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком.

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т.п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов - фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом - письменность.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова. А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма - это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение.

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык - это знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме.

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Какие еще примеры вы можете привести? (Жесты дирижера передают информацию музыкантам.Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам).

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

  • текст на естественном языке в устной илиписьменной форме;
  • графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
  • символы формального языка: числа,математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

IV. Закрепление знаний

А теперь выполните письменно карточки с заданиями.

Вариант 1

№1. К какому языку относятся знаки и что они обозначают?

№2. Предположим, что на «марсианском» языке выражение «lotdomay»означает «кот съел мышь»; «may si» - «серая мышь»; «ro do» - «он съел». Как написать на «марсианском» языке «серый кот»?

№3. Представьте в математической форме следующее утверждение:

Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять.

Какая форма записи удобнее?

№4. Что может обозначать запись 18 – 15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста поезда, ученика на уроке математики?

№5. Придумайте и нарисуйте удобные знаки – пиктограммы для обозначения кабинета музыки, химии, информатики, спортзала.

Вариант 2

№1. Объясните, что обозначают жесты?

C:\Users\Розалия\Pictures\2011-08-22 1\1 001.jpg

№2. Фраза на некотором иностранном языке«каля маля»в переводе на русский язык означает «красное солнышко»; «фалямалябаля» - «большая красная груша»; «цалябаля» - «большое яблоко». Как на этом языке записать слова:«груша», «яблоко», «солнышко»?

№3. Выразите в виде предложения на естественном языке смысл математического выражения

№4. Что может обозначать запись 141198?

№5. Придумайте и нарисуйте удобные знаки – пиктограммы для обозначения кабинета музыки, химии, информатики, спортзала.

V. Итог урока

Итак, сегодня мы узнали, что:

  • Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.
  • Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.
  • Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.
  • Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

VI. Домашнее задание (3 мин.)

Прочитать и законспектировать §2, ответить на вопросы в конце параграфа (устно), письменно выполнить карточку «Домашнее задание №2»

Домашнее задание №2

1. С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом) в приведённых ниже примерах:

а) мальчик ест арбуз;

б) девочка собирает в поле букет цветов;

в) мужчина выбирает книгу в магазине;

г) слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля;

д) волк охотится за зайцем;

е) спортсмен ныряет в воду.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

2. Перечислите не менее пяти способов приветствия друг друга, используя разговорные языки, язык жестов и мимики

3. Составьте таблицу способов символьного представления информации в перечисленных областях. Если знаков много, то запишите или нарисуйте некоторые из них

Область применения

Используемые символы (знаки)

Математика

Музыка

Человеческая речь

Химия

География


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание автоматизированной системы учета базы данных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – актуальность сегодняшнего дня.

XXI век поставил перед социальными педагогами учреждений интернатного типа и детских домов повышенные задачи по ведению электронного персонифицированного учета личных дел воспитанников.  Количес...

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Методические указания предназначены в качестве практического пособия для студентов, обучающихся по специальности 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и ...

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД ТЕКСТА. СТРОЕНИЕ ДАННОГО ТЕКСА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства. Тип урока: развитие речи. ТСО: мультимедийная презентация. Ход урока I. Целеполаган...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Этапы работы с текстом и использование различных способов извлечения информации на примере учебного текста 4 класса

В статье  рассматриваются этапы работы с текстом, разработаны примеры заданий по извлечению информации на примере учебного текста "Flecki" (4 класс)...

Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией.

Вы заметили,что ваш ребёнок отстаёт в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. После осмотра специалистов- логопеда, дефектолога, психолога, невролог назн...