Из опыта работы "Использование ИКТ на уроках английского языка"
материал по английскому языку по теме

Шульмина Светлана Ильинична

Обобщение опыта по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ikt_shulmina.ppt.zip828.39 КБ
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc145 КБ

Подписи к слайдам:

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка».
Выполнила Шульмина С.И. учитель английского языка МКОУ «Тевризская СОШ№2»
«Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь».(китайская народная мудрость)
Актуальность: стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, серьезное увлечение молодежью компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благоприятные условия для эффективного обучения английскому языку. Вместе с тем существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению вообще и на уроках иностранного языка в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости. Сформировать потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого обучающегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Противоречия:
Цель:
Выявить эффективность использования ИКТ на уроке английского языка и их влияние на повышение познавательной активности обучающихся
Задачи работы:
рассмотреть особенности использования ИКТ на уроках английского языка.
2
проанализировать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности
3
изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
выявить плюсы и минусы использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка
1
4
Ожидаемые результаты:
Повышение качества знаний
Рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах
Повышение интереса обучающихся к изучению английского языка
Отсутствие неуспевающих по предмету
ИКТ в образовании
ИКТ — это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Словарь методических терминов Авторы Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин
Гипотеза:
если целенаправленно, эффективно использовать ИКТ на уроках английского языка, то это будет «живительным источником» активизации познавательного интереса обучающихся.
Система применения ИКТ в процессе обучения
2 стадия созидательная
3 стадияреализационная
4 стадиямониторинговая
1 стадияподготовительная
Подбор и создание информационных продуктовподбор образовательных медиаресурсов;создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего, контролирующего).
Анализ эффективности применение ИКТ.изучение динамики результатов;отслеживание рейтинга по предмету.
Выявление учебного материала, требующего применение ИКТанализ образовательной программы;анализ тематического планирования;выбор темы;выбор тематического урока;Выявление особенностей материала для данной темы.
Применение информационных продуктовприменение на уроках разных типов;применение в внеклассной работе по предмету;применение при руководстве исследовательской деятельности.
Область применения ИКТ
контроль и проверка знаний
при обучении чтению
при обучении аудированию
при обучении лексики
при обучении письму
проектнаядеятельность
изучение страноведческого материала
изложение и закрепление новогоматериала
самостоятельнаяработаобучающихся
обучающие компьютерные программы
внекласснаяработа
подготовка к ЕГЭ
обмен опытом
общение
Преимущества использования ИКТ в преподавании иностранного языка:
Интернет - самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире Доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местанахождения и времени суток Позволяет индивидуализировать процесс обучения и работать в своем темпе Возможность анимации Повторению материалаУсиливает процессы запоминания
Использование цифровых образовательных ресурсов:
электронные учебники;электронные энциклопедии;видеофильмы;тренажёры;слайдовые презентации;электронные словари,справочники;интернет ресурсы;обучающие компьютерные программы;интерактивные плакаты.
Я УЧУ И УЧУСЬ САМА
Методы обучения
Ролевые игры, дискуссии, «мозговые штурмы»Творческие учебные задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письмаТестовые задания, тренажеры, проектную деятельность, тематические презентацииРесурсы сети Интернет
Мои ресурсы
..\приложение 01
..\приложение 02
..\приложение 03
..\приложение 04
..\приложение 05-06
..\приложение 07
..\приложение 08
..\приложение 09
..\приложение 10
..\приложение 11
Схема планирования
Концептуальный этапТехнологический этапОперационный этапПедагогическая реализация
Результативность
Применение ИКТУспеваемость – 100%Качество знаний – 09-10г 55,9; 11-12г 59,7%
Развитие творческого потенциала личностиВнутренние источники мотивацииСильная обратная связьВысокий уровень самостоятельности
Учитель - ученик
Результативность
Результативность
Результаты ЕГЭ
Результативность

Повысился познавательный интерес обучающихся к английскому языку
Повысилось качество знаний
Отсутствие неуспевающих по предмету
Рост участия обучающихсяв творческих конкурсах и олимпиадах
Достигнутые результаты:
«Плюсы» ИКТ
Улучшение качества образованияПовышение мотивации обучающихсяРеализация индивидуального подходаРазвитие самостоятельности школьниковПовышение качества наглядностиЭкономия учебного времени
«Минусы» ИКТ
Недостаточная степень оборудования школыНедостаточное количество ЦОРНет необходимого доступа к сети Интернет в школеОграничение работы с компьютером
Заключение
При использовании информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка развивается познавательный интерес к предмету, который способствует активизации учебной деятельности обучающихся, повышению качества знаний, продолжению образования и самообразования.
Литература
1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - ИЯШ, 2001, №4, с.37,90.2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ, 2008, №4, с.36-41.3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, -М.: Изд-во АРКТИ, 2003, с. 49-127.4. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. - Информационные технологии 1998, № 6, с. 21-22.5. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку, ИЯШ, 1991, №3, с.9-16.6. К проблеме модернизации содержания общего образования - ИЯШ, 2002, №5, с.5-8.7. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» - ИЯШ, 2000, №6, с. 34-36.8. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166.9. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку, ИЯШ, 2008, № 6, с. 2-6.  


Предварительный просмотр:

МКОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа №2»

«Использование ИКТ на уроках английского языка»

Выполнила:  С.И. Шульмина  

учитель английского языка

МКОУ «Тевризская СОШ№2»

Тевриз 2012г.

Содержание

  1. Актуальность работы.

  1. Цели и задачи работы.

  1.  Информационно-коммуникационные технологии в образовании
  2. Применение ИКТ на уроках английского языка.

  1.  Преимущества использования ИКТ в преподавании иностранного языка:
  2. Практическая часть

  1. Результативность работы.

  1. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.

  1. Заключение.

   

     10 Литература

     11. Приложения

     1. Актуальность работы.


“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.      
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. В последние годы школа, общество и государство уделяют все большее внимание интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни: видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работать с информацией, умению коммуникации в широком социальном плане).
Актуальность данной работы определяется рядом противоречий между потребностью общеобразовательной школы в повышении качества и эффективности образования  и существующей системой обучения иностранному языку, между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках английского языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи; между растущими требованиями к мотивационной и коммуникативной составляющей образовательного процесса и невысоким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ по английскому языку.

2. Цель и задачи работы.
Цель данной работы – выявить эффективность использования ИКТ  на
уроке английского языка и их влияние на повышение познавательной активности обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал о ИКТ технологии в образовательном процессе,
- рассмотреть особенности использования ИКТ  на уроке английского языка,
- проанализировать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности,
- выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка.

3.  Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Образование - одна из важнейших частей культурной системы общества. И в настоящее время наша система образования претерпевает большие изменения. Процесс построения открытого общества в России и интеграция ее в мировое сообщество, в том числе и в образовательной сфере, способствуют модернизации национальной образовательной системы. В настоящее время ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и ответственности. Это означает, что сегодняшнему выпускнику школы предстоит жить в сложных динамических, изменяющихся условиях. Поэтому он должен быть вооружен, прежде всего, не системой заученных знаний, а умением, способностью меняться, самообучаться. А это означает, что он должен:

  1. быть хозяином своей жизнедеятельности;
  2. быть творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности;
  3. оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе.
  4. должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации.

Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».

Разработкой и внедрением в учебный процесс ИКТ активно занимаются такие исследователи, как Е. С. Полат, Е. И. Дмитриева, С. В. Новиков, Т. А. Полилова, Л. И. Цветкова и др.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи , анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

  1. Применение ИКТ на уроках иностранного языка 

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационно-коммуникационных технологий и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов. Ведь современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много  общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:

  1. повышение мотивации к изучению языка;
  2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  3. увеличение объема лингвистических знаний;
  4. расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  5. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ :

  1.  формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
  2.  расширение активного и пассивного словарей;
  3.   приобретение культурологических знаний;
  4.   формирование культуры общения;
  5.  формирование элементов глобального мышления;
  6. формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
  7.   формирование навыков работы в группе.

Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках (по классификации Войтко С.А.):

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем. Данное направление является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Число созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество сих пор остается неудовлетворительным. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных  учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Материал данных учебных “пособий” представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на уроке. Еще одним важным недостатком таких программ является отсутствие возможности изменить содержание программы, обновить и расширить базу данных учебных текстов

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ. Как известно, компьютер обладает возможность хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация. В процессе использования данная информация может быть изменена, дополнена, преобразована в новую форму. Устаревший материал можно заменить новым, упражнения и тексты представить в различных вариантах. Возможности предъявления учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Однако для реализации всех этих достоинств использования ИКТ необходимо составить и создать собственную компьютерную обучающую программу.  

3. Создание собственных мультимедийных презентаций. Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе. Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьной газеты на английском языке.                        В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеороликов.                                            

    5. Использование ресурсов сети Интернет. Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.

5. Преимущества использования ИКТ в преподавании иностранного языка:

1.Программа Internet Explorer

 Преимущества Internet Explorer:

• самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире;

• высокая скорость манипулирования огромными массивами данных;

 • доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;

 • поиск данных, необходимых конкретному пользователю;

• доступ к современным исследованиям во многих отраслях науки;

 • возможности для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука

Данные преимущества способствуют:

• повышению познавательной активности и мотивации учения;

• формированию навыков исследовательской работы и умений работать с информацией;

• расширению и углублению знаний, умений, навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельности;

• стимулированию интереса учащихся к изучению предмета;

• развитию речемыслительной деятельности, кругозора и эмоционально- чувственной сферы учащихся через музыкальные, анимационные заставки, фотографии и картинки;

 • снижению утомляемости; • повышению индивидуализации обучения.

2.Преимущества обучающих CD, DVD дисков:

 • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

 • предоставляют возможность учащимся работать в своем темпе;

 • ускоряют процесс обучения;

 • улучшают качество усвоения материала;

 • усиливают процессы запоминания визуального образа лексических единиц;

• стимулируют деятельность учащихся, например, аплодисменты при правильном ответе; • предоставляют возможность отработать любой вид речевой деятельности;

 • формируют позитивную мотивацию к учению;

 • развивают инициативную речь.

3. Преимущества программы Microsoft Power Point способствуют лучшему усвоению материала, а именно:

  1. возможность анимации, изменение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта
  2. добавления схем, таблиц, фотографий
  3. повышению визуализация материала (концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100 %), увеличению скорости и качества усвоения темы
  4. повторению того или иного этапа урока
  5. осуществлению личностно- ориентированного обучения (учитель создает презентации, учитывая конкретных учеников, их способности).

 4. Преимущества программы Microsoft Word усиливают процессы запоминания визуального образа лексических единиц, позволяют создать шаблоны для проверки любого вида деятельности и легко их изменить, позволяют включать в документ таблицы, текстовые фрагменты, иллюстрации, подготовленные в других приложениях Windows.


  6. Практическая часть

Какое это наслаждение,

Ты по-английски говоришь!

Учитель электронный светит,

С него не сводишь глаз.

Задай вопрос, и он ответит,

И будет повторять хоть сотню раз.

На экране - мир волшебный,

Управляемый тобой.

Ты не просто наблюдатель,

А участник и герой!

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения значительно обогатило арсенал методических средств и приемов учителя английского языка, в том числе позволило разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия интересными и запоминающимися. Открылось множество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Как невозможна сегодняшняя жизнь без компьютера, так невозможна организация занятий (уроки, элективные курсы, факультативы) в школе без ИКТ.

В арсенале учителя появились не только новые организационные формы, но и новый современный инструментарий: интерактивная доска, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы. Весь арсенал средств ИКТ нацелен на то, чтобы помочь учащемуся выстроить систему своего самообразования, помочь в поисковой, творческой, познавательной деятельности учащихся.

