ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач
статья по английскому языку на тему

Юлия Владимировна Родина

 

Какие задачи учит решать современная школа?  Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит  перед молодым человеком жизнь? Жизнь ставит задачу научить  детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Можно ли настроить детей на победу в решении любой проблемы, помочь преодолеть трудности в учебе, расширять знания, дополнять?  ДА, и в этом  мне помогают методы ТРИЗ-педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz._iz_opyta_raboty.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

     

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач

Какие задачи учит решать современная школа?  Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит  перед молодым человеком жизнь? Жизнь ставит задачу научить  детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Можно ли настроить детей на победу в решении любой проблемы, помочь преодолеть трудности в учебе, расширять знания, дополнять?  ДА, и в этом  мне помогают методы ТРИЗ-педагогики.

Автором данной технологии является Альтшуллер Г.С. Сущность ТРИЗ – решение  так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.

Обучая, я руководствуюсь принципами педагогической технологии (по  А.Гину) :

Принцип «разделение во времени»

Принцип «разделение в пространстве»

Принцип «сделай наоборот»

Принцип удвоения (кратности)

Принцип копирования

Принцип дробления

Принцип уменьшения - увеличения

На данные принципы опираются педагогические приемы и методы технологии.

«Да-нет» (сужение поля деятельности)

Основная цель игры: научить школьников вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов

Урок в 3  классе Unit 1 lesson 7 тема: «Прием и угощение гостей. Разговор за праздничным столом».

Цель: закрепить изученную лексику урока; развивать умения и навыки устной речи с помощью фразы: Do you like..? – Yes, I do/No, I don’t

Meet Mary, the mouse. Угадайте, что она любит кушать? Ask: Do you like…?

Учащиеся задают вопросы, учитель отвечает. Затем, ученик, который первым отгадывает слово, загадывает свое и игра продолжается.

Результат: учащиеся повторяют слова по теме «Еда», закрепляют умение задавать общий вопрос и отвечать на него.

Этот прием применяю во всех классах на разных  этапах урока. Для учащихся он является одним из любимых.

Элемент – имя признака– значение признака (принцип дробления)

4 класс Unit 3 lesson 1 тема: «Письмо Светы. Стихотворение «The Country and the City». Множественное число».

Задача: формирование умения строить информационные модели, вычленяя и используя признаки объектов.

Цель: активизация новой лексики, развитие устной речи.

Подготовку к работе с новым разделом провожу заранее, основываясь на принцип предварительного антидействия. На предыдущем уроке каждый учащийся получает карточку с новой дополнительной лексикой, которая может быть использована на последующих уроках. Его задача дома не только прочитать новые слова, но внимательно рассмотреть иллюстрацию в учебнике на с.33 и подумать к каким изображениям эти слова подходят. Для сильных учащихся дополнительное задание – подумать и записать слова, которые могут быть полезны для описания картинки.

Animal ’ænimƏl животное

Building bildiƞ  здание

Fence fensзабор

Flower bed [flauƏ]цветник, клумба

Insect ’insekt насекомое

Place [pleis]место

Stone  stoun  камень, каменный

Bright [brait]яркий

Colourful [’klƏful]разноцветный

Grassy ’gra:si  травянистый

Large la:dᴣ  большой, крупный

Narrow[’nærou]  узкий

Wide waid]широкий

Wooden  ’wudn  деревянный

На уроке, на этапе вызова класс делится на 4 группы. Каждая группа получает набор карточек, которые нужно разложить так, чтобы получилось грамматически и лексически верное утверждение.

A house

is

a

stone,

wooden

or

brick

building.

A house

is

a

place

where

people

live.

A field

is

a

large,

green,

grassy

place.

A field

is

a

place

where

insects,

small

animals

live.

После выполнения задания анализируем, по какому принципу составлены предложения. Что в них общего? Чем отличаются? На какие группы можно разделить?

Далее составляем универсальные информационные модели, которые будут служить опорой для составления новых предложений:

На этапе рефлексии предлагаю  задания для тренировки в  составлении предложений и употреблении новых слов с целью запоминания лексики и развития устной речи. Дополнительное домашнее задание, по желанию, составить новые предложения.

Результат: учащиеся запоминают новые слова и учатся строить предложения с ними.

Системный оператор (принцип «разделения во времени»)

Задача: научить ребенка рассматривать объект как систему, учитывая его место в системной иерархии, изменения во времени и некоторые другие важные признаки.

Урок в 6 классе Unit 9 lesson 2 тема: «The family legend».

Цель: подготовка к пересказу текста в опоре на таблицу, повторение изученных временных форм глаголов.

После чтения текста составляем системный оператор.

PAST

PRESENT

FUTURE

надсистема

6 The Stone of Destiny

3 Misha Inin

9 Rob’s family

система

4 Robin’s father, a great wizard

1 Robin

Mac Wizard

7 Rob Mac Wizard

подсистема

5 farmers, lords, ladies

2 Clever, brave, do a lot of magic things

8 kind, brave, clever, a good friend

Окно № 1 – сам объект и его функция (система).

Окно № 2 – части объекта (подсистема).

Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).

Окно № 4 – прошлое объекта по выполняемой  функции (прошлое   системы). 

Окно № 5 – части объекта в прошлом. 

Окно № 6 – место его функционирования в  прошлом.

Окно № 7 – перспективы развития объект  (будущее системы).

Окно № 8 – части объекта в будущем.

Окно № 9 – место объекта в будущем.

Результат: задание позволяет вспомнить сюжет учебника, повторить употребление времен Past, Present, Future Simple, составить устный рассказ, употребляя глаголы в различных временных формах.

Составление загадок (принцип копирования)

Обучаю составлению загадок с 3 класса. Наибольший интерес учащиеся проявляют к составлению загадок по темам: «Еда», «Животные», «Погода».

При составление загадок используем модель;

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен;

После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не».

It is white but it’s not snow

It’s sweet like tea (milk)

Результат: у учащихся формируется познавательный интерес к самостоятельному изучению новых слов, используя словарь.

Паспорт литературного героя

Данный прием удобно использовать при работе с текстом на разных этапах обучения.

3 класс Unit 3, lesson 46, тема: «Письмо друга. Специальные вопросы». 

Цель: формировать умение поискового чтения текста.

На уроке учащиеся подробно читают и переводят тексты писем англоязычных сверстников. На дом они получают задание выбрать письмо, которое понравилось и составить паспорт друга по переписке. Для выполнения задания каждый ученик получает специальный бланк, который заполняет. Проверка выполнения задания осуществляется дифференцированно: сильные учащиеся могут рассказать о друге, используя карточку в качестве опоры, слабые учащиеся читают заполненные графы паспорта.  

Passport

Name _______________________

Surname_____________________

Age_________________________

Country______________________

City/town________________________

Hobby___________________________

Family___________________________

Pets____________________________

Результат: учащиеся самостоятельно анализируют текст, формируется навык поискового чтения.

Раскадровка (принцип разделения во времени)

При составлении плана произведения используют прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя (с положительной на отрицательную или наоборот).

Этот прием очень удобен для подготовки пересказа объемного текста, в том числе текста домашнего чтения.

 Урок в 8 классе Unit 6 lesson 10 «King Henry VIII’s horoscope Part I. A happy marriage».

Цель: выделить ключевые моменты текста, составить план пересказа.

Mary was dying. The Queen’s council came up to the bed and whispered “The heir”  Edina Mac Wizard was the most famous astrologer’s daughter  The English King, Henry VIII, invited him to his court  The King was going to get married to a Spanish princess, Catherine of Aragon A horoscope for the King and his bride was ready. There were two possible lines  The first line showed Henry and Catherine together. They were happy  The second line showed Catherine alone. She was dying in a dark wet room. The King was an ugly old man. Between them there was a woman with long dark hair and with six fingers on her left hand. And there was a shadow of the girl with golden-red hair. She had the crown of England and she was crowning a Scottish king  Father left Edina at the court and gave her a magic ring. She ought to have been waiting for the girl and protect her    Seven years later Catherine gave birth toMary, the red-haired princess  The King wanted to crown Mary Princess of Wales. He sent her and Edina to the castle  Six months later on Christmas Day was a carnival. The King met Anne Boleyn, the six fingers woman who changed England forever.

Результат:  у учащихся совершенствуется навык работы с информацией, умение выделять главные факты в тексте, развивается устная монологическая речь.  

Лжезагадки (Принцип «сделай наоборот»)

Лжезагадка - загадка, использующая прием "ложная альтернатива". 

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Лжезагадка состоит из двух частей, вопроса (этим она похожа на обычную) и ответа, представляющего собой два варианта на выбор, причем оба варианта неправильные.

Данный прием удобно использовать для формирования умения задавать разные виды вопросов.

Урок в 5 классе Unit 6 lesson 3 тема: « Мои увлечения. My hobby is martial arts»

Цель: формировать умение диалогической устной речи – отвечать на альтернативные вопросы, используя прочитанный текст; активизировать лексику по теме: «Мои увлечения».

Работаем с учебником упражнение 4 страница 156. Задание: Read the stories and answer the questions. Предупреждаю, что читать нужно очень внимательно, потому что вопросы будут необычные. Учащиеся самостоятельно читают самопрезентации Мишиных одноклассников. После чтения каждого текста задаю вопросы:

I am Katya. I like to speak English. I also like reading books. My hobby is fashion. It is fun. I make dresses and hats for my dolls. I don’t like Mondays. I am tired on Mondays.

Does she like to speak German or French? (She likes to speak English)  

Is her hobby cooking or swimming? (fashion)

Does Katya make shoes or T-shirts for teddy-bears? (Katya makes dresses and hats for her dolls).

I am Liza. I like looking after animals. I have two dogs and three cats at home. Mum is not very happy about it. I don’t like sports. She says I’m a couch potato.

Does Liza like looking for or looking like animals? (looking after)

Обращаю особое внимание на разницу в употреблении фразового глагола look.

Does she have two cats or three dogs? (She has two dogs and three cats).

Is she a couch carrot or a couch tomato? (She is a couch potato).

I am Victor. My hobby is martial arts. I like watching films with Bruce Lee and Chuck Norris after school. They are very interesting. Homework is not my favourite thing, but I do it every day.

Is Victor’s hobby playing football or roller-skating? (martial arts)

Does he do homework every minute or every hour? (every day)

I am Ivan. I like sports. After school I play handball, go swimming or ride my bicycle. I speak Russian, German and French and I like to read books. In the evening I watch TV and eat fish and chips.

Does Ivan play the piano or guitar? (He plays handball, go swimming or ride his bicycle)

Does he ride a bicycle or play computer games in the evening? (Ivan watches TV and eats fish and chips)

I am Natasha. I like to help out at home. It’s not boring for me. I like cooking, washing the floor and cleaning my room. I don’t like to watch TV.

Does Natasha like going out or swimming? (She likes to help out at home)

Doesn’t she like reading or singing? (She doesn’t like to watch TV)

I am Denis. I like music. I play the piano and sing in the evening. I don’t like computers. They are difficult for me.

Does Dennis play the piano and sing in the morning or in the afternoon? (in the evening)

Doesn’t he like music and singing?( He doesn’t like computers)

I am Alex. I like working on my computer. It’s my best friend. Computers can always help you. I write programmes and play computer games. I write e-mails to my friends in the morning. I don’t like listening to pop music. I think it’s for girls.

Does Alex like working on his friends’ or parents’ computers? (He likes working on my computer)

Does he write poems and stories? (He writes programmes)

Подводим итог и делаем вывод о том, как строится лжезагадка.

При подготовке домашнего задания предлагаю по желанию придумать свои лжезагадки, используя текст о Уильяме Шекспире из упражнения А на странице 158. Учитывается правильность составления и соответствие теме.

Результат: учащиеся вступают в диалог, учатся понимать вопросы и отвечать на них; тренируются в употреблении отглагольных имен существительных; запоминают новые слова и выражения по теме: «Мои увлечения»; узнают об особенности употребления фразового глагола look.

Рассказ по картинке. Методика Нестеренко (принцип дробления) 

В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Учтены методические рекомендации для учителей, разработанные другими авторами. Методика характеризуется следующими качествами:

целостность за счет полноты методических шагов;

инструментальность каждого шага и методики в целом;

мотивированность каждого шага с точки зрения детей;

стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;

результативность, достижение целей;

передаваемость — возможность использования методики в работе с другими учебниками и предлагаемыми в них картинками.

Работа по данной методике предполагает продвижение в соответствии со строго выделенными этапами – «шагами».

Урок в 8 классе unit 1 lesson 8 тема: «Why has Jane been crying?»

Цель: развитие умения выделять главные факты, обращать внимание на детали, развитие устной монологической речи с применением новых выражений, формирование навыка употребления времени Present Progressive, Present Perfect Progressive со значением  и Present Perfect.

На этапе осмысления рассматриваем иллюстрацию в учебнике на с. 32.  

Шаг 1: "Дели!" — определение состава.

Наводим глазок "камеры" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках. 

- Look at the picture. What do you see? List objects one by one. (a smiling blond girl, valentines, Ben, Misha, Jane, a crying curly girl, a yellow apple, a desk, a chair, a blue sweater, a plaid skirt, a white shirt, a blue tie, a brown teddy bear, white socks, a laughing boy, etc.)   

2. Связи и взаимодействия между объектами

Шаг 2: "Объединяй!" — нахождение связей.

Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы это сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в соединенных кружочках.

- Which of these pictures we can connect to each other? What have they been doing? What are they doing?

(Ben and Misha: Ben and Misha have been fighting.

Two laughing boys:  they are sitting on the floor and shaking hands.

A crying curly girl, a bag, a red scarf, workbooks, a red mobile phone: she has got out of her bag a red scarf, workbooks, a red mobile phone.

A smiling blond girl, valentines: A smiling blond girl got two valentines.

 A crying girl with a brown teddy bear and students round her: Classmates are trying to calm the girl sitting on the floor.

A crying girl and a bag:  A crying girl is looking for something in her bag. Etc )

3. Характеристики объектов и действий

Шаг 3: Усиление образности характеристиками.

Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях. 

- Would you like to know what has happened? Let’s imagine ourselves in this classroom. What do you feel? (I feel uncomfortable, worry, amazement. Chaos is everywhere)

- What do you hear? (I hear crying, laugh, talks. It’s very noisy).

- What smells do you feel? (I feel smell of dust, body odor).

4. Копилка образных характеристик

Шаг 4: Копилка образных характеристик.

Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.

- Look at the sitting boys. What are they doing? (the boys are laughing)

- To describe these boys we can use the idiom: to laugh one’s head off – смеяться до упаду. Say in English: мальчики смеются до упаду. (the boys are laughing their heads off). 

- Она смеется до упаду (she is laughing her head off).

- Я смеюсь до упаду (I am laughing my head off).

5. События предшествующие и последующие 

Шаг 5: Выстраивание временной последовательности.

Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.

- What student do you like most of all? Think of a story about him/her. What was he/she doing before this moment? What is he/she going to do next? (ученики делают небольшие сообщения)

6. Разные точки зрения 

Шаг 6: Переход на разные точки зрения.

Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя, в ином состоянии, или берем того же героя в другое время, в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

- Imagine that you are a girl who got valentines. What do you feel? What is your mood? (I’m happy. I feel joy, curiosity, excitement. I’d like to know who sent me these valentines).

- What do you feel if you were Jane? (I am hurt, angry. I feel disappointment. I am getting jealous).

- Now, please, choose any character and try to tell the story. (ученики по желанию делают монологические высказывания).

Результаты: у учащихся формируется умение прогнозировать содержание текста по ключевым фразам, по иллюстрации, развивается воображение, умение отвечать на вопросы учителя, строить аргументированные высказывания.

Апробировав методы ТРИЗ- педагогики, принципы устранения противоречий, законы существования и развития системы, я пришла к выводу, что это 

помогает обучающимся  преодолеть трудности в учебе;

способствует решению нетрадиционных задач.

учат школьников мыслить.

помогает  настроить детей на победу, расширяет знания;

служит  исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению;

развивает  творческое воображение (РТВ);

Использование ТРИЗ и РКМ технологий в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения, а главное, сохранить контингент обучающихся, что в условиях современных преобразований является весьма значимым.

 Конструктора урока

прием

стадия

1

2

3

4

5

6

7

8

Начало урока (вызов)

«кластер»

«загадка»

Учебно мозговой штурм

Отсроченная догадка

Фантастическая добавка

Театрализация

Да – нетка

Интеллектуальная разминка (опрос)

Объяснение нового материала

Зигзаг - 2

инсерт

экспертиза

МФО

(метод фокальных объектов)

Дерево предсказаний

Круги по воде

Чтение с остановками

экспертиза

Закрепление

загадка

Учебно – мозговой штурм

Метод контрольных вопросов

экспертиза

МФО

инсерт

Оживи картину

Бином фантазии

Повторение

кластер

загадка

Бином фантазии

Оживи картину

театрализация

Ролевая игра

МФО

Круги по воде

Рефлексия

(конец урока)

кластер

Зигзаг - 2

Интеллектуальная разминка

Синквейн

экспертиза

Ролевой проект

Исследовательский проект

Бином фантазии

Домашнее задание

загадка

кластер

Оживи картину

инсерт

Круги по воде

Бином фантазии

Литература

Гин А.А.Приемы педагогической техники [Текст ]: пособие для учителя. Изд.5 /  Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.

Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности [Текст]. – Минск: Беларусь, 1994.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]. – М.: Педагогика, 1980.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]. –М.: Педагогика, 1990.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст]. –М.: Педагогика, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

В статье описаны примеры использования методов ТРИЗ  Г.С.Альтшуллера на уроках английского языка....

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»

В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...

Использование технологии ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)в образовательной деятельности по развитию связной речи

Статья опубликована в сборнике научно-методических материалов " Инклюзивное образование: инновационные проекты,методика проведения, новые идеи"...

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).

В современном обществе, со все ускоряющимися темпами развития во многих областях науки и техники, возникает потребность в креативной, творческой и всесторонне развитой личности, которая может нетривиа...