Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
методическая разработка по английскому языку (9 класс) по теме
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и метапредметное содержание. Воспитательный аспект раздела является мировоззренческим фоном, основой образовательного процесса, формирующего нравственный и социокультурный опыт учеников 9 класса. Результатами освоения раздела программы "Выбор будущей профессии" являются компетенции: коммуникативная (речевая, языковая и компенсаторная), социокультурная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая и компетенция личностного роста и самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela_obrazov._i_ucheb._programmy.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка раздела учебной программы
«Выбор будущей профессии»
- Ценностно-смысловые ориентиры содержания раздела
учебной программы «Выбор будущей профессии».
Методическая разработка раздела «Выбор будущей профессии» курса «Английский язык» для 9 класса гимназии составлена на основе Программы по иностранным языкам (Английский язык) основного общего образования. Программа разработана авторским коллективом в составе: И.Л. Бим, М.З. Биболетова, В.В. Копылова, Е.А. Макарчук, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова и опубликована в сборнике «Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 класса», 2005 год, Москва, издательство «Астрель».
В 9 классе гимназии преподавание английского языка, начиная со средней ступени обучения, ведётся в соответствии с учебным планом углублённого изучения предмета. Для реализации Программы используется учебно-методический комплекс для школ с углублённым изучением английского языка, колледжей и гимназий. Линия учебников для 1-7 классов, написанная авторами И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной, в 8-11 классах продолжена О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Количество часов в рамках предпрофильной подготовки по английскому языку (5 часов в неделю) позволяет в 9 классе осваивать Программу на основе двух частей УМК – для VIII и IX классов.
УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой соответствует уровню перехода от стадии Pre-Intermediate к Intermediate и является базовым. В его состав входят следующие компоненты: учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, аудиоприложения. Выбор УМК обусловлен его отличительными особенностями: полное соответствие программным требованиям, богатая содержательная база для культуроведческого обогащения, чёткая организация всех компонентов и взаимосвязанное обучение различным аспектам языка, обеспечение высокого уровня владения основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом. Коммуникативная направленность обучения поддержана основательной лексико-грамматической базой. Отличительной чертой УМК является углублённая работа над всеми видами чтения. Стилистика и тематика текстов разнообразны: это отрывки из художественной прозы, публицистические, научно-популярные, технические тексты, песни. Актуальность и востребованность раздела «Выбор будущей профессии» учащимися требуют привлечения новых аутентичных учебных материалов, таких как учебник британского издательства “Longman” “New Opportunities” (Russian Edition – Издание для России) уровня Intermediate и учебное пособие издательства “Macmillan” “Practice Tests for the Russian State Exam” (Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку).
Чем же обусловлен выбор раздела Программы? Тема выбора профессии, с одной стороны, связана с разделами, изученными в 8 классе, а с другой стороны, она выполняет важную миссию постепенного перехода девятиклассников на уровень Intermediate старшей ступени обучения. Раздел учебной программы «Выбор будущей профессии» имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и метапредметное содержание. Во-первых, он вносит свой вклад в формирование комплекса ключевых и предметных компетенций. Во-вторых, методика преподавания раздела предполагает повышение эффективности образовательной деятельности через использование технологий деятельностного обучения (речетворчество, проектирование, учебное исследование, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии). В-третьих, актуальная для подростков тема позволяет интегрировать на метапредметном уровне традиционный учебный материал и элементарные знания из области социологии и психологии. Метапредметный потенциал темы позволяет осуществить способы работы с мышлением, пониманием, рефлексией учащихся. Воспитательный аспект раздела программы является мировоззренческим фоном, основой образовательного процесса, формирующего нравственный и социокультурный опыт учащихся 9 класса: позитивное отношение к труду как общечеловеческой ценности; важность адекватной оценки и самооценки способностей человека, выбирающего профессию; необходимость правильного соотношения работы и отдыха в жизни современного человека.
- Психолого-педагогическое обоснование методики преподавания раздела учебной программы.
