Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
методическая разработка по английскому языку (9 класс) по теме

Держурина Елена Николаевна

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и метапредметное содержание. Воспитательный аспект раздела является мировоззренческим фоном, основой образовательного процесса, формирующего нравственный и социокультурный опыт учеников 9 класса. Результатами освоения раздела программы "Выбор будущей профессии" являются компетенции: коммуникативная (речевая, языковая и компенсаторная), социокультурная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая и компетенция личностного роста и самосовершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела учебной программы

«Выбор будущей профессии»

  1. Ценностно-смысловые ориентиры содержания раздела

учебной программы «Выбор будущей профессии».

Методическая разработка раздела «Выбор будущей профессии» курса «Английский язык» для 9 класса гимназии составлена на основе Программы по иностранным языкам (Английский язык) основного общего образования. Программа разработана авторским коллективом в составе: И.Л. Бим, М.З. Биболетова, В.В. Копылова, Е.А. Макарчук, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова и опубликована в сборнике «Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 класса», 2005 год, Москва, издательство «Астрель».

       В 9 классе гимназии преподавание английского языка, начиная со средней ступени обучения, ведётся в соответствии с учебным планом углублённого изучения предмета. Для реализации Программы используется учебно-методический комплекс для школ с углублённым изучением английского языка, колледжей и гимназий. Линия учебников для 1-7 классов, написанная авторами И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной, в 8-11 классах продолжена О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Количество часов в рамках предпрофильной подготовки по английскому языку (5 часов в неделю) позволяет в 9 классе  осваивать Программу на основе двух частей УМК – для VIII и IX классов.

       УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой соответствует уровню перехода от стадии Pre-Intermediate к Intermediate и является базовым. В его состав входят следующие компоненты: учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, аудиоприложения. Выбор УМК обусловлен его отличительными особенностями: полное соответствие программным требованиям, богатая содержательная база для культуроведческого обогащения, чёткая организация всех компонентов и взаимосвязанное обучение различным аспектам языка, обеспечение высокого уровня владения основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом. Коммуникативная направленность обучения поддержана основательной лексико-грамматической базой. Отличительной чертой УМК является углублённая работа над всеми видами чтения. Стилистика и тематика текстов разнообразны: это отрывки из художественной прозы, публицистические, научно-популярные, технические тексты, песни. Актуальность и востребованность раздела «Выбор будущей профессии» учащимися требуют привлечения новых аутентичных учебных материалов, таких как учебник британского издательства “Longman” “New Opportunities” (Russian Edition – Издание для России) уровня Intermediate и учебное пособие издательства “Macmillan” “Practice Tests for the Russian State Exam” (Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку).

Чем же обусловлен выбор раздела Программы? Тема выбора профессии, с одной стороны,  связана с разделами, изученными в 8 классе, а с другой стороны, она выполняет важную миссию постепенного перехода девятиклассников на уровень Intermediate старшей ступени обучения. Раздел учебной программы  «Выбор будущей профессии» имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить  компетентностное, деятельностное и метапредметное содержание. Во-первых, он вносит свой вклад в формирование комплекса ключевых и предметных компетенций. Во-вторых, методика преподавания раздела предполагает повышение эффективности образовательной деятельности через использование технологий деятельностного обучения (речетворчество, проектирование, учебное исследование, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии). В-третьих, актуальная для подростков тема позволяет интегрировать на метапредметном уровне традиционный учебный материал и элементарные знания из области социологии и психологии. Метапредметный потенциал темы позволяет осуществить способы работы с мышлением, пониманием, рефлексией учащихся. Воспитательный аспект раздела программы является мировоззренческим фоном, основой образовательного процесса, формирующего нравственный и социокультурный опыт  учащихся 9 класса: позитивное отношение к труду как общечеловеческой ценности; важность адекватной оценки и самооценки способностей человека, выбирающего профессию; необходимость правильного соотношения работы и отдыха в жизни современного человека.

  1. Психолого-педагогическое обоснование методики преподавания раздела учебной программы.

       Раздел «Выбор будущей профессии» является первым в календарно-тематическом планировании курса «Английский язык» в 9 классе. Поэтому при изучении данного раздела мы опираемся на базовые знания, полученные в 8 классе. Учащиеся владеют предметным содержанием речи по темам «Взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе», «Досуг и увлечения» («Спорт», «Музыка», «Кино», «Театр»), «Школьная жизнь», «Роль иностранного языка», «Природа и проблемы экологии», «Здоровый образ жизни». В начале обучения в 9 классе школьники знакомы с социокультурным портретом Великобритании, Соединённых Штатов Америки и Австралии. Учащиеся владеют диалогической речью в форме диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения к действию, диалога-обмена мнениями и их комбинациями. Учащиеся способны высказываться о фактах и событиях, используя основные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика, эмоциональные и оценочные суждения), а также выражать и аргументировать своё отношение к  прочитанному и прослушанному. Девятиклассники понимают на слух иноязычный текст с разной глубиной и точностью проникновения в содержание в зависимости от коммуникативной задачи и типа текста. Школьники понимают аутентичные тексты, используя различные стратегии чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). Владение письменной речью предусматривает следующие умения: делать выписки из текста, писать поздравительные открытки, письма личного содержания, сочинения, заполнять бланки. Учащиеся овладевают умениями представлять родную страну и её культуру на английском языке. К языковым знаниям и навыкам относится знание правил чтения и написания изученных слов, навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдения правильного ударения и интонации, членение предложений на смысловые группы. Школьники владеют лексикой изученных тем, к которой добавляются наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, идиоматические выражения. Происходит расширение потенциального словаря за счёт интернациональной лексики и овладения основными способами словообразования: аффиксацией, словосложением, конверсией. Учащиеся 9 класса в начале учебного года распознают следующие грамматические явления: все типы простых предложений, сложноподчинённых предложений с придаточными времени, цели, условия, определительные союзы. Учащиеся имеют представление о сослагательном наклонении, употребляют времена глагола групп Present, Past и  Future, конструкции страдательного залога и сложного дополнения, определённый, неопределённый и нулевой артикли, личные, притяжательные, возвратные и неопределённые  местоимения, количественные и порядковые числительные.

        Несмотря на достаточно высокий уровень владения коммуникативной компетенцией, результаты контролирующей деятельности в прошлом учебном году показали, что школьники испытывают ряд затруднений. Во-первых,  есть трудности в усвоении большого объёма лексических единиц, особенно фразовых глаголов и устойчивых словосочетаний. Во-вторых, лишь на среднем уровне была сформирована информационная компетенция: учащиеся не могли продуктивно пользоваться одновременно несколькими учебными ресурсами для достижения цели проектной работы или подтверждения гипотезы учебного исследования. В-третьих,  дальнейшего развития требуют умения самоорганизации девятиклассников, а именно: техника планирования учебной деятельности, рефлексия и осознание своего продвижения. Исходя из этого, в методической разработке делается акцент на формирование соответствующих компетенций школьников. И наконец, на новый качественный уровень должны выйти виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо, перевод.

        По мнению авторов курса, учителя могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации школьников. Таким образом, при составлении методической разработки раздела программы была использована предоставленная авторами возможность реализации новых подходов к построению курса.   Методическая разработка раздела программы «Выбор будущей профессии» является технологически проработанным примером инновационного педагогического опыта учителя по внедрению компетентностно-деятельностного подхода к обучению.

Методическая разработка рассчитана на школьников 15-16 лет. В этот период значительно возрастает роль самообразования и  самовоспитания.  В связи с этим возрастает объём самостоятельной работы с разнообразными источниками информации, фронтальные формы контроля постепенно замещаются индивидуальными и групповыми.

Защитная роль взрослых постепенно замещается новой функцией социально-профессионального ориентирования. Старшеклассники ориентированы на организацию самоконтроля, своего рода программы поведения на ближайшее и отдалённое будущее. Эта особенность возраста  находит отражение в методическом инструментарии раздела программы. При выборе технологий обучения предпочтение отдаётся проблемному изучению материала, проектной и исследовательской работе, при выборе содержания – практико-ориентированным текстам, заданиям, тестам. Ожидаемые результаты обучения представлены в форме компетенций учащихся, что также способствует их социально-профессиональному определению.

У школьников 9 класса появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлениям о вещах, которые их интересуют. Это даёт возможность эффективного использования метапредметного содержания учебной программы, способов работы с мышлением, действием, рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся. Раздел программы спланирован с учётом того, что научное знание приобретает для старшеклассников ценность лишь при условии его личностной значимости.

  1. Цели и задачи изучения раздела.

       Цели и задачи раздела соотносятся с предметными и ключевыми компетенциями.

Компетен-ция

Задачи

Образовательная цель: учащиеся должны знать языковой и страноведческий материал и адекватно применять его в коммуникативных ситуациях.

Коммуни-кативная (речевая)

Использовать коммуникативные умения в говорении в ситуациях диалогического и монологического общения. Использовать различные коммуникативные стратегии аудирования и чтения. Уметь писать резюме и статью-репортаж.

Коммун-ная (языковая)

Овладеть новыми языковыми средствами: лексическими и грамматическими.


К. (компенса-торная)

Решать проблему дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Социокуль-турная

Владеть информацией о реалиях стран изучаемого языка. Описывать Россию, жизнь её граждан на английском языке.

Учебно-познават-ная

Использовать навыки целеполагания, планирования, самооценки и рефлексии.

Развивающая цель: учащиеся должны владеть навыками речемыслительной деятельности и уметь работать с информацией.

Информа-ционная


Компетенция личностного роста и самосовер--шенствования

Владеть способами мыслительной деятельности: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением. Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, одноязычными словарями, справочниками, ресурсами сети Интернет, электронными учебниками. Владеть навыками интеллектуального саморазвития. Уметь преобразовывать информацию в виде таблицы, схемы, алгоритма,  диаграммы. Уметь преобразовывать учебный материал на основе фантазии и воображения для решения творческой задачи. Уметь представлять творческий образовательный продукт при помощи ИКТ.

Воспитательная цель: учащиеся должны убедиться в необходимости серьёзного, ответственного отношения к выбору будущей профессии.

Ценностно-смысловая

Владеть ценностно-смысловыми установками для оценки действий и поступков. Формулировать собственные ценностные ориентиры.  Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

       В ходе освоения раздела учебной программы планируется сформировать и развить компетенции учащихся:

 Коммуникативная (речевая) компетенция:

– Учащиеся владеют умениями говорения в ситуациях диалогического и монологического общения.

– Учащиеся понимают иноязычную речь на слух, используя различные стратегии аудирования.

– Учащиеся понимают иноязычные тексты, используя различные стратегии чтения.

– Учащиеся пишут резюме и репортаж в газету.

Коммуникативная (языковая) компетенция:

– Учащиеся овладевают следующим языковым материалом:

- новыми лексическими единицами темы «Выбор будущей профессии» в объёме 90 слов и 30 выражений для активного пользования;

- приблизительно 30 словами и выражениями из художественных текстов, предъявляемых в чтении и аудировании;

- фразовым глаголом to hand;  

- формами сослагательного наклонения в настоящем и прошедшем времени;

- конструкциями if only, but for, to do something/ to have something done .

Коммуникативная (компенсаторная) компетенция:

– Учащиеся овладевают умениями выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации при помощи использования языковой догадки, словообразования, синонимии.

Социокультурная компетенция:

– Учащиеся овладевают речевыми образцами для адекватного общения в ситуации «Предложение о совместной деятельности и ответ на него».

– Учащиеся открывают знания о реалиях стран изучаемого языка: популярных профессиях, проблемах, связанных с рынком труда, функционале специалиста по профессиональной ориентации в учебных заведениях career adviser, волонтёрской работе подростков.

– Учащиеся овладевают умениями представлять на английском языке свою будущую профессию и  наиболее популярные в нашей стране профессии.

Учебно-познавательная компетенция:

– Учащиеся понимают цель своей деятельности, планируют этапы работы на уроке и дома, выдвигают гипотезы описывают результаты, формулируют выводы.

– Учащиеся производят оценку своих достижений и приобретают способность к контролю и самоконтролю.

Информационная компетенция:

– Учащиеся  овладевают способами мыслительной деятельности: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением для решения творческих и практических учебных задач.

– Учащиеся получают практические навыки работы с различными источниками информации: книгами, одноязычными словарями, учебниками, справочниками, ресурсами сети Интернет, электронными учебными пособиями.

– Учащиеся умеют представлять информацию в виде таблицы, схемы, алгоритма,  диаграммы.

– Учащиеся приобретают способность к творческому решению учебных задач.

– Учащиеся приобретают практические умения представлять свой творческий образовательный продукт при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Ценностно-смысловая компетенция:

– Происходит осознание учащимися важности выбора профессии.

– Происходит формирование понимания труда как общечеловеческой ценности.

– Учащиеся владеют способами самоопределения в ситуациях выбора на основе знания собственных возможностей.

– Учащиеся выделяют противоречие между личным профессиональным выбором человека и объективной обстановкой на рынке труда.

Компетенция личностного роста и самосовершенствования:

– Учащиеся владеют культурой мышления и навыками интеллектуального саморазвития.

  1.  Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

      Цели и задачи раздела реализуются при помощи коммуникативного метода, лежащего в основе преподавания любого иностранного языка. В зависимости от целей урока используются репродуктивно-продуктивные и продуктивные, поисковые методы, проблемное изложение знаний. Новый материал предъявляется при участии наглядного и демонстрационного методов. Эффективной формой самостоятельного поиска и решения учебных задач является метод проектов и учебного исследования с обязательным выходом на получение социально- и личностно-значимого результата. Таким образом, при изучении раздела используются преимущественно продуктивные методы, которые позволяют включить школьников в познавательную и преобразующую деятельность. Информационно-коммуникационные технологии многофункциональны, поскольку выступают как средство введения и тренировки языкового и речевого материала, как источник информации и как способ презентации образовательных продуктов учащихся. Личностный, предметный и метапредметный опыт учащихся 9 класса позволяет использовать широкий спектр форм организации учебной деятельности: фронтальное объяснение, обратная связь, индивидуальная и групповая работа, парное взаимодействие, самостоятельная работа с различными информационными источниками, курирование проекта и исследования учителем, помощь консультантов, публичная презентация.  В ходе реализации целей и задач раздела программы в полном объёме реализуются принципы индивидуализации и дифференциации обучения. Учащиеся разного уровня обученности имеют возможность свободного выбора источников информации, уровня сложности задания и способов решения учебных задач. Для диагностики предметных достижений учащихся используются разнообразные виды контроля: предварительный (контроль исходного уровня подготовки учащихся, их готовности к речевой деятельности), текущий (для регулярного управления учебной деятельностью школьников и её корректировки, стимулирования их самостоятельной работы и активизации творческих идей) и рубежный (для проверки качества усвоения темы). Используются такие формы контроля, как индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный опрос,  письменная проверка в виде теста, контрольного задания или написания творческой работы, оценка группового образовательного продукта.  Устный и письменный контроль носит регулярный, комплексный характер.  Для оценивания личностных достижений учащихся используется такие виды рефлексии, как «Ступени к успеху», «Мишень», «Выбор афоризма», «Незаконченное высказывание», «До и после урока». Социальные и метапредметные достижения оцениваются в ходе наблюдения, собеседования, презентации проектов и учебных исследований. Итак, методы, технологии, формы обучения и виды контроля являются деятельностными инструментами формирования у учащихся 9 класса предметных и ключевых компетенций.

  1. Система знаний и система деятельности.

      Система знаний включает в себя знания из области литературы, русского языка, обществознания, экономики, профориентации, а также знания фонетики, лексикологии, грамматики, орфографии предметной области «Английский язык». Раздел программы содержит знания профильного характера, которые учитывают разные способности и интересы учащихся. Это знания о профессиях, связанных с иностранным языком: преподаватель, синхронный переводчик, гид-переводчик, переводчик технической документации, писатель (поэт)-переводчик, журналист, учёный-лингвист, дипломат.

       Система деятельности в разделе «Выбор будущей профессии» включает в себя:

  1. Познавательную деятельность в виде интеллектуальных мыслительных операций (анализа, синтеза, индукции, обобщения, аналогии, классификации), постановки проблемы и выдвижения гипотезы, вопросов разных видов и методов их задавания.
  2. Преобразующая деятельность представлена в форме проектной деятельности, эвристического поиска, решения проблемных ситуаций.
  3. Общеучебная деятельность описана в разделе при помощи стратегий   работы с текстом, подготовки текста презентации проекта и учебного исследования, способов взаимообучения (парная и групповая работа, индивидуальное консультирование, курирование индивидуальной работы школьника учителем).
  4. Самоорганизующая деятельность представлена в способах постановки целей, технике планирования, самоконтроле, рефлексии, самооценке и осознании своего продвижения в развитии соответствующей компетенции.

  1. Поурочное планирование по разделу «Выбор будущей профессии».

№ урока

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Методы и методические приёмы

1.

«Название профессий».

Урок изучения новой лексики.

Овладение новыми лексическими единицами через включение лексики в комплекс языковых и речевых упражнений и умение организовывать новый материал в виде схем.

Мнемотурнир.

ИКТ.

2.

«Повторение сослагательного наклонения».

Урок изучения грамматического материала.

Обобщение грамматического материала на основе преобразования правила в схему и использования в речевых упражнениях.

Консультирование в группах. Речетворчество.

3.

«Мир современных профессий».

Урок обучения стратегиям чтения.

Освоение различных стратегий чтения для получения представлений о мире профессий.

Самостоятельная работа с обратной связью.

4.

«Употребление сослагательного наклонения».

Урок-практикум.

Обучение использованию сослагательного наклонения Present и Past Subjunctive в речевых ситуациях.

Пары и группы сменного состава.

5.

«Обучение диалогической речи».

Урок освоения разных форм взаимодействия.

Овладение умениями диалогической речи в ситуациях повседневного иноязычного общения.

Пары сменного состава.

6.

«Выбор профессии. Лексический практикум. Аудирование».

Комбинированный урок.

Совершенствование понимания речи на слух через расширение лексического запаса учащихся и освоение различных стратегий аудирования.

Самостоятельная работа с обратной связью.

7.

«Учёба и будущая профессия. Работа с текстом».

Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Совершенствование умения изучающего чтения.

Ответы на вопросы в «цепочке».

8.

«Учёба и будущая профессия».

Урок воспитательной направленности.

Осмысление собственных ценностных ориентиров в области будущего профессионального выбора через обсуждение содержания текста.

Проблемное изучение материала.

9.

«Выбор будущей профессии».

Урок контроля.

Осуществление контроля знания учащимися лексико-грамматического материала раздела.

Тест с обратной связью.

10.

«Популярные профессии».

Урок-исследование.

Учебное исследование отношений старшеклассников к будущей профессии с использованием социологических методов.

Учебное исследование. ИКТ.

11.

«Моя будущая профессия».

Урок-проект.

Разработка проекта на основе групповой кооперации.

Метод проектов.

12.

«Волонтёрская работа. Обучение письменной речи».

Комбинированный урок.

Организация речетворчества учащихся на основе создания резюме для приёма на работу в летние каникулы.

Синтез мыслей. Речетворчество.

13.

«Урок домашнего чтения».

Урок контроля.

Осуществление контроля навыков самостоятельного чтения.

Дискуссия. Речетворчество.

14.

«Защита проекта «Моя будущая профессия».

Итоговый урок.

Осуществление контроля и оценка уровня сформированности компетенций учащихся по разделу.

Презентация.

ИКТ.