Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка
статья по английскому языку (10 класс) по теме

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеоматериалы и пр. Это позволяет по-настоящему выучить иностранный язык, пробудить интерес к изучению иностранного языка, развить языковое мышление. Уроки проходят в непринужденной, оживленной атмосфере. Уже на начальном этапе обучения неплохо говорят, понимают живую речь, читают и пишут.

Коммуникативная методика обучения иностранным языкам имеет еще одно преимущество: с самого первого урока общение в классе осуществляется только посредством изучаемого языка. Таким образом, это помогает школьникам   преодолеть одну из главных трудностей при изучении иностранного языка - языковой барьер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kommunikati.zip3.82 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативный метод обучения иностранному языку

В нашей школе используется повсеместно признанный в мире "коммуникативный метод", который занимает первое место среди наиболее активно используемых методов изучения иностранных языков и используется в большинстве ведущих языковых школах мира, в том числе и в школе и в нашей школе

Коммуникативная методика дает возможность получить стройные и устойчивые знания, так как упор делается на обучение  школьников  активному общению на языке и развитию всех четырех языковых навыков:

  • восприятие на слух (аудирование)
  • умение говорить
  • чтение
  • письмо

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеоматериалы и пр. Это позволяет по-настоящему выучить иностранный язык, пробудить интерес к изучению иностранного языка, развить языковое мышление. Уроки проходят в непринужденной, оживленной атмосфере. Уже на начальном этапе обучения неплохо говорят, понимают живую речь, читают и пишут.

Коммуникативная методика обучения иностранным языкам имеет еще одно преимущество: с самого первого урока общение в классе осуществляется только посредством изучаемого языка. Таким образом, это помогает школьникам   преодолеть одну из главных трудностей при изучении иностранного языка - языковой барьер.

Для повышения эффективности урока с точки зрения разговорной практики я  объединяю   школьников  в пары или мини-группы и предлагаю  им совместно выполнить какое-либо устное задание. В процессе групповой или парной работы учащиеся избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретно поставленную преподавателем задачу, учащиеся  фокусируют свое внимание на определенной тематике и учатся использовать новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

Кроме работы в парах, учитель организует коллективные обсуждения и проводит ролевые игры, выступая в роли ведущего. При этом я  определяю  тему беседы, слежу  за тем, чтобы каждый школьник  получил возможность высказать свою точку зрения, задаю  наводящие вопросы.

Кстати, во время урока не принято разговаривать на родном языке. Правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой  учащимся  лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядный пособий. Широко используются также современные компьютеры с CD, Internet, ТВ программы, газеты, журналы и т.д. Все это способствует пробуждению у школьников  интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка.

Очень эффективны и доступны на начальном этапе обучения ролевые игры и драматизация. Драматизация - представление в виде сцен рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в речь. Здесь разыгрываются повседневные ситуации, например: покупка, поздравление, знакомство, выбор маршрута путешествия (в бюро путешествий, в железнодорожной кассе и т.д.).

Участники ролевых игр могут исполнять различные социальные роли (бизнесмен, продавец, пассажир и др.), а также роли вымышленных персонажей. Их задача при этом заключается в разрешении проблемной ситуации. Например: "Вы приехали в другую страну и по ошибке попали не в ту гостиницу, в которой у вас забронирован номер. Вы пытаетесь объяснить ресепшионисту, что Вам надо в другую гостиницу."

На продвинутом этапе довольно эффективными являются игры типа "Брейн ринг", которые помогают расширить знания культуры, литературы, традиций стран изучаемого языка и своей страны, общую эрудицию и сообразительность, лингвистический кругозор. Например: "В чем состоит отличие американского футбола от европейского?" или "Назовите города и штаты США, имеющие одинаковое название", "Каково первоначальное значение английского слова 'хобби'?"

Очень популярны на занятиях по иностранному языку дискуссионные игры, где обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Содержанием таких дискуссий может быть любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и т.д. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой и предоставляется возможность высказывать свое мнение. Преподаватель берет на себя роль организатора общения, задает наводящие вопросы, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Ну, а конечный результат - свободное и грамотное общение на иностранном языке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.

Понятие коммуникативная компетенция.Упражнения, рекомендуемые для формирования коммуниктивной компетенции...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья о том, как можно эффективно формировать коммуникативную компетентность учащихся за счет применения элементов интенсивного метода обучения на уроках иностранного языка в школе....

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка       при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе...

Статья "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка"

Методическая статья-рекоммендация для учителей иностранных языков в школе....