Именно использование современных технологий позволяет сделать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам. Использование ИКТ на уроках позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

В процессе работы я использую нестандартные методы обучения:

  1. ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, «мозговые штурмы", круглые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их социально активную позицию;
  2. творческие учебные задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма;
  3. тестовые задания, помогающие осуществлять контроль овладения умениями и навыками, тренажеры, проектную деятельность, тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в приготовлении которых учащиеся пользуются таблицами, плакатами и другим иллюстративным материалом;
  4. интернет.

На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах я нахожу готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги, презентации, которые перерабатываю и использую в своей работе (приложение № 1).

Несомненным преимуществом использования ИКТ является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.

На уроках английского языка я использую обучающие и познавательные программы на CD. Я работаю по учебникам Биболетовой М.З. “Enjoy English”. На своих уроках я применяю программы «Изучай алфавит c удовольствием»/ «Enjoy the ABC» и « Слушай и играй с удовольствием» / « Enjoy Listening and playing» для 2, 3 и 4 классов. Они рассчитаны на коллективную и индивидуальную работу учителя в классе с применением мультимедиа проектора, а также для самостоятельной работы учащихся дома.

Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, главными действующими лицами являются те же персонажи, что и в учебнике, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием в УМК. И это большой плюс. Мне, как учителю, не

надо отбирать и адаптировать материал при подготовке урока.
Использование мультимедиа приложений формирует коммуникативные умения в аудировании, говорении и чтении на английском языке, повышение мотивации, развитие речевых способностей, памяти, мышления, воображения.  Следующий плюс при работе с дисками – обратная связь, контролирующая выполнение задания учеником. Правильное выполнение заданий оценивается анимацией.  Но не следует забывать, что по санитарным нормам и правилам дети 2 -5 классов могут работать не более 15 минут за компьютером.
Мультимедиа приложения можно использовать и для самостоятельной работы учеником дома. А если родители хотят проконтролировать этот процесс, то подробные объяснения механизма выполнения каждого упражнения сформулированы на русском языке, стоит только нажать на кнопку « Help». Детям очень нравится работать по этим обучающим программам. Данная программа может быть применена и для индивидуальной, и для коллективной работы.

Программа разработана с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности. Компьютерная программа не “пропускает” учащегося к выполнению следующего упражнения, пока предыдущее не будет полностью и правильно выполнено.

Использование ЦОР позволяет мне при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Чаще всего я использую программу Microsoft PowerPoint. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе. Для меня как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.        

Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:

  1. простота (управления);
  2. умеренное эстетическое оформление слайда;
  3. соответствующий стиль подачи материала;

      Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, степень обученности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Применение мультимедийных презентаций на уроке, созданных при помощи этой программы, позволяет мне:

  1. более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
  2. эффективнее использовать время на уроке;
  3. создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

С Power Point я создаю презентации для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания, а также для  актуализации, первичного закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Например, в 4 классе при изучении темы «Мой любимый дом» я использую компьютерную презентацию «Моя комната» для ввода лексических единиц и активизации их в речи учащихся (приложение № 2). При изучении грамматики, возможно, анимировано выделять наиболее сложную и важную информации. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления (приложение № 3), а также воспользоваться тренажерами (приложение 4). Наиболее продуктивными зарекомендовали себя мультимедийные презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо - или самопроверку быстро и эффективно.    

  При изучении страноведческого материала наглядность незаменима, т.к., например, знакомство с достопримечательностями страны изучаемого языка должно сопровождаться их изображениями. Например, с помощью использования Power Point в 5 классе мы совершили виртуальную экскурсию в Великобританию и познакомились с  ее достопримечательностями (приложение № 5) и закрепили изученный материал с помощью ресурса «Лица Лондона» (приложение 6).

Также на своих уроках стараюсь максимально призывать учащихся включаться в творческий подход к обучению. По окончании работы  по определенной теме прошу ребят на компьютере приготовить творческую

работу, используя программы “Power Point”, “Excel” или просто “Word”. Предлагаю учащимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих учащихся. Вот только некоторые из тем: «Дискриминация», «Великобритания», «Загрязнение воздуха» и др. Так учащиеся предоставляют свои брошюры, буклеты, фильмы, презентации или просто рефераты и проекты, которые  представляют на уроках (приложение № 7). 

Пожалуй, самым важным и главным в обучении любому предмету является здоровьесбережение обучающихся. Проведение физминуток и физминуток для глаз обязательно на моих уроках (приложение 8).

Для проверки и контроля полученных знаний разрабатываю тесты (приложение 9), а также неоценимую помощь оказывают электронные издания сайта 1 сентября «Английский язык в школе» (приложение 10). 

В подготовке к ЕГЭ в разделе «Письмо» ученики пишут личные письма и отправляют мне на электронную почту, для совершенствования знаний по грамматике, лексике, чтению и аудированию используют электронные учебниками Макмиллан, а также проходят тестирование в режиме online.

Хотелось бы отметить особую роль дистанционного обучения в современном мире, которое дает возможность получать образование всем желающим через образовательные ресурсы и программы Skype. Вот уже год являюсь участником проекта «Обучение детей с ограниченными возможностями» в i-школе (приложение 11).

В своей работе я использую следующую схему планирования урока с использованием ИКТ, состоящую из 4 этапов:

1. Концептуальный этап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.д. Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. В соответствии с аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые и т.д.

2. Технологический этап. На основе вышеуказанного выбирается форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса. На этом этапе я определяю необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства).

3. Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся и т.д.) и их функциональные взаимосвязи.  На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д.

4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа – перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИКТ требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этом этапе урока, связанным с использование средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

  1. Результативность работы.

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на   старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:

  1. 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;  
  2. 55% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
  3. 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;

Как я уже отмечала выше, в моей практике после применения ИКТ на уроках английского языка заинтересованность в изучении предмета возросла, а также повысилась эффективность обучения.

Положительными результатами использования данного опыта можно

считать следующее:

  1. На протяжении 3-х лет наблюдается положительная динамика  показателей успеваемости и качества обучения учеников по иностранному языку

2009-2010

2010-2011

2011-2012

% успеваемости

100%

100%

100%

Качество знаний

55,9%

55,3%

59,7%

2. Результаты анкетирования

Опрошено 21 человек.

  1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы?

- Все ребята дали положительный ответ.

  1. Что дает применение ИКТ?

Самыми распространенными были ответы:

- Способствует запоминанию;

- Дает дополнительную информацию;

- Делает урок более интересным, привлекает внимание;

- Реализует возможности и развивает творчество.

  1. Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и интерактивных способов обучения (по итогам опроса учащихся 10 класса)


Вопрос/ ответ

да

(в  %)

отчасти

(в %)

нет

(в  %)

1.

Делают ли мультимедийные и интерактивные технологии  обучение интереснее  и познавательнее?

100

2.

Помогают ли Вам  мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять грамматику английского языка?

100

3.

Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять и запомнить учебный материал?

100

4.

Помогают ли Вам  мультимедийные и интерактивные технологии  при повторении ранее изученного учебного материала?

100

Количество учеников, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования ИКТ во внеклассной работе. Привлекая учеников, не отличающихся примерным поведением, к реализации подобных проектов, возможны положительные сдвиги в их поведении, появившийся интерес к предмету. Возрастает количество обучающихся в участии в предметной неделе, в конкурсах (Британский Бульдог в 2011 г – 13 человек, а в 2012 г -30), молодежном чемпионате (2011г – Диплом III степени получила Боброва М, в 2012г – Гавриляшова В), школьных  олимпиадах  (2011г -11 человек, 2012г – 17человек).