Раздел «Выбор будущей профессии» является первым в календарно-тематическом планировании курса «Английский язык» в 9 классе. Поэтому при изучении данного раздела мы опираемся на базовые знания, полученные в 8 классе. Учащиеся владеют предметным содержанием речи по темам «Взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе», «Досуг и увлечения» («Спорт», «Музыка», «Кино», «Театр»), «Школьная жизнь», «Роль иностранного языка», «Природа и проблемы экологии», «Здоровый образ жизни». В начале обучения в 9 классе школьники знакомы с социокультурным портретом Великобритании, Соединённых Штатов Америки и Австралии. Учащиеся владеют диалогической речью в форме диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения к действию, диалога-обмена мнениями и их комбинациями. Учащиеся способны высказываться о фактах и событиях, используя основные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика, эмоциональные и оценочные суждения), а также выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному и прослушанному. Девятиклассники понимают на слух иноязычный текст с разной глубиной и точностью проникновения в содержание в зависимости от коммуникативной задачи и типа текста. Школьники понимают аутентичные тексты, используя различные стратегии чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). Владение письменной речью предусматривает следующие умения: делать выписки из текста, писать поздравительные открытки, письма личного содержания, сочинения, заполнять бланки. Учащиеся овладевают умениями представлять родную страну и её культуру на английском языке. К языковым знаниям и навыкам относится знание правил чтения и написания изученных слов, навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдения правильного ударения и интонации, членение предложений на смысловые группы. Школьники владеют лексикой изученных тем, к которой добавляются наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, идиоматические выражения. Происходит расширение потенциального словаря за счёт интернациональной лексики и овладения основными способами словообразования: аффиксацией, словосложением, конверсией. Учащиеся 9 класса в начале учебного года распознают следующие грамматические явления: все типы простых предложений, сложноподчинённых предложений с придаточными времени, цели, условия, определительные союзы. Учащиеся имеют представление о сослагательном наклонении, употребляют времена глагола групп Present, Past и Future, конструкции страдательного залога и сложного дополнения, определённый, неопределённый и нулевой артикли, личные, притяжательные, возвратные и неопределённые местоимения, количественные и порядковые числительные.
Несмотря на достаточно высокий уровень владения коммуникативной компетенцией, результаты контролирующей деятельности в прошлом учебном году показали, что школьники испытывают ряд затруднений. Во-первых, есть трудности в усвоении большого объёма лексических единиц, особенно фразовых глаголов и устойчивых словосочетаний. Во-вторых, лишь на среднем уровне была сформирована информационная компетенция: учащиеся не могли продуктивно пользоваться одновременно несколькими учебными ресурсами для достижения цели проектной работы или подтверждения гипотезы учебного исследования. В-третьих, дальнейшего развития требуют умения самоорганизации девятиклассников, а именно: техника планирования учебной деятельности, рефлексия и осознание своего продвижения. Исходя из этого, в методической разработке делается акцент на формирование соответствующих компетенций школьников. И наконец, на новый качественный уровень должны выйти виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо, перевод.
По мнению авторов курса, учителя могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации школьников. Таким образом, при составлении методической разработки раздела программы была использована предоставленная авторами возможность реализации новых подходов к построению курса. Методическая разработка раздела программы «Выбор будущей профессии» является технологически проработанным примером инновационного педагогического опыта учителя по внедрению компетентностно-деятельностного подхода к обучению.
Методическая разработка рассчитана на школьников 15-16 лет. В этот период значительно возрастает роль самообразования и самовоспитания. В связи с этим возрастает объём самостоятельной работы с разнообразными источниками информации, фронтальные формы контроля постепенно замещаются индивидуальными и групповыми.
Защитная роль взрослых постепенно замещается новой функцией социально-профессионального ориентирования. Старшеклассники ориентированы на организацию самоконтроля, своего рода программы поведения на ближайшее и отдалённое будущее. Эта особенность возраста находит отражение в методическом инструментарии раздела программы. При выборе технологий обучения предпочтение отдаётся проблемному изучению материала, проектной и исследовательской работе, при выборе содержания – практико-ориентированным текстам, заданиям, тестам. Ожидаемые результаты обучения представлены в форме компетенций учащихся, что также способствует их социально-профессиональному определению.
