Методическая разработка урока "Стандартные функции в Excel"
план-конспект занятия по информатике и икт (10 класс)

Плюснина Наталья Михайловна

Данный материал подхожит для изучения встроенных функций в электронных таблицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-konspekt-ispolzovanie_standartnyh_funktsiy_v_excel.docx941.25 КБ
Файл prezentatsiya.pptx276.88 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

отделение «Кржижановское»

https://stolitsa.mskobr.ru/images/cms/thumbs/1f1204c38f5d7f50f0ab6bcf597ef97666ee60e8/1548231438ip_okg_pdf_png_250_135.png

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

по теме

«Использование стандартных функций в Excel»

Преподаватель: Плюснина Н.М.

Использование стандартных функций в Excel

Цели занятия:

  • Образовательные: освоение основных видов стандартных функций Excel; формирование умений и навыков применения стандартных функций при решении практических задач.
  • Развивающие: развитие представлений об электронных таблицах, как инструменте для решения практических задач; развитие познавательного интереса, навыков анализа, обобщения.
  • Воспитательные: воспитание познавательной потребности обучающихся, интереса к предмету; воспитание навыков самоконтроля и объективной самооценки.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для обучающихся, учебник.

Тип занятия: практическое занятие с элементами объяснения.

План занятия

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация знаний – устный опрос (5 мин)
  3. Объяснение нового материала (10 мин)
  4. Выполнение практических заданий – закрепление нового материала (25 мин)
  5. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление оценок (3 мин).
  6. Домашнее задание (1 мин).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель организует начало урока. Активизирует внимание обучающихся на начало учебного процесса.

Обучающиеся демонстрируют готовность к началу урока, занимают рабочие места за компьютером.

2. Актуализация знаний – устный опрос.

Прежде чем переходить к изучению новой темы, необходимо вспомнить, что уже успели изучить при работе с электронными таблицами, так как это пригодится в дальнейшем.

Устный опрос.

  1. Какова основная функция электронной таблицы? (Ответ: возможность мгновенного перерасчета данных при изменении исходных данных)
  2. Какие данные можно записывать в ячейки электронной таблицы? (Ответ: числа, текст, знаки арифметических операций, формулы, даты и т.д.)
  3. С какого знака начинается запись формулы в ячейки электронной таблицы?
  4. Задания 1-3 (презентация). (Ответы: задание 3а: В1=18, С1= -12; задание 3б: С1= -7, С2= 0,4)

3. Объяснение нового материала.

При составлении несложных формул, с небольшим количеством ссылок, например, где требуется сложить два - три числа, не возникает трудностей при выполнении расчетов. А как быть в ситуации, когда электронная таблица состоит из сотен строк? Например, требуется сложить 50 чисел и более.

Для облегчения расчетов в табличном процессоре Excel, для обработки больших массивов данных используют встроенные функции.

Рассказ преподавателя с демонстрацией. 

Для ввода функций воспользуемся Мастером функций. Мастер функций запускается командой Формулы/Вставить функцию, либо с использованием кнопки Вставить функцию  на панели инструментов.

Все множество встроенных функций табличного процессора делятся на несколько групп: математические, статистические, функции даты и времени и т.д.

Рассмотрим группы встроенных функций в табличный процессор Excel.

Первичное закрепление

Для выполнения данного задания обучающимся предлагается открыть готовый файл Приложение 1, который находится в папке Стандартные функции в центре рабочего стола компьютера.

Обучающимся предлагается в заданном числовом массиве вычислить:

  • Сумму значений ячеек С1, С2, С3, …, С15
  • Сумму значений ячеек А4, В4, С4, …, L4
  • Произведение ячеек А5:А8, В5:В8

Через проектор преподаватель (либо один из обучающихся) демонстрирует ход выполнения данного задания. Обучающиеся выполняют его совместно с преподавателем.

