Обучение письму в начальной школе
статья по английскому языку по теме

 

Начальный этап в средней школе - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования.
Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоминается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа.
Уже на начальном этапе закладываются универсальные коммуникативные умения, создаются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, развивается коммуникативно-речевой такт, коммуникабельность. Первыми вехами в достижении целей становятся:
1.    Умение слушать собеседника, реагировать на вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор.
2.    Умение извлекать нужную информацию при чтении и слушании.
3.    Умение общаться в письменной форме.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_pismu__v_nachalnoy_shkole-1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Начальный этап в средней школе - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования.

Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоминается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа.

Уже на начальном этапе закладываются универсальные коммуникативные умения, создаются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, развивается коммуникативно-речевой такт, коммуникабельность. Первыми вехами в достижении целей становятся:

  1. Умение слушать собеседника, реагировать на вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор.
  2. Умение извлекать нужную информацию при чтении и слушании.
  3. Умение общаться в письменной форме.

При овладении письменной речью младшие школьники учатся:

  1. писать буквы английского алфавита;
  2. списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые  предложения;
  3. восстанавливать слово, предложение, текст;
  4. заполнять таблицы по образцу;
  5. записывать слова, предложения под диктовку учителя;
  6. отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке;
  7. заполнять простую анкету (имя, фамилия, возраст, любимая сказка, любимая еда, любимый вид спорта и т.д.);
  8. писать поздравление с Новым годом, с рождеством, с днем рождения;
  9. писать короткое личное письмо зарубежному другу, правильно оформлять конверт.

На первом году обучения ведется активная работа по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографии в пределах изученной лексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме дети пользуются цветовой сигнализацией (красный цвет – гласная в открытом слоге, зеленый – в закрытом слоге, синий – согласная, черный – нечитаемая гласная или согласная, желтый или оранжевый – сочетания гласных типа ea, oo.)(начиная с 38 урока).

Уже в первом полугодии, когда происходит знакомство ребят с буквами и буквосочетаниями английского алфавита, предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется непосредственно на уроке. Чаще всего это прописывание букв на доске и в тетрадях по образцу под руководством учителя.

Обучение графике производится в такой последовательности:

- показ буквы (прописной и строчной);

- медленное написание буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями для осо знания действий, выполняемых при написании;

- вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизво дить движение ручкой в воздухе за учителем;

- написание буквы детьми в тетрадях.

Таким образом, обучение графике включает в себя: зрительное восприятие буквы; фиксацию учителем внимания учащегося на особенно сти начертания буквы; написание буквы учащимися под руководством учителя в классе; тренировку в написании буквы самостоятельно дома.  Следует обращать внимание учащихся на особенности написания букв, например, в букве b вертикальная черточка расположена слева, а в букве d - справа, в букве N наклонная линия идет сверху вниз слева направо (не путать с русским И).

На втором и третьем году обучение опирается на умения и навыки письма, сформированные ранее, и развивает их. Закрепляются графические навыки, продолжаются формироваться орфографические навыки.

Сложность и объем письменных заданий постепенно нарастает. На уроках выполняются экономные, в отношении затраченного времени, письменные задания, например, заполнить таблицу, составить диаграмму и т.д. Основной объем письменных заданий рассчитан для самостоятельного выполнения дома. Письменные домашние задания, предлагаемые в заключительном подразделе каждого раздела учебника, выстроены в определенной логической последовательности: от простых к сложным, от тренировочных (например, по образцу, по аналогии) к более самостоятельным, творческим, выполняются параллельно. 

Упражнения и методические приемы обучения письму и письменной речи подробно изложены в «Настольной книге преподавателя иностранного языка (авторы Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, Минск, 2001). Многие из них я использую в своей работе.

  1. Расположите все буквы в алфавитном порядке.
  2. Соотнесите печатные буквы с прописными.
  3. Соотнесите транскрипцию с указанными словами, скажите, в каких позициях и словах произносится данный звук.
  4. Сгруппируйте слова по буквам алфавита.
  5. Найдите спрятавшиеся слова и выделите их цветными  карандашам - aeoncatfpnamear
  6. Выпишите из текста слова, которые можно обозначить следующими значками.
  7. Сгруппируйте все слова из списка по частям речи.
  8. Образуйте новые слова, добавляя одну или две буквы (not – note, fat – fate, tea - teach).
  9. Напишите диктант, в котором воспроизводятся знакомые слова.
  10. Составьте предложения из наборов слов и запишите их в тетрадь
  11. Решите кроссворд (чайнворд).
  12. Составьте предложения по образцу.
  13. Объедините разрозненные реплики диалога и запишите в тетрадь.

Обучение письму как виду речи происходит в русле решения коммуникативных задач, например, написать письмо герою сказки или реальному лицу; заполнить анкету, опросный лист; подготовить вопросы для интервью; составить распорядок дня, план рассказа, кратко изложить содержание прочитанного, используя фразу из текста; написать заметку в газету.

Предполагается, что к концу начального этапа учащиеся должны уметь:

  1. самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения, используя в случае необходимости словарь;
  2. составлять подписи к картинкам;
  3. письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);
  4. составлять план устного сообщения в виде ключевых слов, делать выписки из текста;
  5. писать краткое письмо или поздравление зарубежному сверстнику по образцу на доступном детям уровне в пределах изученной тематики, используя словарь в случае необходимости.

Я предлагаю учащимся помимо упражнений в учебнике, прописях и рабочих тетрадях и дополнительные письменные упражнения,  как для выполнения  в классе, так и дома. Эти задания  я дифференцирую по степени сложности для того, чтобы каждый учащийся смог испытать чувство успеха, уверенность в собственных силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков говорения и письма в начальной школе на примере учебной ситуации "Диалог на вокзале"

резентация представляет собой методическую разработку для учащихся 4-го класса школ с углубленным изучением английского языка...

Доклад "Приемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами основной школы"

В докладе рассматриваются проблемы приемственности между начальной и средней школы в предверии ФГОС...

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Урок чтения и письма в начальной школе в подготовительный период в классе слепых

Методические рекомендации по проведению уроков чтения и письма в классе слепых подготовлены мной для учителей начальных классов школы, не имеющих специального дефектологического образования.  Дан...