Главные вкладки

    Статья по английскому языку (10 класс) по теме:
    Формы и методы использования страноведческого материала на уроках английского языка

    Кравец Галина Федоровна

     

    Использование страноведческого и лингвострановедческого материала на уроках английского  языка
     
    При овладении иностранным языком учащиеся испытывают трудности, связанные с интерференцией двух языков (английского языка как иностранного  и родного языка), а также с отсутствием знаний о культуре страны изучаемого языка. 
    Использование страноведческого  материала   позволяет создать атмосферу языковой среды, адекватно организовать материал, что, в свою очередь, повышает уровень владения языком.
    Страноведение способствует усвоению системы знаний о социальной действительности и культуре, обеспечивающих интеллектуальное развитие и идейно-политическое воспитание учащихся.
    Лингвострановедение учитывает потребности и особенности деятельности учителя – сообщать знания о новой культуре, правильно интерпретировать факты изучаемой действительности средствами иностранного языка, объяснять исторические, бытовые, географические и другие реалии.
    Для эффективного обучения учащихся иностранному языку с позиций лингвострановедческого подхода необходимо определить содержательную сторону учебных материалов. Здесь особое внимание уделяется показу современного образа жизни через разнообразные аутентичные материалы, фотографии, рекламные проспекты, коллажи из титров газетных статей, отрывки из оригинальных литературных произведений, письма, телеграммы, открытки, юмористические рисунки, записи интервью, диалогов, опросов общественного мнения и т.д. Все это служит одним из эффективных средств семантизации языкового материала, создания коммуникативных ситуаций и повышения мотивации изучения немецкого языка. Тенденция использования аутентичных материалов не является новой, но в свете этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса и усиления роли лингвострановедения в обучении иностранным языкам она приобретает новые оттенки.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Формы   и  методы использования  страноведческого  материала  на  уроках  английского  языка

    (Из  опыта  работы  по теме  самообразования )

    Учитель   английского  языка Кравец Галина  Фёдоровна, МБОУ СОШ№16 с.Александровское, Ставропольский  край

    Еще недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки.

    Меняется жизнь - изменилось и отношение  к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия  мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения совместного международного бизнеса, пользование Интернетом.

     Наблюдая за учащимися и изучая передовой педагогический опыт работы педагогов –новаторов   Кузовлева В.П, Тучковой Т.У., Пассова. , я составила  таблицу, которая  мне очень помогает – таблица мотивов учеников, которые изучают английский язык.

    Make a monologue,

    Use the following ideas:

    THE world language

    I learn English at school

    In future I want

    -English is the world language

    -It is the main language of business , sports,science

    -English is the world s computer language

    -I learn things by heart

    -read texsts, poems

    -We act out diologues

    -Write tests, dictations

    -

    -To  earn a  lot of money

    -to  travel everywhere

    -to  read books in  English

    -to  make friends from other countries

     Общим мотивом может быть стремление поехать в заграничную поездку, переписываться со сверстниками иностранцами, использование компьютера. Эмоциональным мотивом обычно (чаще всего) является болезнь выглядеть смешным  перед  одноклассниками, из-за незнания, нежелание подвести группу.

    В  процессе  обучения   я учитываю возможности  учеников  и  степень сложности  учебного  материала. Уроки я  строю  так,  чтобы  ученик  проявил  свои  умственные  возможности,  почувствовал  заинтересованность  в  совершенствовании  своих  индивидуальных  способностей..Учебный  материал  предлагаю  по  модели  пройденное + данное   +  новое. Примером  может  служит  тема  в 10  классе  «Is in  easy  to  be  a  president?»  В  процессе изучения  темы  выяснилось  ,  что  учащиеся  испытывают  интерес  к  вопросу  президенства  в  Америке. Было дано  задание  подготовить  презентации  на  темы  «Самые  знаменитые  президенты  Америки»,»  «Женщины  -политики».Материал  получился  очень  интересным, так  был  связан  не  только  с  получением  информации  на  английском  языке  ,из  языковых  источников,  но  и с  переводом  газетных  статей   с  русского  языка  на  английский,  что  способствовало  совершенствованию    навыков  перевода, обогащению  лексико-грамматического  словаря. Другим примером является  урок «У карты мира »(9 класс), при обучении устной речи, чтению. Ученики играют  роль представителя ( чаще президента) одной из стран и готовят сообщения о «своей» стране, о проблемах, которые там есть. Другие ученики готовят вопросы к ним по проблемам: политика, экология(состояние рек, лесов, экологические катастрофы), мероприятиях по охране окружающей среды, об известных личностях, автофирмах  данного государства (4 вопроса разного типа:  Кто? Что ?  Где? Куда ?). Готовясь к этим урокам, учащиеся не только овладевают языковым , страноведческим материалом, умениями ознакомительного, изучающего, поискового чтения, но развивают умение рассказывать об определенных фактах, событиях, учатся обмену мнениями, высказывают свое отношение к ним,  выражают благодарность, радость, огорчение, несогласие, вежливо переспросить, представить себя.