У школьников 9 класса появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлениям о вещах, которые их интересуют. Это даёт возможность эффективного использования метапредметного содержания учебной программы, способов работы с мышлением, действием, рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся. Раздел программы спланирован с учётом того, что научное знание приобретает для старшеклассников ценность лишь при условии его личностной значимости.
- Цели и задачи изучения раздела.
Цели и задачи раздела соотносятся с предметными и ключевыми компетенциями.
Компетен-ция | Задачи |
Образовательная цель: учащиеся должны знать языковой и страноведческий материал и адекватно применять его в коммуникативных ситуациях. | |
Коммуни-кативная (речевая) | Использовать коммуникативные умения в говорении в ситуациях диалогического и монологического общения. Использовать различные коммуникативные стратегии аудирования и чтения. Уметь писать резюме и статью-репортаж. |
Коммун-ная (языковая) | Овладеть новыми языковыми средствами: лексическими и грамматическими. |
К. (компенса-торная) | Решать проблему дефицита языковых средств при получении и передаче информации. |
Социокуль-турная | Владеть информацией о реалиях стран изучаемого языка. Описывать Россию, жизнь её граждан на английском языке. |
Учебно-познават-ная | Использовать навыки целеполагания, планирования, самооценки и рефлексии. |
Развивающая цель: учащиеся должны владеть навыками речемыслительной деятельности и уметь работать с информацией. | |
Информа-ционная Компетенция личностного роста и самосовер--шенствования | Владеть способами мыслительной деятельности: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением. Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, одноязычными словарями, справочниками, ресурсами сети Интернет, электронными учебниками. Владеть навыками интеллектуального саморазвития. Уметь преобразовывать информацию в виде таблицы, схемы, алгоритма, диаграммы. Уметь преобразовывать учебный материал на основе фантазии и воображения для решения творческой задачи. Уметь представлять творческий образовательный продукт при помощи ИКТ. |
Воспитательная цель: учащиеся должны убедиться в необходимости серьёзного, ответственного отношения к выбору будущей профессии. | |
Ценностно-смысловая | Владеть ценностно-смысловыми установками для оценки действий и поступков. Формулировать собственные ценностные ориентиры. Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций. |
- Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В ходе освоения раздела учебной программы планируется сформировать и развить компетенции учащихся:
Коммуникативная (речевая) компетенция:
– Учащиеся владеют умениями говорения в ситуациях диалогического и монологического общения.
– Учащиеся понимают иноязычную речь на слух, используя различные стратегии аудирования.
– Учащиеся понимают иноязычные тексты, используя различные стратегии чтения.
– Учащиеся пишут резюме и репортаж в газету.
Коммуникативная (языковая) компетенция:
– Учащиеся овладевают следующим языковым материалом:
- новыми лексическими единицами темы «Выбор будущей профессии» в объёме 90 слов и 30 выражений для активного пользования;
- приблизительно 30 словами и выражениями из художественных текстов, предъявляемых в чтении и аудировании;
- фразовым глаголом to hand;
- формами сослагательного наклонения в настоящем и прошедшем времени;
- конструкциями if only, but for, to do something/ to have something done .
Коммуникативная (компенсаторная) компетенция:
– Учащиеся овладевают умениями выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации при помощи использования языковой догадки, словообразования, синонимии.
Социокультурная компетенция:
– Учащиеся овладевают речевыми образцами для адекватного общения в ситуации «Предложение о совместной деятельности и ответ на него».
– Учащиеся открывают знания о реалиях стран изучаемого языка: популярных профессиях, проблемах, связанных с рынком труда, функционале специалиста по профессиональной ориентации в учебных заведениях career adviser, волонтёрской работе подростков.
– Учащиеся овладевают умениями представлять на английском языке свою будущую профессию и наиболее популярные в нашей стране профессии.
