Статья "Создание проблемных заданий по грамматике английского языка"
статья по английскому языку по теме

Кащаева Ольга Владимировна
Эта статья для учителей английского языка, которая может помочь овладеть проблемным методом обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Кащаева Ольга Владимировна

МБОУ «СОШ» №5

«Создание проблемных заданий при обучении грамматике английского языка в средней школе»

Разработка проблемного подхода к обучению грамматике представляет большой интерес.  С одной стороны овладение грамматическими структурами позволяет учащимся правильно структурировать высказывание. С другой стороны, у учащихся очень часто возникают трудности при усвоении грамматического материала. Понятия в родном и иностранном языках могут совпадать, отсутствовать в каком-то из языков, средства выражения могут частично или полностью расходиться в сопоставляемых языках, сфера употребления явлений может совпадать, частично совпадать или полностью расходиться (например, глагольные формы прошедшего времени).

 По определению Г.И. Гонтарь, проблемный подход – это стратегия обучения, сочетающего репродуктивную и творческую деятельность обучаемых в ходе решения проблемных задач на всех видах практических занятий…»[1, с.60]. По мнению  Е.В. Ковалевской, «на лингвистическом уровне проблемные задачи нацелены на усвоение фонетического, лексического и грамматического материала. Они основаны на проблемах лингвистического  и лингвострановедческого плана и направлены на накопление филологического опыта  и лингвистическое развитие учащихся» [1, c.61]. Проблемные ситуации и проблемные задачи лингвистического уровня требуют дальнейшего изучения в контексте исследований, проведенных на коммуникативном уровне при обучении говорению на иностранном языке, так как, по мнению Е.В. Ковалевской «из трех уровней проблемных ситуаций, формализованных в проблемных задачах, только коммуникативный является в достаточной степени разработанным, в особенности в контексте обучения говорению на иностранном языке»[2 c.70].

Логической основой для построения проблемных задач на уровне аспектов языка является, по мнению Е.В. Ковалевской,  «отношение сущностей в триаде – мышление, язык, речь». Проблемные ситуации создаются на известном предмете неизвестными языковыми средствами с целью овладения этими средствами. Г.И. Гонтарь основывает свою классификацию проблемных заданий на принципе контрастности, то есть сравнения, сопоставления. Соизучаемые языки и культуры могут контрастировать и, в результате анализа, мы будем иметь полные совпадения, частичные и несовпадения, как на уровне языка, так и на уровне речевой деятельности.

По мнению Е.В. Ковалевской, «при работе с грамматикой проводится сопоставление грамматических структур на уровне иностранного языка по системе новое, интересное, трудное. Каждое новое явление сравнивается с родным языком на трех уровнях – форма, значение, употребление» [3, c.65]. Таким образом, в проблемных заданиях по обучению грамматике известным, частично известным, неизвестным могут быть форма, значение, употребление.

Приведем пример проблемных заданий познавательно-лингвистического уровня (грамматический аспект), разработанных на основе непроблемных заданий в учебнике М.З. Биболетовой для 10 класса «Английский с удовольствием».  В учебнике дается следующая таблица [1, c.27]:

70 Read and remember.


We can use wish with the past tense to say that we would like something to be different (i.e. express regret about the present).

I wish + past verb form

I wish we had lessons on football! (We don’t have them now.)

I wish we didn’t have such boring PE lessons. (Our PE lessons are boring now.)

I wish we could have fun in our PE lessons. (We can’t have fun now.)

 

We sometimes use were instead of was in this structure, especially in a more formal style.


I wish I were more sporty: I would be healthier then!

 Проблемное задание может выглядеть следующим образом:

Past verb form with wish

 Глагольная форма прошедшего времени с глаголом wish для выражения сожаления по поводу настоящего

  1. Форма


I wish we had lessons on football! (We don’t have them now.)


  1. Значение


Выражение сожаления по поводу событий в настоящем времени.


  1. Употребление


Употребляется с глаголом wish


 

Учитель предлагает проанализировать форму грамматического явления, затем ее значение и употребление.

При анализе формы учитель задает учащимся следующие вопросы: Что это: запрос информации, подтверждение или отрицание? Из каких элементов состоит структура? Чем отличаются ее элементы? В какой последовательности они расположены? Учащиеся отвечают, что эта структура является подтверждением информации. Предложение состоит из двух частей. В первой части мы видим подлежащее и сказуемое, выраженное глаголом wish в форме настоящего простого времени. Во второй части предложения находится подлежащее и сказуемое, выраженное глаголом в форме прошедшего времени. Затем располагаются  второстепенные члены предложения.

Затем учитель предлагает проанализировать содержание структуры: Что означает эта фраза? Какие элементы можно в ней заменить? Как изменится смысл? Учащиеся отвечают, что глагол в форме прошедшего времени во второй части предложения не может выражать действие в прошлом, так как в первой части предложения находится глагол wish, который обозначает «желать». Эта структура выражает сожаление по поводу событий в настоящем времени. В первой части предложения можно заменить действующее лицо. Если действующее лицо будет в 3-м лице ед. числа, то к глаголу wish необходимо добавить окончание –es. Во второй части можно заменить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. В этом случае изменится значение структуры.

Далее учитель предлагает проанализировать употребление структуры: Когда и где эта структура употребляется? Учащиеся отмечают, что стркутура употребляется обязательно после глагола wish в первой части предложения.

Чтобы управлять процессом работы с проблемными ситуациями преподавателю необходимо  владеть умениями по управлению учебным процессом разрешения проблемных ситуации, знать методику работы с ними.

По мнению Г.И. Гонтарь «на лингвистическом уровне предмет, мысль сконцентрирована на процессе познания иностранного языка путем сопоставления контрастирующих языков»[2, с.61]. Педагог создает объективную проблемную ситуацию, которая переходит в субъективную проблемную ситуацию как психическое состояние интеллектуального затруднения учащихся, в случае соответствия познавательно-коммуникативным потребностям учащегося. Таким образом, проблемные задания являются эффективными при обучении грамматике английского языка в средней школе, так как стимулируют речемыслительную деятельность учащихся в процессе развития умений иноязычного общения.

Литература:

  1. Гонтарь Г.И. Использование проблемного подхода при обучении иностранному языку. Автореф.дисс.канд. пед. Наук. М., 1987. – 16 с.
  2. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы. М.: МНПИ, 1999. – 120 с.
  3. Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. - 2-е изд, испр. – Обнинск: Титул, 2010. – 216 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по грамматике английского языка

Упражнения предназначены для усвоения, закрепления и проверки знаний учащихся. Карточки помогут учителю в организации и коллективной, и индивидуальной работы в классе....

Итоговые тестовые задания по грамматике английского языка 4 класс

Данные тестовые задания помогут проверить уровень овладения основными грамматическими правилами по английскому языку  за курс начальной школы: артикли, глаголы-связки, Present Simple, Present Co...

Сборник упражнений и контрольных заданий по грамматике английского языка

Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту и требованиям программы по иностранным языкам для учебных заведений среднего профессионального образования. Сборник содержит у...

Методическая разработка "Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8 классов"

Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8классов. Рассматриваемые темы: множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкция \'there is/there are...

Проблемные задания на уроках английского языка

Применение проблемных заданий на уроках английского языка...

СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Сборник тестовых заданий по грамматике английского языка дисциплины «Иностранный язык»  предназначен для студентов образовательных учреждений СПО.Сборник содержит тестовые задания по основным гра...

Практические задания по грамматике английского языка

Практические задания по грамматике английского языка...