    Анализ  интересующих  старшеклассников  проблем  показывает, что  в  качестве  основных  есть  четыре  блока  учебных  тем  при  изучении  страноведческого  материала.:

    -проблемы  молодёжи

    -мода, досуг

    -образование

    -о  себе  и  окружающем  мире.

    Изучение  этих  тем  напрямую  связано с  содержанием урока, который включает следующие компоненты:

    1. Лингвострановедческий компонент:

    - Знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их а также фоновую лексику (антропонимы, топонимы); фразеологизмы, пословицы, афоризмы и как источник национально- культурной информации. Как  правило это  уроки  знакомства с культурой на  основе  текстов о праздниках, символах, традициях.

    - Знания страноведческих тем, связанных с общими знаниями об Англии и ее истории.

    (Английский  юмор, история   и  традиции королевской  семьи, знаменитый  король  Артур и т.д .) Одним  из  видов работы  по  истории  Англии может  быть  вечер английской поэзии, либо  инсценировок  по  произведениям   Марка Твена,Шекспира.

    2. Обще-учебный компонент:

    - Учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников 10-11 классов способности работать в различных режимах (ученик-учитель; ученик-ученик; ученики -ученик; группа-ученик и другие) объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Это  уроки  - презентации, проекты, когда группа  учащихся  из 3-5 человек  вбирает  тему  ,готовит  сообщение  ,а  затем  защищает  её  перед  классом. Обязательным  условием  является  задать  вопросы  по  теме, оценить  на  английском  языке.

    - Учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал. Интересными в этом  плане  являются  работы учащихся  по   таким  темам как   «Субкультура»,  «.Политика», «Проблема  отцов  и  детей» в  виде  презентаций, репортажей, интервью, встреч.

    - Учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения.

    Формы  урока  разнообразные:урок-путешествие,урок-телемост,урок-журнал,урок-экскурсия,урок-викторинаи т.д.

     Эффективным для поддержания интереса учащихся к изучаемому языку является элемент игры на занятиях

    Необходимо помнить, что особенностью игры в школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Как отмечает методист Н.И. Гез, «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Цель ролевой игры – сконцентрировать внимание участников на коммуникативном использовании единиц языка».

    - использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации общения ,эффективности учебного процесса;

    - проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;

    - разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

    Пример игры, проводимой на неделе английского языка в школе – это вариация на тему популярных телевизионных передач «Who is the  cleverest?» «Clever  men and clear heads» Игра проводится для учащихся 5-11-х классов в рамках недели иностранного языка. Выбираются команды по 6 участников (из разных классов). Каждая команда выбирает себе название. Игра проходит в два тура, построенных по образцу телепередачи, включает в себя многочисленные задания на английском языке, для решения которых необходимо хорошо знать языковой материал, а также проявлять смекалку и сообразительность. Вопросы и задания  могут  быть  разнообразные.

