Реализация проектной методики при обучении иностранному языку
статья по английскому языку на тему

Ступак Наталья Сергеевна

 

В последнее время часто поднимается вопрос о применении новых технологий в современной школе. И это не только новые технические средства, но и новый подход к процессу обучения. Причём особое внимание уделяется более активным видам самостоятельной индивидуальной работы. В данном материале рассматривается методика проектной работы по английскому языку в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация проектной методики при обучении иностранному языку в школе. Из опыта работы.

Автор:  Ступак Наталья Сергеевна

учитель английского языка

ГбОУ СОШ 254 г.Санкт-Петербург

В последнее время часто поднимается вопрос о применении новых технологий в современной школе. И это не только новые технические средства, но и новый подход к процессу обучения. Причём особое внимание уделяется более активным видам самостоятельной индивидуальной работы.

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников в свете реформирования школьного образования и внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс. Одна из таких технологий – проектная методика – способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и их уровня  обученности.

Проектная методика – это совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

При использовании этой методики решаются следующие задачи:

  1. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию из различных источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и последствия.
  2. Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а побуждают к практическим действиям, затрагивая эмоциональную сферу учеников и как следствие, усиливают мотивацию к обучению.
  3. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая в микрогруппе или индивидуально, должен представить своей группе результаты деятельности.
  4. Совместная работа учит учащихся доводить дело до конца: они должны представить результаты своего труда в виде какого-либо продукта – статья в газету, сообщение, обработка статистических данных, видеозапись, альбом, коллаж, стенгазета.

Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе его выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением социально-практических умений и навыков (сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ, умение пользоваться программой Power Point для создания презентаций и т.д.) Обсуждение результатов выполнения проекта проходит в форме защиты. Это требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию

Задача учителя – дать нужное направление творческому мышлению учащихся, стимулировать творческий поиск, дать толчок к исследованию, поиску новых путей решения той или иной проблемы.

Пример реализации проектной методики в 10 классе

Название

Quality of Life

За основу проекта взята идея

Оценка уровня жизни населения посредством изучения английского языка

Предметный раздел

Иностранный язык, социология, обществознание.

Предмет

Английский язык

Проект проведён в

10 классе

Краткое описание выполнения проекта

В основе проекта лежит самостоятельная поисковая деятельность учащихся по сбору информации об уровне жизни населения городов Санкт-Петербург и Выборг.

Учащиеся создали проекты по своим темам и представили их в виде постеров на обсуждение в классе.

Итогом работы является презентация проекта и создание общего буклета на тему «Качество жизни населения в мегаполисе и провинциальном городе»

Руководители проекта

Ступак Н.С. учитель I категории

Ваучская Г.Г. учитель высшей категории

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Подготовка

Определение темы и целей проекта.

Учащимся было предложено найти материал и иллюстрации к своей теме, создать отчёт по результатам своей работы и представить в виде постера.

Ход выполнения проекта

Первый этап – «Мозговой штурм». Планирование.

What aspect of quality of life do you know?

In what ways would you like to improve the quality of your life?

  1. Разбивка предмета исследования на более мелкие подтемы (Cost of living, Infrastructure, Climate, Risk and safety, Environment, Health, Leisure and culture)
  2. Формулировка задач
  3. Определение возможных источников информации
  4. Определение способов её сбора и анализ
  5. Определение способов представления результатов
  6. Установление критериев оценки результата
  7. Распределение заданий
  8. Разработка плана действий каждого ученика
  9. Анализ возможных трудностей.

Второй этап – самостоятельная работа учащихся.

  1. Сбор информации каждым участником проекта
  2. Консультации учителя
  3. Обмен информацией, работа в группе
  4. Распределение собранного материала
  5. Подготовка отчётов в виде постера

Третий этап – представление проекта «Качество жизни населения мегаполиса и провинциального города. Конференция»

  1. Подготовка сценария проведения конференции
  2. Подготовка оборудования
  3. Демонстрация результатов работы групп
  4. Коллективное обсуждение и самоанализ
  5. Подведение итогов

Принципы оценивания работ при проведении проекта

Оценивается употребление новых лексических единиц по теме, правильное произношение, умение задавать вопросы и отвечать на них, раскрытие идеи и культура представления результатов своих работ

Отзывы учеников

«Мне очень понравилась работать в Интернете и искать информацию»

«Такая работа запомниться надолго – очень интересная дискуссия получилась в итоге»

«Я бы хотела повторить подобный опыт – интересно и полезно»

Мнение учителей.

На что следует обратить внимание

Следует обратить внимание на представление проекта всеми учениками: рассказы должны быть чёткими, понятными и достаточно эмоциональными.