Учебно-познавательная компетенция:
– Учащиеся понимают цель своей деятельности, планируют этапы работы на уроке и дома, выдвигают гипотезы описывают результаты, формулируют выводы.
– Учащиеся производят оценку своих достижений и приобретают способность к контролю и самоконтролю.
Информационная компетенция:
– Учащиеся овладевают способами мыслительной деятельности: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением для решения творческих и практических учебных задач.
– Учащиеся получают практические навыки работы с различными источниками информации: книгами, одноязычными словарями, учебниками, справочниками, ресурсами сети Интернет, электронными учебными пособиями.
– Учащиеся умеют представлять информацию в виде таблицы, схемы, алгоритма, диаграммы.
– Учащиеся приобретают способность к творческому решению учебных задач.
– Учащиеся приобретают практические умения представлять свой творческий образовательный продукт при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Ценностно-смысловая компетенция:
– Происходит осознание учащимися важности выбора профессии.
– Происходит формирование понимания труда как общечеловеческой ценности.
– Учащиеся владеют способами самоопределения в ситуациях выбора на основе знания собственных возможностей.
– Учащиеся выделяют противоречие между личным профессиональным выбором человека и объективной обстановкой на рынке труда.
Компетенция личностного роста и самосовершенствования:
– Учащиеся владеют культурой мышления и навыками интеллектуального саморазвития.
- Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Цели и задачи раздела реализуются при помощи коммуникативного метода, лежащего в основе преподавания любого иностранного языка. В зависимости от целей урока используются репродуктивно-продуктивные и продуктивные, поисковые методы, проблемное изложение знаний. Новый материал предъявляется при участии наглядного и демонстрационного методов. Эффективной формой самостоятельного поиска и решения учебных задач является метод проектов и учебного исследования с обязательным выходом на получение социально- и личностно-значимого результата. Таким образом, при изучении раздела используются преимущественно продуктивные методы, которые позволяют включить школьников в познавательную и преобразующую деятельность. Информационно-коммуникационные технологии многофункциональны, поскольку выступают как средство введения и тренировки языкового и речевого материала, как источник информации и как способ презентации образовательных продуктов учащихся. Личностный, предметный и метапредметный опыт учащихся 9 класса позволяет использовать широкий спектр форм организации учебной деятельности: фронтальное объяснение, обратная связь, индивидуальная и групповая работа, парное взаимодействие, самостоятельная работа с различными информационными источниками, курирование проекта и исследования учителем, помощь консультантов, публичная презентация. В ходе реализации целей и задач раздела программы в полном объёме реализуются принципы индивидуализации и дифференциации обучения. Учащиеся разного уровня обученности имеют возможность свободного выбора источников информации, уровня сложности задания и способов решения учебных задач. Для диагностики предметных достижений учащихся используются разнообразные виды контроля: предварительный (контроль исходного уровня подготовки учащихся, их готовности к речевой деятельности), текущий (для регулярного управления учебной деятельностью школьников и её корректировки, стимулирования их самостоятельной работы и активизации творческих идей) и рубежный (для проверки качества усвоения темы). Используются такие формы контроля, как индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный опрос, письменная проверка в виде теста, контрольного задания или написания творческой работы, оценка группового образовательного продукта. Устный и письменный контроль носит регулярный, комплексный характер. Для оценивания личностных достижений учащихся используется такие виды рефлексии, как «Ступени к успеху», «Мишень», «Выбор афоризма», «Незаконченное высказывание», «До и после урока». Социальные и метапредметные достижения оцениваются в ходе наблюдения, собеседования, презентации проектов и учебных исследований. Итак, методы, технологии, формы обучения и виды контроля являются деятельностными инструментами формирования у учащихся 9 класса предметных и ключевых компетенций.
- Система знаний и система деятельности.