Одной из целей разработки табличных процессоров была автоматизация статистической обработки данных. Этим объясняется довольно многочисленная группа статистических функций. Наиболее часто используемыми статистическими функциями являются: СРЗНАЧ, МИН, МАКС, СЧЕТ.

Обучающиеся продолжают отрабатывают умения применять статистические функции на примере файла Приложение 1.

После выполнения задания файл необходимо сохранить под тем же именем и закрыть.

4. Выполнение практических заданий.

Возле каждого компьютера лежит раздаточный материал для обучающихся, в котором описан порядок выполнения заданий (см. приложение ниже Раздаточный материал).

Обучающиеся открывают материал с практическими заданиями (файл Приложение 2, находящийся в папке Стандартные функции на рабочем столе компьютера) и выполняют их самостоятельно. При необходимости преподаватель помогает обучающимся.

Приложении 2 содержит 3 задачи, расположенные на разных листах рабочей книги.

Задача 1. Дана последовательность чисел (но некоторые ячейки данного диапазона пустые), для которой необходимо определить:

  • Общее количество чисел;
  • Максимальное число;
  • Минимальное число;
  • Среднее значение;
  • Сумму всех чисел.

Далее в данной задаче обучающимся предлагается самостоятельно освоить функции СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ, найдя:

  • Количество положительных чисел (категория Статистические);
  • Количество отрицательных чисел (категория Статистические);
  • Количество нулей (категория Статистические);
  • Сумму положительных чисел (категория Математические);
  • Сумму отрицательных чисел (категория Математические).

Задача 2. Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. В столбце А электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбцах B, C, D и E - оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5 и пустая ячейка, если выпускник не сдавал экзамен по уважительной причине. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 190 учащихся.

На основании данных, содержащихся в этой таблице выполнить задание:

  • Вычислить сумму баллов по каждому ученику (F2:F191);
  • Определить средний балл по каждому ученику (G2:G191);
  • Вычислить средний балл по каждому предмету (B192:E192);
  • Определить количество выпускников писавших экзамен по алгебре, русскому, физике и информатике (B195:E195);
  • Определить по каждому предмету количество сдавших на "5" (B196:E196) и на "2" (B197:E197).

Задача 3. Применение функции ЕСЛИ при проверке условий. Создать таблицу расчета премии за экономию горючесмазочных материалов.

(Выполнить задание 18.3 на стр.108 из учебника Михеева Е.В., Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009)

Внести недостающие данные и выполнить расчеты.

Работу сохранить в этой же папке с именем Приложение 2-Ответы.xlsx и показать преподавателю для проверки.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1. О каких встроенных функциях электронных таблиц Excel Вы сегодня узнали?

2. Учитывает ли функция СРЗНАЧ пустые ячейки при вычислении среднего значения ячейки? И ячейки, заполненные текстом? (нет)

3. Что определяет функция СЧЕТ? (кол-во непустых ячеек)

На сегодняшний день существует многообразие компьютерных программ для электриков-проектировщиков, основанных на электронных таблицах: Расчет сопротивления заземлителя, Расчет необходимого количества светильников при заданной освещенности, Расчет потери напряжения в сетях освещения, Подсчет материалов для спецификации, Расчет стоимости проекта и т.д., которыми возможно будете пользоваться.

На ваших столах лежит карточка. Отметьте высказывание, с которым Вы согласны и сдайте карточку преподавателю.

Уважаемый обучающийся!

Отметьте высказывание, с которым Вы согласны и сдайте карточку преподавателю.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1626167/96a5e3fe-c178-43ef-a76d-e10199a4b589/s1200

занятие было очень полезным для меня, я хорошо понял материал занятия и хорошо работал на занятии

https://pic.sopili.net/pub/emoji/apple/64/1f914.png

материал занятия временами был мне не понятен, я удовлетворительно понял материал

https://pic.sopili.net/pub/emoji/apple/64/1f641.png

пользы от занятия было мало, я не очень понимал, о чем идет речь

6. Домашнее задание.