Для оценивания учебных достижений накоплено достаточное количество контрольно-измерительных материалов: тестовые задания, разноуровневые контрольные работы, варианты заданий в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации. С 2010 года мои ученики выбирают английский для итоговой аттестации в формате ЕГЭ и показали следующие результаты: 2010г – средний балл 49,8 -  18 место в регионе, 2011г – средний балл  63,7  и 7 место в регионе, 2012 г – средний балл  79 и 1 место в регионе (средний балл по региону 54,3).

Результатом работы с использованием ИКТ можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку,  а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.

Хотелось бы сказать, что многие учителя так же, как и я, именно в процессе творческого поиска интуитивно пришли к осознанию необходимости использования информационной технологии непосредственно на уроке. А, следовательно, данная инновационная работа на современном этапе плавно переходит в традицию и будет иметь полное право на существование. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что посредством применения мультимедийных продуктов мне удается добиваться от учащихся воспроизведения информации не на репродуктивном, а на осмысленном, и даже творческом уровне. Результатом обучения становится креативно - мыслящий творческой направленности человек, способный решать любые поставленные перед ним задачи, что важно не только для конкретной личности, но и для страны в целом.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение  в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование новых технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

8. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.
         1. "Плюсы" информационных технологий в образовательном процессе. 
Использование ЦОР позволяет: 
• улучшить эффективность и качество образования,
• ориентироваться на современные цели обучения,
• повысить мотивацию учащихся к обучению,
• использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,
• учитывать страноведческий аспект,
• сделать занятия запоминающимися и эмоциональными,

 • реализовать индивидуальный подход,
• усилить самостоятельность школьников,
• повысить качество наглядности,
• облегчить труд учителя.
Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю: 
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса,
• экономить время для речевой практики,
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.
Электронные учебные пособия помогают ученикам 
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты,
• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал, • приобрести навыки работы с компьютером,
• основательно подготовиться к ЕГЭ.

 2. Минусы использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроках английского языка. 
Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании ИКТ:
• недостаточная степень оборудования школы,
• недостаточное количество ЦОР,
• многие ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
• многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
• большинство учеников имеют доступ в Интернет только дома,
• многие учителя имеют доступ в Интернет только в дома.
Таким образом, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.


  1.   Заключение.                                                                                                                        В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания иностранного языка, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.  Использование ИКТ на уроках английского языка –  на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  1. обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  3. повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  4. усовершенствовать контроль знаний;
  5. рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  6. формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  7. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
  8. индивидуализировать учебный процесс;                                                                          

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися. Обучающиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.


Использованная литература

1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - ИЯШ, 2001, №4, с.37,90.

2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ, 2008, №4, с.36-41.

3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, -М.: Изд-во АРКТИ, 2003, с. 49-127.

4. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. - Информационные технологии 1998, № 6, с. 21-22.

5. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку, ИЯШ, 1991, №3, с.9-16.

6. К проблеме модернизации содержания общего образования - ИЯШ, 2002, №5, с.5-8.

7. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» - ИЯШ, 2000, №6, с. 34-36.

8. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166.

9. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку, ИЯШ, 2008, № 6, с. 2-6.

Приложение 1

Сайты   http://lenabum1.ucoz.ru/index/primernye_programmy_po_uchebnym_predmetam_inostrannyj_jazyk_5_9_klassy/0-12

http://nota.triwe.net/teachers/open/open.htm

http://www.english-love.ru/master-klass/page-4

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1240/

http://nsportal.ru/

http://www.eslgamesplus.com/flash-cards-ppt/

http://moi-mummi.ru

http://www.teachingenglish.org.uk/

http://language-files.org

http://metodisty.ru

http://festival.1september.ru

www.britishcouncil.org

http://do.gendocs.ru

http://www.englishteachers.ru/

http://anglyaz.ru

www.englishforkids.ru

www.schoolenglish.ru

www.native_english.ru

www.exams.ru

Тестирование он-лайн. Бесплатные интерактивные уроки английского языка http://www.english.language.ru/index.html

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"

Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение  педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...

Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"...