Использование проектной работы для усиления воспитательного потенциала обучения иностранному языку
материал по английскому языку по теме

Материал включает следующие разделы: Роль проектной работы при обучении иностранному языку. Признаки проектно-ориентированного обучения. Типология проектов. Рекомендации по организации проектной деятельности. Этапы разработки структуры проекта и его проведения. Рекомендации по организации проектной работы.Объекты контроля. Оценивания проектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 121

Теоретическая часть методической темы:

«Использование проектной работы для усиления воспитательного потенциала обучения иностранному языку»

Учитель английского языка: Ахметова З. Р.

2007 год

План.

I. Роль проектной работы при обучении иностранному языку

II. Что такое иностранный язык?

  1. Признаки проектно-ориентированного обучения
  2. Типология проектов

III. Рекомендации по организации проектной деятельности

  1. Этапы разработки структуры проекта и его проведения
  2. Рекомендации по организации проектной работы.

IV. Объекты контроля. Оценивания проектов.

V. Заключение

I. Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь. Изучение языка другого народа – явление сейчас нередкое, но поддерживать интерес у школьников – дело нелегкое. Как организовать условия, при которых обучение английскому языку протекало бы наиболее успешно?

По мнению современных отечественных и зарубежных дидактов проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность. В проекте все идет от фантазии, воображения, поэтому все проектные работы получаются разными, непохожими друг на друга.

Применение проектной методики обеспечивает условия сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора.

II. Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально–эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и д.р.).

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проектная работа необходима и важна для осознания учащимися того, что иностранный язык является не только целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования. Проекты способствуют формированию и развитию надпредметных компетенций, таких как образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и личностного самосовершенствования.

Проектная работа дает возможность:

  1. Включить учащихся в исследовательскую, поисковую, реальную практическую деятельность в школе и за ее пределами;
  2. Индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим учащимся право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала и источников его получения;
  3. Совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;
  4.  Использовать современные технологии для сбора и обработки информации;
  5. Интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;
  6. Развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.

II.1. Анализ российской и зарубежной литературы по проектно-ориентированному обучению позволил выделить четыре признака этой технологии:

  1. соотнесенность с объективной реальной действительностью;
  2. соотнесенность с субъектом деятельности;
  3. ориентация на продукт деятельности;
  4. методическая соотнесенность (Т. Копферман, Р. Зигле.)

1. Соотнесенность с объективной реальной действительностью предполагает наличие социально и личностно значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний. Как утверждают немецкие исследователи, проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных событий и т.п., когда обнаруживается дефицит знаний неспособность решить возникшую задачу, что вызывает желание глубже исследовать создавшуюся проблему.

2. Соотнесенность с субъектом деятельности предполагает ориентацию на интерес учащихся, их самоорганизацию и ответственность.

Фактор соотнесенности проектного обучения с субъектом деятельности предполагает воспитание у учащихся чувства ответственности за свою работу и за общее дело, желание выполнить порученное группе задание.

Осознанная взаимозаинтересованность членов проектной группы, установившееся доверие благодаря психологически комфортной атмосфере являются в неменьшей степени, чем другие факторы (умение работать самостоятельно, интерес к теме исследования и др.) основой для успешной продуктивной деятельности.

3. Методическая соотнесенность проекта предполагает учет уровня обученности и обучаемости учащихся, их предметных знаний, общеучебных и специально учебных умений, их социальной компетентности, т.е. умений взаимодействия с членами группы.

Проект предполагает собственную ответственность учащегося за распределение времени, за содержание и формы работы.

Важной составляющей методической организации проектной деятельности  является целостное обучение, т.е. включение всей психической сферы личности: когнитивной, творческой,  эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой.