Домашнее задание высылается обучающимся по электронной почте (файл ДЗ_Функции Excel.xlsx). На всех листах выполнить задание: в ячейках, выделенных цветом, составить формулы для выполнения расчетов.

Выполненное домашнее задание высылается преподавателю на электронную почту для проверки. В теме письма указать номер группы, фамилию и текст: «ДЗ», например: 3816-К_Иванов_ДЗ.

Лист 1.

Лист 2.

Лист 3.

Раздаточный материал.

Практическое занятие

Использование стандартных функций в Excel

Открыть материал с практическими заданиями (файл Приложение 2, находящийся в папке Стандартные функции на рабочем столе компьютера) и выполнить их самостоятельно.

Приложении 2 содержит 3 задачи, расположенные на разных листах рабочей книги. Задачи можно выполнять в любой последовательности.

Задача 1. Дана последовательность чисел (но некоторые ячейки данного диапазона пустые), для которой необходимо определить:

  • Общее количество чисел;
  • Максимальное число;
  • Минимальное число;
  • Среднее значение;
  • Сумму всех чисел.

Далее в данной задаче самостоятельно освоить функции СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ, найдя:

  • Количество положительных чисел (категория Статистические);
  • Количество отрицательных чисел (категория Статистические);
  • Количество нулей (категория Статистические);
  • Сумму положительных чисел (категория Математические);
  • Сумму отрицательных чисел (категория Математические).

Задача 2. Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. В столбце А электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбцах B, C, D и E - оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5 и пустая ячейка, если выпускник не сдавал экзамен по уважительной причине. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 190 учащихся.

На основании данных, содержащихся в этой таблице выполнить задание:

  • Вычислить сумму баллов по каждому ученику (F2:F191);
  • Определить средний балл по каждому ученику (G2:G191);
  • Вычислить средний балл по каждому предмету (B192:E192);
  • Определить количество выпускников писавших экзамен по алгебре, русскому, физике и информатике (B195:E195);
  • Определить по каждому предмету количество сдавших на "5" (B196:E196) и на "2" (B197:E197).

Задача 3. Применение функции ЕСЛИ при проверке условий. Создать таблицу расчета премии за экономию горючесмазочных материалов.

(Выполнить задание 18.3 на стр.108 из учебника Михеева Е.В., Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009)

Внести недостающие данные и выполнить расчеты.

Работу сохранить в этой же папке с именем Приложение 2-Ответы.xlsx и показать преподавателю для проверки.

Критерии оценки:

Оценка «5» - выполнены 3 задачи

Оценка «4» - выполнены 2 задачи

Оценка «3» - выполнена 1 задача

Оценка «2» - не выполнено ни одной задачи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование стандартных функций в Excel

Слайд 2

Задание 1. Назовите адреса выделенных ячеек

Слайд 3

Задание 2. Назовите адреса диапазонов ячеек

Слайд 4

Задание 3. а) Дан фрагмент электронной таблицы. Определите значения ячеек В1 и С1

Слайд 5

Задание 3. б) Дан фрагмент электронной таблицы. Определите значения ячеек С1 и С2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Основы работы в Excel"

Методическая разработка практического занятия по данной теме создана с целью оказания преподавателю методической помощи для эффективного формирования знаний,  умений и практических навыков у студ...

Методическая разработка урока "Функция" 7класс

На уроке вводится понятие функции в доступной для учеников 7 класса форме....

Методическая разработка Microsoft Excel (выпадающие списки, функция "ЕСЛИ")

Методическая разработка Microsoft Excel (выпадающие списки, функция "ЕСЛИ")...

Методическая разработка урока на тему «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц /Excel/»

Методическая разработка урока на тему «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц /Excel/»...

Методическая разработка урока "Функции и графики"

Урок-аукцион позволяет обобщить и систематизировать знания в области изучения функций и графиков функций....