    1. Do you know anything about English writers and poets? Speak about one.

    2. Who is called by the British people «Our national bard», «The bard of Avon»? (Shakespeare)

    3. Who is considered to be the national poet of Scotland? (R. Burns)

    4. What was B. Britten? (a composer)

    5. Where does Royal Shakespeare Company perform? (in Stradford-on-Avon)

    6. Who is the national hero of Britain, the defender of the poor? (Robin Hood)

    7. What is the London home of the Queen? (Buckingham Palace)

    8. What was the first most terrible prison in Great Britain? (the Tower)

    9. Who was the first woman Prime Minister of Great Britain? (M. Thatcher)

    10. What events come to your mind when you look at the map of Great Britain and see the following place-names: Edinburgh, Alderborough, Langollen, Liverpool? (Queen Elizabeth II, the Beatles, Eisteddfod, Aldeborough Festival)

    11. Where is the Poets' Corner? (in Westminster Abbey)

    12. Give Russian equivalents of the English proverbs:

    Don't pull my leg.

    To beat the air.

    Keep your chin up.

    13. The British like to drink their tea with . . . . What kind of tea do they call Russian tea? (tea with lemon)

    14. What's the English for «Быть или не быть» (to be or not to be?)

    15. Translate from Latin: «Veni, vidi, vici».

    16. What's the French for «Look for a woman»?

    17. What's the English for «грудной ребенок»?

    18. Give British equivalents of the following words:

    1. elevator

    4. truck

    2. subway

    5. first floor

    3. movie

    19. Which statements are wrong:

    a) Great Britain consists of three parts: England, Scotland and Wales,

    b) Great Britain consists of four parts: England, Scotland, Wales and Northern Ireland.

    c) The United Kingdom consists of all the members of the British Commonwealth.

    20. Which statement is correct:

    a) Canadians speak English,

    b) Canadians speak French.

    c) Canadians are bilingual.

    21. Which country is the nearest continental neighbour of Great Britain:

    a) France

    b) Spain,

    c) Ireland.

    22. Make as many words as you can out of the word «Thunderstorm».

    23. Match the date with the month and name the British holidays: 26 25 31 14 31 May or April

    26th December

    Boxing Day

    25th December

    Christmas Day

    31st December

    New Year Day

    14th February

    St. Valentine's Day

    31st October

    Halloween

    April or May

    Easter

    На каждом этапе были продуманы методы обучения и формы организации познавательной деятельности. В задачу учителя входит стимуляция активной работы учащихся в достаточно быстром темпе, соответствующем способностям учащихся данного класса, создание благоприятной и дружественной атмосферы на уроке, а также увлечение детей специально подготовленным лингвострановедческим материалом, который соответствует их возрастным потребностям и интересам и погружение учеников в языковую (англоязычную) среду.

    В заключение работы хочется отметить, что в настоящее время лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку занимает большое место. Учебно-методические пособия по современному английскому языку  имеют практическую направленность,  Изучаемый речевой этикет, содержание уроков в пособиях по английскому языку включают  все важнейшие моменты, характеризующие жизнь в англоязычных странах. Пользуясь дополнительным материалом по страноведению, нестандартными формами проведения уроков, учитель повышает интерес к предмету, способствует лучшему усвоению программного материала. А изучающий язык остается носителем своей собственной культуры, однако его фоновые знания обогащаются, приобретенные элементы культуры страны изучаемого языка; тем самым, как личность он становится в какой- то мере носителем мировой культуры и начинает лучше понимать и ценить собственную культуру.

    Благодаря использованию лингвострановедческих и страноведческих материалов занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а также равно-партнерским сотрудничеством учащихся и учителя.

    ****


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

    Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур нео...

    Формы и методы формирования ключевых компетенций на уроках английского языка в школе

    Материал содержит статью о формах и методах формирования ключевых компетенциий на уроках английского языка в школе ,а та...

    Игровые приемы как активные формы и методы обучения на уроке английского языка

    Статья раскрывает вопрос использования игровых приемов в процессе обучения английскому языку....

    Основные виды использования ИКТ на уроках английского языка

    В статье рассматриваются основные направления использования ИКТ на уроках английского языка. The article considers ...

    Методическая разработка "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка"

    Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. Как научить: понимать устные и ...

    Статья "Роль использования интерактивной доски на уроках английского языка"

    Статья о важности использования интерактивной доски на современном уроке английского языка....

    Активные методы обучения на уроках английского языка

    Материал содержит историю развития и становления методов обучения. Перечисляются педагоги, занимавшиеся изучением пробле...

    Обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка

    Материал содержит обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе...