Управление процессом формирования метапредметных компетенций учащихся в рамках интеграции учебных предметов физическая культура и информатика
учебно-методический материал по информатике и икт

Шестоперова Василина Владимировна

В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Эти результаты достигаются путём реализации междисциплинарных учебных программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 48c97d320fb63a2f9ae2f033bf2cb47e2.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Шестоперова В.В.

Управление процессом формирования
метапредметных компетенций учащихся в рамках интеграции учебных предметов физическая культура и информатика

Аннотация. В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Эти результаты достигаются путём реализации междисциплинарных учебных программ.

Ключевые слова: обновленные ФГОС, метапредметность, цифровая трансформация образования

Модель внутришкольного управления процессом формирования метапредметных компетенций учащихся строится на основе модели, основанной на системном, информационном, ресурсном и рефлексивном подходах, и представляет собой особым образом организованное взаимодействие участников образовательного процесса на уровнях «администрация – учитель», «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Формирование метапредметных компетенций в процессе интеграции предметов «Физическая культура» и «Информатика» в рамках реализации программы «Формирования ИКТ-компетентности обучающихся» становится наиболее значимой.

I этап. Концептуально - теоретический

По замыслу идейного вдохновителя Олимпийских игр, просветителя и педагога Пьера де Кубертена, олимпийское образование – одна из важнейших функций Олимпийского движения. «Олимпийское движение – прежде всего, образовательное движение» – так выразил эту идею Жак Рогге, Президент Международного олимпийского комитета.

Одним из модулей программы «Школа активных возможностей: Дети - Школа – Мир», реализуемой в Средней школе №20 г. Щекино, является модуль «Здоровая и дружественная школа». Основными направлениями в этом модуле стали:

- проект «Сто активных дней в традициях школы 20 и их продолжение»,

- проект «Каток»,

- проект «Малые паралимпийские соревнования»,

- проект «Олимпийские игры начинаются в школе».

Школа также является участником конкурса «Образование вне стен классной комнаты» по созданию образовательной среды «1 ученик : 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Именно эти два проекта стали концептуально-теоретической основой для дальнейшей работы педагогического коллектива Средней школы №20 в рамках олимпийского образования и воспитания.

II этап. Целевой

Работа в рамках двух названных проектов позволила выдвинуть основную цель «Здоровой и дружественной Школы будущего» - создание мультисенсорной интерактивной среды, вовлекающей участников учебно-воспитательного процесса в реализацию утвержденной Международным Олимпийским Комитетом «Системы олимпийского образования».

Обучение в такой среде становится личностно-ориентированным, а программное обеспечение и технологии – доступными в любое время. В ходе любого урока учитель, направляя школьников к ресурсам Интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации, оценку надёжности различных информационных источников, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одноклассниками, создание мультимедийных презентаций. Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию, развивают метапредметные компетенции учащихся.

Работа на III этапе - структурно-содержательном потребовала учета особенностей школы. В школе обучаются дети разных категорий: дети из обычных семей, дети-инвалиды, дети из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Основная задача проекта - использование средств ИКТ для внедрения системы олимпийского движения в школьное образование с учетом особенностей Средней школы №20.

Важная особенность указанного направления состоит в попытке найти средства и методы, формирующие не только знания школьников об олимпийском движении, но и ориентацию их реального поведения в спорте на эти идеалы и ценности, т.е. обеспечить как олимпийское образование, так и олимпийское воспитание.

Работа в рамках проекта проводится через 4 взаимосвязанных блока.

Каждый блок проекта предполагает реализацию целого перечня мероприятий.

Организационно-подготовительный этап:

1) «дети ↔ детям». Проведение агитационной работы, создание творческих групп по различным направлениям.

2) «дети ↔ взрослым». Вовлечение родительской общественности в детский творческий проект.

3) «взрослые ↔ взрослым». Тьюторская работа по обучению коллег, родителей применению средств ИКТ.

4) «взрослые ↔ детям». Обучение микрогрупп учащихся работе с различными программными средствами по направлениям.

На основном этапе предусмотрено следующее:

1) «дети ↔ детям».

Разработаны: листовки по олимпийской тематике, презентации по здоровому образу жизни, создан фильм о зимних видах спорта, в основу фильма которого положены фрагменты уроков физической культуры в школе, в зимнее время была организована работа школьного катка для жителей микрорайона, проведен школьный конкурс на олимпийскую тематику, проведена «малая олимпиады» по зимним видам спорта «Зимние забавы»,

Планируется: конкурс школьных газет на спортивную тему, создание анимационных фильмов на тему «Зачем нам нужна олимпиада?», разработка проекта школьной спортивной площадки для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2) «дети ↔ взрослым».

Разработаны: маршруты многодневных туристических походов.

Планируется: разработка макета страницы школьного сайта, посвященной реализации проекта, работа с Интернет-аудиторией проекта.

3) «взрослые ↔ взрослым».

Разработаны: презентации по здоровьесбережению для учителей и родителей, созданы базы данных по здоровью работников школы, проводятся физкультурно-оздоровительные занятия для взрослого населения микрорайона школы;

Планируется: работа тьюторов по обучению взрослого населения информационным технологиям, проведение физкультурно-оздоровительных занятий для взрослых в бассейне.

4) «взрослые ↔ детям».

Разработаны: персонифицированная база данных по здоровью школьников, разработаны презентации, методические рекомендации по занятиям физической культурой и спорту, проводятся спортивные мероприятия.

Планируется: организация встреч с олимпийцами, проживающими на территории Тульской области, организация «занятий с олимпийцами» в режиме on-line.

IV этап внутришкольного управления процессом формирования метапредметных компетенций учащихся – процессуальный.

Руководствуясь методическими рекомендациями по использованию олимпийской и паралимпийской тематики в сфере воспитания обучающихся образовательных учреждений, составленными комитетом по образованию администрации муниципального образования Щекинский район работа ориентирована на формирование у детей трех основных групп знаний:

1. об Олимпийских играх и Олимпийском движении;

2. о гуманистическом значении спорта;

3. об основных идеях гуманизма.

В содержание практически всех учебных предметов педагогические работники школы включили разделы и вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения и т.д.

Например, на уроках русского языка и литературы в 10 классе при изучении темы «Основные понятия лексикологии» учащиеся пишут эссе «Мой любимый вид спорта».

На уроках английского языка в 7 классе выполняют проект «Из истории олимпийских игр».

На уроках географии в 8 классе при повторении темы «Природа России» проведена игра «Олимпийская заявка. Выбор города – кандидата для проведения Олимпийских игр».

Учителя истории и обществознания, других предметов дополняют материал урока (там, где это возможно, целесообразно и уместно) конкретными историческими фактами, датами, событиями из истории развития античных и современных Олимпийских игр.

На уроках информатики разрабатываются презентации на олимпийскую тематику, проводятся конкурсы на лучший компьютерный рисунок символа олимпиады, проектируются компьютерные модели олимпийский объектов.

Взаимодействуя друг с другом учителя информатики, физической культуры и других предметов реализуют в процессе преподавания междисциплинарные связи с использованием мультимедийных возможностей, развивая метапредметные компетенции учащихся.

В Средней школе №20 работа по использованию олимпийской и паралимпийской тематики организована по следующим направлениям:

  1. разъяснительная и информационная работа;
  2. организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  3. организация целостной педагогической системы физического воспитания и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  4. организация спортивно-массовой работы;
  5. малая издательская деятельность школы.

V этап в управлении процессом формирования метапредметных компетенций учащихся в рамках интеграции учебных предметов физическая культура и информатика - технологический этап

Решению задач внедрения олимпийской и паралимпийской тематики в нашей школе способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:

  • урочные формы занятий по предметам;
  • факультативные занятия (работа агитбригады «Будем здоровы!»);
  • конкурсы проектов школьников по пропаганде здорового образа жизни и спорта;
  • внеклассные формы занятий, ориентированные на совершенствование физической подготовки обучающихся: «Прыжки в стране олимпиоников», школьный праздник «Зимние забавы»;
  • тематические классные часы;
  • проведение конкурсов;
  • создание Книг почета для учащихся, успешно сочетающих учебу, спорт и общественную активность.

Все перечисленные формы образовательного процесса становятся более эффективными при использовании средств ИКТ.

Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание.

Участие в конкурсах различных уровней предусматривает метапроектное обучение.

Механизмом развития метадеятельности становится система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

В Средней школе №20 в обучении школьников применяются следующие приемы и техники:

  • логико-смысловые модели,
  • ментальные карты,
  • кластеры,
  • денотатные графы,
  • деревья понятий,
  • схемы «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»),
  • различные техники графических моделей знания,
  • приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Все эти методики позволяют развить у учеников метапредметные образовательные результаты.

Поэтому одна из основных задач современного курса информатики состоит в том, чтобы обучить школьников универсальным и эффективным методам работы с информацией в различных предметных областях, в том числе при изучении любого школьного предмета.

Именно в информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.

VI этап – критериально-оценочный

Эффективность внутришкольного управления процессом формирования ИКТ-компетентности учащихся обеспечивается реализацией следующих технологических этапов:

  1. анализ результатов, условий формирования ИКТ-компетентности,
  2. обеспечение устойчивости педагогически управляемого процесса формирования ИКТ-компетенции,
  3. мониторинг процесса формирования ИКТ-компетентности, рефлексивный анализ.

VII этап – организационно-педагогические условия

Для того, чтобы научить чему-то ученика учитель должен сам быть человеком высокообразованным. Поэтому большое внимание уделяется повышению уровня подготовленности педагогического коллектива к работе по олимпийскому образованию и воспитанию. Администрацией школы, руководителями предметных кафедр организуются циклы лекций и круглых столов для учителей; практикуются творческие самоотчеты учителей и т.д.

Складывающийся опыт олимпийского образования можно рассматривать лишь как начало интересной, но сложной работы, в сферу которой предстоит вовлечь всех учащихся и педагогов.

Авторская справка

Шестоперова Василина Владимировна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №20» г.Щекино Тульской области, директор, Почетный работник общего образования,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры

Рабочая программа  учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.

Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...

Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура» 7 - 8 класс

тестовые задания для проверки теоретических знаний учащихся по предмету физическая культура. Тест состоит из 30 вопросов с выбором ответа....

Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура»

Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура»Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе 4 в...

Тестовые задания для контроля и оценки теоретических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура»

Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать один правильный ответ. Выбранные вами ответы отмечайте в соответствующей графе бланка для ответов н...