При подборе материала соблюдать дифференцировнный подход: учитывать возрастные особенности и уровень подготовки учащихся и их способности к языку

Учитель выступает как равноправный партнёр и консультант.

Отрывок урока-конференции

Этапы

Ход урока

Примечание

Время

1.Организацион-

ный момент

Good afternoon, my dear students and our guests.

I’m glad to welcome you at our out of ordinary lesson. Today we have special guests. They are your parents and I hope that you’ll show your best abilities and fascinated work. So, let’s begin.

1 мин.

II. Цели

Our lesson is dedicated to really hard theme – Quality of life. Topic which we have learned for several weeks. We are going to collaborate with 2 groups to make a conclusion of the topic.

I must let you know beforehand about your marks for our lesson.  They will consist of your speech about your part of the project and your active work during the lesson. We’ll give you the cards for your questions and your answers. Red card for the correct question, blue card if you have some mistakes. But don’t forget about your behavior. You must be quiet, especially during your classmate’s speech or you’ll get green card as a ban and your mark will be lower. Is it clear?

1 мин.

1 мин.

III. Речевая разминка

You know that the term “Quality of life” consists of different aspects and we will consider 7 of them. Can you name them?

-  What is the aim of our project?

As you see you have different opinions.

At the end of our lesson we must make a decision and name all advantages and disadvantages of living in a big or small town.

2-3 мин.

IV.Защита проектов

Now it’s time to present to your researches.

We are going to start with one of aspects – “Cost of living”

  1. Do you think cost of living in St.Peterburg is higher than in Vyborg?
  2. Do you often go shopping? What can you say about prices for the goods?
  3. What must the government do to change situation with homeless people?

“Infrastructure.”

  1. What kinds of transport are there in Spb and in Vyborg?
  2. How does the underground help to solve transport problem?
  3. What providers of mobile connection can you find out in Saint-Petersburg?

“Health”

  1. There are a lot of polyclinics in our city, but if you visit a doctor you need  spend time in a queue. How can you explain it?
  2. Some people don’t want to visit doctor and prefer treating themselves. Why?
  3. Do you think the development of different kinds of sport is the way to get better health?

“Leisure and Culture”

  1. Why do young people want to study in Saint-Petersburg?
  2. Does everybody have opportunity to study in Spb?
  3. Do teens often visit museums and why?

“Risk and safety”

  1. Are you afraid of walking around the city at night?
  2. Can you name the laws in Spb making teens to think about their safety?
  3. What problem have people living in Spb in winter?
  4. Does our government make laws protecting people?

“Environment”

  1. What have you done to be more friendly to the environment?
  2. How “green” are you?
  3. What is it necessary to do to make our city better to live in?

Учащиеся выходят к доске по группам и защищают свой проект. После выступления остальные ученики задают вопросы по теме выступления.

5 мин на выступление каждой группы

V. Итоги. Вывод. Выставление оценок.

So, students, you’ve just listen a lot of interesting ideas about different aspects of quality of our life. Let’s make the conclusion.

Which is the best place for living and why?

To sum up our discussion we can say that all of us want to live in Spb, because it is pur native town and we love it.

Thank you for your work, it was  great.

Your marks are…..

2-3 мин.

Проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придает процессу обучения личностно-ориентированный  и деятельностный характер, дает возможность использовать современные подходы к воспитанию,  активизировать педагогическую поддержку, включать ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию посредством изучения английского языка.

Литература

1.Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка./Улан-Уде, 2002

2.Мартьянова Т.М. Использование проектных задач на уроке английского языка./ИЯШ, 1999,№4

3.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это?/Методист, №1, 2004г.

4.Сайт http//www.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи: "Проектная методика в обучении иностранному языку при реализации ФГОС".

Аннотация. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по иностранному языку, о принципах метода проектов, значимости данной технологии.Ключевые слова: метод проектов,...

Проектная методика в обучении иностранному языку

В данной статье дается определения проекта и мотода проектной деятельности, представлен собственный опыт работы по проекту Planning our visit to London в 6 классе по УМК Enjoy English...

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС....

Проектная методика в обучении иностранному языку.

Сформировавшееся на школьном этапе понятие о проектной деятельности найдет свое перспективное применение в будущей практике студентов в ВУЗе. Метод проектов поможет решить выделенные задачи и добиться...

Использование проектной методики в обучении иностранного языка

Данная статья рассказывает о теоретических основах использования проектной методики,здесь рассматриваются цели и задачи данной методики.Обучение проводится через личность ученика.Данная методика разви...

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка,прежде всего немецкого языка, т.к. рассматриваемая тема, а именно использование метода проектов на уроках в общеобразовательных школах очень...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...