Использование целостного обучения при работе над проектом помогает связать чувственный опыт учащихся с их деятельностной ориентацией, сближает школу и жизнь, теорию и практику, позволяет ученикам выйти за рамки академических школьных будней

4. Ориентация на продукт деятельности большинство исследователей считают, что проект ориентирован главным образом на результат, т.е. на продукт деятельности. (А. Шмидель, К. Фрей, К. Налепа, Р. Вике). Именно в продукте проекта реализуется, на их взгляд, весь процесс проектной деятельности, его целенаправленность, социальная и практическая значимость, самостоятельность, целостность. Весь смысл проектной работы заключается, по мнению многих исследователей, в результате деятельности, которая завершается презентацией созданного продукта. Какую форму принимает этот продукт (стенгазета, коллаж, инфокиоск, учебная кассета, фотовыставка, пантомима, скульптура, акция, брошюра, поход, экскурсия, праздник) – дело второстепенное. По мнению, Р. Вике, продукт отражает процесс его создания.

Т. Копферман и Р. Зигле считают, что ориентация на продукт дисциплинирует учащихся: никто не хочет ударить в грязь лицом перед зрителем и поэтому  все работают с полной отдачей.

Однако следует подчеркнуть, что ряд других исследователей ориентируют проектную деятельность скорее на процесс, чем на продукт. Такую точку зрению разделяют многие учителя иностранного языка, поскольку они считают, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это прежде всего коммуникативная  деятельность, включенная в другие виды деятельности.

Существует и третья точка зрения, при которой и процесс проектной деятельности и его результат одинаково важны.

Обращение к методу проектов особенно эффективно на этапе творческого применения языкового материала. Метод проектов может позволить активизировать мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщение, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названых умений является задачей обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или оного решения. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение лаконично излагать свою мысль.

Кроме того, для участия в проектной работе учащиеся должны владеть определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность (планировать свою деятельность, принимать решения). Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в обучении иностранному языку). Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка.

II. 2. Типология проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов:

1) Доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.; а) Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования  актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

б) Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

в) Ролево-игровые проекты. В таких проектах структура остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

г) Информационные проекты. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источников информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование,  проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,  аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе в сети интернет,  обсуждение в телеконференции и т.п.).

д) Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования напр. По экологии; программа действий; рекомендации; проект закона; справочный материал; словарь; дизайн напр. квартиры, учебного кабинета).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.

2) Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

а) Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения проблемы. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей и задач проекта, знаний и умений, которые ученики должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации, которую участники проекта выбирают самостоятельно.

б) Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, а так же объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить сложную проблему. Такие проекты требуют квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы творческих групп, имеющие четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

3) Характер координации проекта: с открытой и скрытой координацией;

а) Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу участников, организуя этапы проекта, деятельность его участников (например, договорится каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью, собрать репрезентативные данные и т.п.).

б) Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор выступает как полноправный участник проекта. Примером таких проектов могут служить телекоммуникационные проекты.

4) Характер контактов: внутренний или региональный и международный.

а) Внутренние, или региональные, проекты организуются внутри школы, на уроках по одному предмету,  или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

б) Международные проекты. Участниками таких проектов являются представители разных стран. Для реализации таких проектов требуются средства информационных технологий.

5) Количество участников проекта; по количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные (между 2 партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами).

6) Продолжительность проекта; по продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или  части значимой пробелены); средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (до года).

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов практико-ориентированных и исследовательских. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, необходимо соблюдать основные требования к использованию метода проектов.

VI. Основные требования к использованию метода проектов:

1) Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями и т.п.);

2) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства парка и т.п.);

3) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов с распределением ролей);

5) Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающей из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов их исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы.

III. 1. Исходя из основных требований, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения (см. сл. стр. №9).


Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем, выбор рабочих групп

Уточняют информацию, обсуждают задание, выявляют проблемы

Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает

2

Планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обоснование каждой из гипотез

Выдвигают гипотезы, обсуждают гипотезы, формируют задачи

Помогает в синтезе и анализе, наблюдает

3

Выбор методов проверки принятых гипотез

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Обсуждают методы проверки в группах, выбирают оптимальный вариант, определяют источники информации

Наблюдает, консультирует, советует

4

Выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей

гипотезу, выполнение проекта

Работают с информацией, синтезируют и анализируют идеи, проводят исследование, оформляют проекты

Наблюдает, направляет процесс анализа, советует

5

Защита проектов

Представление результатов проектов, оценка результатов  

Защищают проекты, участвуют в коллективной оценке результатов деятельности

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования


III. 2. Рекомендации по организации проектной работы:

1) учитель должен тщательно подготовиться к выполнению задания (например, установить необходимые контакты с официальными представителями или учреждениями, найти подходящие источники материалов и т.д.);

2) необходимо убедиться, что каждый ученик понимает конкретное задание, которое ему предстоит выполнить;

3) учитель должен подробно объяснить, что и как следует делать;

4) терпимо относиться к шуму;

5) внимательно наблюдайте за тем, что делают ученики, при необходимости выясните проблемы и помогите разрешить их;

6) необходимо знать о деятельности ученика за пределами класса, но не осуществлять строгий контроль, так как проект – возможность выражать собственные идеи школьника;

7) создавайте успешно действующие группы, которые необходимо сохранять до окончания работы над проектом;

8) формирование группы зависит от интересов учащихся, взаимоотношений между ними; предпочтительное количество учеников в группе 3-4 ученика; желательно формировать группы детей с разными способностями;

9) на уроки защиты проектов можно пригласить других учителей иностранных языков и учащихся других классов, которые могут выступить как эксперты.

IV. Оценка проектной работы – нелегкое дело. Что же является объектом контроля?

Письменная речь: учащиеся представляют проекты в письменном виде, при этом оценивается содержание и организация материала, что собственно ценится, оригинальность и мотивированность собственной исследовательской части.

Следует отметить, что в результате такой деятельности формируются интегративные коммуникативно-познавательные умения, в частности подбирать иллюстрации, адекватно рассматривающие понятийное содержание текста.

Устная (монологическая подготовленная) речь: учащиеся в течение нескольких минут отвечают на вопросы. Оценивается содержательная сторона речи, адекватность реакции на вопрос, умение взаимодействия с собеседником, разнообразие лексико-грамматического материала, лексическая, грамматическая и фонетическая грамотность.

Однако необходимо отметить, что для самоутверждения ребят важно оценить не только продукт их работы, но и учесть процесс подготовки, т.е. оценить важность материала, возможность его дальнейшего использования, способы сбора, систематизации и обобщения информации и т.п. Во время защиты проекта можно дать дополнительные баллы за оригинальность представления.

Таким образом, язык – составная часть всего проекта, но оценивать проект только на основе лингвистической правильности ошибочно. Оценку выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации.

Но как быть с ошибками? Некоторые педагоги советуют не исправлять ошибки в конечном варианте проекта или не делать этого чернилами красного цвета, это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов.

Поэтому, можно советовать ученикам делать черновой вариант проектной работы, после проверки, в конечном варианте ошибок не будет или будет гораздо меньше. Если в конечном варианте есть ошибки, можно исправить их карандашом или записать замечания на отдельном листочке.

V. Многие школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.

Проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят.

Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все.

В результате практической деятельности ребята учатся оценивать себя: что каждый может достигнуть, чего добиться и как это сделать. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения, как на родном, так и на иностранном языке.

Литература:

1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. -1991.- № 3.

2. Полат Е.С. Метод проектов на урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. -2000.- №2, 3.

3. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. -2005.- №8.

4. Маркова Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне (X-XI классы) // Иностранные языки в школе. -2006.- №2.

5. Никитина Л.Л. Развитие личной активности учащихся средствами английского языка. // Иностранные языки в школе. -2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

мультимедийная презентация к теме по самообразованию...

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

Данная работа посвящена изучению проблем воспитания в школе. А так же рассмотренны некоторые методы достижения задач воспитания на уроке иностранного языка....

Реализация воспитательного потенциала предмета «иностранный язык» как необходимое условие формирования личности

 Процесс преподавания иностранного языка имеет потенциальные возможности развития личности. Иностранный язык выступает прежде всего как средство коммуникации, а главная цель его изучения – развитие ин...

Презентация "Использование внеурочной работы для формирования интереса к обучению иностранного языка"

Презентация "Использование внеурочной работы  для формирования  интереса к обучению иностранного языка"...