Применение проектных методик в обучении английскому языку
методическая разработка по английскому языку по теме

Шеремет Татьяна Александровна

Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение проектных методик в обучении английскому языку


 

Со времени появления первых технических средств обучения, таких как магнитофон, оборудование лингафонного кабинета, диапроектор, кинопроектор, видеомагнитофон, все они активно используются учителями иностранного языка. Но за последнее время технический прогресс ушел далеко вперед, а современные технологии открыли новые возможности для обучения. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Как показывает практический опыт, даже те учащиеся, которые на стандартном уроке чувствуют себя неуверенно, или с неохотой выполняют задания, в компьютерном классе с удовольствием выполняют работу. Роль учителя здесь больше тьюторская, чем контролирующая. Поэтому ученик и учитель представляют не две противоположные стороны, а работают вместе, бок о бок, продвигаясь к достижению общей цели знанию. Также можно использовать графические возможности компьютера. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.

В настоящее время мы ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество. Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего я. Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо, прежде всего, общение.

Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

Результатами использования новых компьютерных технологий являются индивидуализация обучения, повышение мотивации учеников при обучении иностранному языку, усиление обратной связи ученик-учитель, объективность оценивания знаний, умений и навыков(т.к. оценивание результатов проводится компьютером), облегчение сбора статистики, выявление слабых мест в знаниях и дифференциация обучения, изменение структуры занятости учителя.
Метод проектов в изучении английского языка 

При проведении нестандартных уроков компьютерные технологии раскрывают огромные возможности. Это использование Интернет-форумов для общения с подростками из разных стран, развивающих мультимедийных программ, компьютерных словарей, фильмов и аудиовизуальных материалов в цифровом формате, локальной сети, дистанционного обучения, создание собственных проектов.

Но сторонники традиционных методов обучения могут возразить, что раньше мы прекрасно обходились без персонального компьютера на уроках, и вроде бы все было неплохо. Результаты работы были довольно высокими, ученики успешно овладевали знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего образования. Однако в центре внимания современной школы стоит, прежде всего, ученик как личность, личность творческая, активная, а не пассивно воспринимающая то, что ей предлагает учитель. И наши ученики диктуют нам абсолютно другие методы и подходы в обучении. Подростку уже мало тех методов и средств, которыми довольствовался младший школьник. Он стремится выразить себя, и не только в результатах своей работы, но и во внутреннем духовном мире.

Проектный подход в творческой деятельности детей играет важную роль в обучении и оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения, позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки в области гуманитарных дисциплин, способствует творческому развитию и решению воспитательных задач в образовательной деятельности.

Метод проектов в преподавании иностранных языков и общественных дисциплин это разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения, а также способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Проектный подход не только помогает закреплять полученные по дисциплинам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться, а часто знания, необходимые детям для работы над проектом, подстегивают развитие интереса к другим наукам.

 

Сегодня метод проектов используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

 Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению. Выделяем основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте

  1. исследовательские
  2. творческие
  3. приключенческие, игровые
  4. информационные
  5. практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

  1. с явной координацией
  2. со скрытой координацией

3. По характеру контактов

  1. внутренние (региональные)
  2. международные

4. По количеству участников

  1. личностные (индивидуальные)
  2. парные
  3. групповые

5. По продолжительности проведения

  1. краткосрочные
  2. средней продолжительности
  3. долгосрочные

Метод проектов в обучении языку

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  2. акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  3. выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  4. отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  5. наглядное представление результата.

Этапы работы над проектом

Определим следующие этапы работы над проектами:

  1. Определение темы проекта.
  2. Определение проблемы и цели проекта.
  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
  4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
  5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  6. Работа в группах. (Учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц.)
  7. Анализ собранной информации.
  8. Подготовка презентации проекта
  9. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
  10. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта.

Интеграция проектов в процесс обучения языку

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:

  1. использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
  2. служить альтернативным способом организации учебного курса,
  3. интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Проектная методика при обучении английскому языку в школе"

Я хочу показать конкретные обучающие действия учителя и действия учеников в процессе проектной деятельности....

презентация "Проектная методика при обучении английскому языку в школе"

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, принятие личной ответственности за продвижение в обучении....

Проектная методика в обучении английскому языку.

Проектная методика в обучении английскому языкуМошетова Марина Николаевна учитель английского языкаСтатья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языковВ современном обществе существует потребнос...

Реализация проектной методики при обучении английского языка в школе

Проектная технология является одной из важных технологий при обучении иностранному языку в школе. В работе рассматривается один из примеров, где применяется эта технология....

Проектная методика при обучении английскому языку в школе

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика....

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Мастер-класс по теме "Применение проектной методики на уроках английского языка".

Мастер-класс "Применение проектной методики на уроках английского языка" на примере введения новой лексики "Блюда, продукты питания"...