Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия
методическая разработка (английский язык, 9 класс) по теме

Маннапова Лилия Константиновна

 

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог). Известно, что образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Поэтому социализация личности стала ключевой проблемой школьной педагогики.

Передо мной, учителем английского языка, стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме микрорайона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_m_k.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности  учащихся и осознанию важности социального взаимодействия.

Л. К. Маннапова

Учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ

 «Гимназия № 125» Советского района г. Казани.                                      

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог). Известно, что образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Поэтому социализация личности стала ключевой проблемой школьной педагогики.

Передо мной, учителем английского языка, стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме микрорайона.

Работая над аспектами социализации личности в школе, я познакомилась с  работами И. С. Кона, А. В. Мудрика, просмотрела педагогическую концепцию Р. Штейнера (Вальдорфская школа), опыт английской общинной школы, опыт «общинного воспитания» в США и убедилась, что важнейшими педагогическими принципами нашей работы сейчас  являются:

- ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование;

- акцент на развитие эмоционального восприятия через музыкальные и художественные предметы;

- расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;

- подготовка ученика  к роли хозяина, забота о здоровом образе жизни;

- усиление гражданско-правового воспитания в духе толерантности и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);

- организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей;

- тесная связь с родителями, общественными организациями.

      Как раз проектная методика позволяет мне  реализовать все эти принципы.

Хотелось бы поделиться опытом выполнения проектной работы по теме «Путешествия».

        

Алгоритм выполнения проектной работы по теме «Путешествия».

    В этом проекте учащиеся планируют поездку в рамках курса   делового английского языка. Поездка может быть реальной или воображаемой.

    Возраст учащихся:  14-16 лет.

    Цель работы: подготовка класса (группы) для поездки за рубеж (поездка также может быть воображаемой.)

    Языковые задачи: использование выражений, клише, необходимых для запроса информации; практика в чтении информации из Интернета и библиотеки, формирование навыков письма посредством электронной почты  и/или оформление письма –  договора бронирования билетов.

    Литература (ресурсы): карты, брошюры, туристические буклеты и рекламные проспекты, Интернет, адреса и телефоны туристических информационных центров.

Подготовку  координирует учитель. Во-первых,  необходимо уточнить выбор места назначения,  даты, собрать информацию о месте назначения. Во-вторых, надо удостовериться, что программа поездки будет способствовать изучению языка. В-третьих, подсчитать реальную стоимость поездки, если это реальная поездка, информировать родителей и получить их поддержку и согласие.

      Разделится на три группы и затем поделиться собранной информацией. Каждой из 3 групп поручить свою исследовательскую часть:1) accommodation, 2) entertainment, 3) transportation. Одна задача будет общей – изучить географию, историю, образование, музыку, спорт, досуг той страны, которая выбрана для поездки.

После выбора задач для исследования группы проводят исследования самостоятельно, формируя папку.

      Группа №1:Используя собранный материал, выбирает отель с подходящими ценами и условиями и пишет письма с запросом о месторасположении и условиях проживания. Эти письма, посылаемые по электронной почте необходимо проверить.

      Группа №2:Учащиеся обзванивают и/ или пишут письма–запросы о достопримечательностях данного места назначения, узнают  время работы музеев, цены, анонс спектаклей, расспрашивают о возможностях бронирования. Вся корреспонденция должна быть тщательно проверена перед отправкой.

     Группа №3:Эта группа проверяет в Интернете информацию о наличии авиабилетов, и/или  других билетов, разрабатывают возможности более выгодного способа путешествия.

     Самый волнующий момент в классе, когда, возможно, будет получен ответ из агентства или туристического бюро, когда происходит обмен информацией и выбор преференций. Такие «ответы» надо вывешивать на видном месте в классе для всеобщего обозрения.

     Когда собрано достаточно информации, группам  пора собраться и скоординировать свои сведения. Составляется детальная программа поездки.

      Сама по себе поездка предоставит большое количество ежеминутных « дорожных» ситуаций. Можно записать всю поездку на видео и подготовить так называемый «репортаж», сопровождаемый закадровым рассказом ее участников, т.е. конечный продукт проекта может приобрести такое воплощение или  воплотиться в «Дневник путешественника» или короткую презентацию.

      Это, несомненно, очень амбициозный проект, но выигрыш от него будет огромный, даже если это будет «воображаемое» путешествие.

Огромную помощь в подготовке проектной работы мне всегда оказывают так называемые «Resource  books» издательства Оксфордского Университета.

      В завершении хотелось бы отметить, что навсегда в человеке остаются только те знания, которые получены в активной форме восприятия и которые тут же на уроке, оказались востребованными.

Интерактивные методы преподавания, одним из которых является метод проектов, бесспорно, вовлекают учащихся в учебный процесс, дети чувствуют себя индивидуальностью, творческой личностью, ярко проживают школьную жизнь и готовятся к взрослой  жизни. Обучение становиться процессом постоянного решения задач, предоставления возможностей, мыслительной активности, ответственной деятельности, творчества.

      Я убеждена, что именно интерактивные технологии ( метод проектов, как один из них)  позволяют учащимся осознать важность социального взаимодействия. Социализация мышления, выработка нравственных и игровых правил и развитие логики – все это невозможно без активного взаимодействия ученика с другими членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Доклад на районном заседании ШМУ "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"

 Воспитание и обучение посредством иностранного языка располагает, с одной стороны, к непосредственному сотрудничеству, учебному общению и активной творческой деятельности учеников на урок...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ....

Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображения

Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображенияОчень часто, разговаривая по телефону или слушая выступление, мы на бумаге рисуем какие-то фигуры, картинки. А потом ...

Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображения

Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображенияОчень часто, разговаривая по телефону или слушая выступление, мы на бумаге рисуем какие-то фигуры, картинки. А потом ...

Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках

Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках...