Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
статья по английскому языку по теме

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernyshova_trunova_-_statya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: "Восемь шагов по правовому лабиринту".

ДИСЦИПЛИНА: обществознание, 9 класс, основная школа.

ТИП УРОКА: Повторительно-обобщаюший урок по теме: "Права человека и ребенка".

ФОРМА УРОКА: игра-конкурс между группами классов.

ЦЕЛИ УРОКА:

  •  повышение уровня правовой культуры учащихся
  • формирование понятия - уважение к закону
  • формирование мотивов к активному изучению права. ЗАДАЧИ УРОКА:
  • закрепление основных прав человека, записанных в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка
  • развитие умений отстаивать и использовать гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека в конкретных жизненных ситуациях
  • развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятые решения.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: За неделю до проведения урока учащиеся получают домашнее задание. Учитель назначает спикеров групп. Спикеры, (т.е. учащиеся), сами формируют группы по 5 человек. Создаются 4 группы, пятая группа получает специфическое задание на уроке, они являются журналистами, готовят репортаж с урока в школьную газету. Каждая группа получает общее и специальное домашнее задание.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведет к отсутствию уверенности в себе. К сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих-то правах, когда не осознаешь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объемом информации о своих правах, у него имеется немало способов отстоять их, защитить себя и других. Наш урок "Восемь шагов по правовому лабиринту" в форме игры-конкурса между группами класса позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям. Игра включает 8 этапов:

  1. Представление названия команды.
  2. Разминка. (Проверка знания понятий по теме).
  3. "Ты - мне, я - тебе!" (Вопросы команд друг Другу).
  4. "Заморочки". (Задачи и вопросы из жизни).
  5. "Взрослые и дети". Презентация значка с обращением детей к взрослым.
  6. "Взрослые и дети". Допиши предложение.
  7. Литературная дуэль для спикеров команд. (Литературные вопросы, касающиеся закона и права.)
  8. Тест по предложенным вопросам (выполняется письменно).

Группа журналистов участвует в конкурсах № 1,6,8, а также в течение урока пишет

заметку в школьную газету с урока, двое учащихся  являются экспертами и помогают

учителю в оценивании знаний.


За выполнение заданий группы получают жетоны: красный - 1 балл, синий - 0,5 балла, зеленый - 0 баллов. Отмечается индивидуальная работа учащихся желтым жетоном. Учитель: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название команды должно соответствовать теме "Права человека". Высший -1   балл.   (Команды  представляют  свои  названия,  например,   "Свободный  выбор", "Профсоюз", "Гражданин", "Лига прав человека" и т.д. Примеры взяты из урока.) Второй шаг по лабиринту называется "Разминка". Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 6 вопросов: 3 понятия назвать на основе данного определения, 3 понятия объяснить. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с  ответом, у других есть право дать ответ. Право предоставляется первому, поднявшему руку. Эксперты, будьте внимательны! Вопросы команде № 1.

  1. Система общеобязательных правил поведения, закрепленных в законе, установленных государством и обеспеченных принудительной силой государства. (ПРАВО)
  2. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан. (КОНСТИТУЦИЯ)
  3. Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое. (ПРЕСТУПЛЕНИЕ).

4.        Дайте определение понятиям: гражданин, республика, права человека.
Вопросы команде №2 .

  1. Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей. (ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО)
  1. Противоправное поведение гражданина. (ПРАВОНАРУШЕНИЕ)

  1. Законодательный орган власти в России. ( ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ)
  1. Дайте определение понятиям: правовая ответственность, несовершеннолетний, Родина.

Вопросы команде № 3.

  1. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, ответственность перед судом, законом. (ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
  2. Государство, в котором высшие органы власти избираются на определенный срок. (РЕСПУБЛИКА).
  3. Международный документ о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. (КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА)

4.        Дайте определение понятиям: право, проступок, демократия.
Вопросы команде № 4.

  1. Организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории, организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей на этой территории. (ГОСУДАРСТВО)
  2. Главные защитники прав ребенка. (РОДИТЕЛИ)
  3. Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения. (СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС)
  4. Дайте определение понятиям: преступление, гражданин, Конституция.

После выполнения  задания  каждая  команда получает  жетоны  в  соответствии  с условиями и показанными знаниями.

Учитель:

Третий шаг по лабиринту - вопросы друг другу. Вопросы по Конституции РФ, главы

1,2, а также по Конвенции о правах ребенка. Этот конкурс называется "Ты - мне, я -


тебе!". Команда №1 задает свой вопрос команде №2, и наоборот. Вопросы являются вашими домашними заготовками. Затем, команда№3 задает вопрос команде № 4, и наоборот. Оценивается оригинальность и правильность заданного вопроса (1 балл) и правильность ответа на поставленный вопрос(1 балл). Если команды затрудняются с ответом, могут помочь другие команды, заработав дополнительный балл. Учитель: "Заморочки".

В этом конкурсе, а это четвертый шаг по лабиринту, Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выдаются     задания. Время - 3 минуты. За   каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы команде №1.

  1. Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет, а при определенных условиях - 14 лет? ( Необходимость соблюдения права на образование,        ст.43.п.4        Конституции        РФ,        недееспособность несовершеннолетних).
  2. После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения реализуемы лишь в том случае, если государством Павлу будут предоставлены следующие права ....(Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на получение высшего образования на конкурсной основе.)
  3. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения.)

Вопросы команде №2.

1.        Молено ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает всё
наперекор родителям и не уважает их? ( Да, воспитание - равное право и

.  ■ ■

обязанность родителей)

1

  1. Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюбленным следующие права....(Право свободного выезда за пределы России, семейное право).
  2. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (С 10 лет).

Вопросы команде №3.

  1. Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (Противоправное деяние).
  2. Григорий — страстный фотолюбитель и мечтает открыть своё собственное

фотоателье.   Помогут  Григорию  следующие  права        (Право   на  свободное

использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности.)

3.        С какого возраста ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих
прав в суд? (С 14 лет).

Вопросы команде №4.

  1. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве 14-летним учащимся школы, не желающим писать контрольную работу? (Нет, это преступление, ст.20 УК РФ).
  2. Могут ли вас сделать рабом? Конечно же, нет, если вы имеете права        (Право

на свободу и личную неприкосновенность, принудительный труд запрещен.)

3. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на   компьютере, подаренном ему на день рождения? (С разрешения родителей). Учитель: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. Но не в каждой семье существуют отношения, взаимопонимания, доброты между детьми и взрослыми. Взрослые часто убеждены, что имеют права собственников по отношению к своему ребенку, забывая, что ребенок- это уникальная и самостоятельная личность. Чтобы показать значимость этой проблемы, вы должны были дома изготовить значок с обращением несовершеннолетних детей к взрослым. Надеюсь, что ваши обращения дойдут до адресата через наших журналистов, которые поместят свои материалы в школьную газету. Это и есть ваш пятый шаг по лабиринту. Оценивается оригинальность обращения и актуальность существующих проблем между детьми и взрослыми. (Например: Ах, взрослые, нам бы Ваши проблемы! С нами может и трудно, но зато не соскучишься! Конечно, я не Ломоносов, но кое-что знаю. Давайте дружить! и т.д.)

Высший балл -1.

Шестой шаг по лабиринту - продолжение темы: "Взрослые и дети". Допиши предложение - так называется следующий конкурс. Послушаем ваши домашние заготовки. Учащимся были предложены варианты:

  1. Дети - это будущее России, потому что ....
  2. Счастливый ребенок - это тот, кто....
  3. Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что ....
  4. Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, нужно ...
  5. Когда я стану взрослым, я никогда....

Учитель: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, остались - два. И сейчас я объявляю конкурс спикеров четырех команд. Эрудированные спикеры, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы,, касающиеся закона, права.

Конкурс называется "Литературная дуэль". За каждый правильный ответ -1  балл.

Побеждает - набравший наибольшее количество баллов. Время на обдумывание- 5

секунд.

Вопросы дуэлянтам:

  1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". (Ляпкин-Тяпкин)
  2. Назовите автора высказывания: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (НА. Некрасов)
  3. Что означает выражение " Пуститься во все тяжкие?" (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни)
  4. Назовите автора высказывания: "Человек - это звучит гордо". (А.М. Горький)
  5. Вспомни и назови хотя бы одно литературное произведение, содержание которых связано с судом и следствием. (Например, Ф. Достоевский "Преступление и наказание", Л.Н. Толстой "ВОСКРЕСЕНИЕ", В. Липатов "И это всё о нём" и др.)
  6. Назовите участников кулачного боя в произведении М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Допустимы ли кулачные бои с точки зрения современного права? (Купец Степан Калашников и опричник Кирибеевич; не допустимы - право на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), право на жизнь как высшая ценность человека в современном мире.)

7.        Назовите автора строк и название стихотворения:

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков (Г. Державин "Властителям и судиям")

8. Из русских писателей XIX в. преследованию по обвинению в соучастии в убийстве подвергался: а) Н. Гоголь б) А. Островский  в) А. Сухово-Кобылин. Учитель:  Завершая движение по  правовому лабиринту,  вы выполняете  тестовое задание из 10 вопросов.

ТЕСТ

1.        Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

а) август 1991; б) декабрь 1993; в) июнь 1993?

2.        Среди законов высшей юридической силой обладает?

а) Гражданский кодекс; б) Уголовный Кодекс; в) Конституция

3.        Основные признаки правового государства:

а) сильная армия; б) верховенство права; в) развитая система прав и свобод граждан; г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную; д) суровость наказания за преступления.

4.        Какая из перечисленных ниже норм является моральной?

а) право на создание семьи; б),право на сочувствие; в) право на неприкосновенность частной жизни.

5.        Президент РФ- это:

а) гарант Конституции РФ; б) глава законодательной власти; в) глава исполнительной власти; г) глава судебной власти.

  1. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав: а) с 10 лет; б) с 14 лет; в) с 16 лет.
  2. Родительские права в отношении ребенка по закону прекращаются в случае, если: а) ему исполнилось 16 лет; б) он поступил в институтов) ему исполнилось 18 лет; г) он вступил в брак в 17 лет.

8.        Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности:


а) с 12 лет; б) за совершение некоторых преступлений с 14 лет; в) во всех случаях

 только с 16 лет.

9.        Несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет за:        
а)   убийство;   б)   нарушение   правил   уличного   движения;   в)   рыбную   ловлю   в                

запрещенных для лова местах; г) умышленное уничтожение и повреждение имущества,        

повлекшее за собой тяжкие последствия.

10.        В зарегистрированный брак можно вступать по достижении:
а) 15 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

Ответы: 16; 2в; Зб,в,г; 46; 5а; 6б; 7в; 8б; 9а,г; 10б.        

Учитель: Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершен. Урок показал,

что   вы  обладаете   конкретными   правовыми   знаниями,   которые   позволяют  Вам

ориентироваться  в  сложных  современных  отношениях.  Остается  подвести итоги.

(Учитель определяет группу лидера, отмечает индивидуальную работу самых активных

и знающих учащихся, выставляет оценки. За тестовое задание может быть выставлена        

вторая оценка.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Н. Боголюбов. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл.М.2001.
  2. Конституция Российской Федерации. М. 1999.
  3. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9 класс",М. Издательство Вита-"Пресс", 2000.
  4. Правовое образование:  организация внеурочной работы.  Выпуск 1,П. М.  ООО Издательский дом "Новый учебник", 2002.

 


Домашнее задание группе № 1.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде- сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".

4.        Закончите фразу: Дети - это будущее России, потому что        

Домашнее задание группе № 2.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".

4.        Закончите фразу: Счастливый ребенок - это тот, кто....
Домашнее задание группе № 3.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".

4.        Закончите фразу: Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что        

Домашнее задание группе №4.

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема "Права человека и ребенка".
  4. Закончите фразу: Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, нужно ...

Домашнее задание группе № 5 (группа журналистов).

  1. Представление названия команды. Название должно быть связано с темой: "Права человека".
  2. Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
  3. Приготовить в письменной форме 3 вопроса с ответами по теме "Права человека и ребенка".
  4. Закончите фразу: Когда я стану взрослым, я никогда        

Учащиеся к уроку повторяют понятия и основные права человека по Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка.

 ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.

1.        Эпиграф: Право - это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)

Право - это всё то, что истинно и справедливо. (В. Гюго)

  1. Выставка эксклюзивных значков, выполненных учащимися, с обращением от имени детей к взрослым.
  1. Портрет А.Д. Сахарова - великого гражданина России.
  2. Графическое изображение лабиринта.

Домашнее задание: подготовить стенгазету к родительскому собранию, на которой будет наклеен значок и обращение к взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Выступление руководителя кафедры иностранных языков Степняк Ирины Владимировны на июньском педсовете МБОУ "Гимназия № 19" Г.о.Балашиха Московской области по теме "Организация работы с о...

Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Презентация к выступлению на июньском педсовете по теме "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности" за 2017 - 2018 учебный год...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...