Система знаний включает в себя знания из области литературы, русского языка, обществознания, экономики, профориентации, а также знания фонетики, лексикологии, грамматики, орфографии предметной области «Английский язык». Раздел программы содержит знания профильного характера, которые учитывают разные способности и интересы учащихся. Это знания о профессиях, связанных с иностранным языком: преподаватель, синхронный переводчик, гид-переводчик, переводчик технической документации, писатель (поэт)-переводчик, журналист, учёный-лингвист, дипломат.
Система деятельности в разделе «Выбор будущей профессии» включает в себя:
- Познавательную деятельность в виде интеллектуальных мыслительных операций (анализа, синтеза, индукции, обобщения, аналогии, классификации), постановки проблемы и выдвижения гипотезы, вопросов разных видов и методов их задавания.
- Преобразующая деятельность представлена в форме проектной деятельности, эвристического поиска, решения проблемных ситуаций.
- Общеучебная деятельность описана в разделе при помощи стратегий работы с текстом, подготовки текста презентации проекта и учебного исследования, способов взаимообучения (парная и групповая работа, индивидуальное консультирование, курирование индивидуальной работы школьника учителем).
- Самоорганизующая деятельность представлена в способах постановки целей, технике планирования, самоконтроле, рефлексии, самооценке и осознании своего продвижения в развитии соответствующей компетенции.
- Поурочное планирование по разделу «Выбор будущей профессии».
№ урока | Тема урока | Тип урока | Цель урока | Методы и методические приёмы |
1. | «Название профессий». | Урок изучения новой лексики. | Овладение новыми лексическими единицами через включение лексики в комплекс языковых и речевых упражнений и умение организовывать новый материал в виде схем. | Мнемотурнир. ИКТ. |
2. | «Повторение сослагательного наклонения». | Урок изучения грамматического материала. | Обобщение грамматического материала на основе преобразования правила в схему и использования в речевых упражнениях. | Консультирование в группах. Речетворчество. |
3. | «Мир современных профессий». | Урок обучения стратегиям чтения. | Освоение различных стратегий чтения для получения представлений о мире профессий. | Самостоятельная работа с обратной связью. |
4. | «Употребление сослагательного наклонения». | Урок-практикум. | Обучение использованию сослагательного наклонения Present и Past Subjunctive в речевых ситуациях. | Пары и группы сменного состава. |
5. | «Обучение диалогической речи». | Урок освоения разных форм взаимодействия. | Овладение умениями диалогической речи в ситуациях повседневного иноязычного общения. | Пары сменного состава. |
6. | «Выбор профессии. Лексический практикум. Аудирование». | Комбинированный урок. | Совершенствование понимания речи на слух через расширение лексического запаса учащихся и освоение различных стратегий аудирования. | Самостоятельная работа с обратной связью. |
7. | «Учёба и будущая профессия. Работа с текстом». | Урок совершенствования знаний, умений, навыков. | Совершенствование умения изучающего чтения. | Ответы на вопросы в «цепочке». |
8. | «Учёба и будущая профессия». | Урок воспитательной направленности. | Осмысление собственных ценностных ориентиров в области будущего профессионального выбора через обсуждение содержания текста. | Проблемное изучение материала. |
9. | «Выбор будущей профессии». | Урок контроля. | Осуществление контроля знания учащимися лексико-грамматического материала раздела. | Тест с обратной связью. |
10. | «Популярные профессии». | Урок-исследование. | Учебное исследование отношений старшеклассников к будущей профессии с использованием социологических методов. | Учебное исследование. ИКТ. |
11. | «Моя будущая профессия». | Урок-проект. | Разработка проекта на основе групповой кооперации. | Метод проектов. |
12. | «Волонтёрская работа. Обучение письменной речи». | Комбинированный урок. | Организация речетворчества учащихся на основе создания резюме для приёма на работу в летние каникулы. | Синтез мыслей. Речетворчество. |
13. | «Урок домашнего чтения». | Урок контроля. | Осуществление контроля навыков самостоятельного чтения. | Дискуссия. Речетворчество. |
14. | «Защита проекта «Моя будущая профессия». | Итоговый урок. | Осуществление контроля и оценка уровня сформированности компетенций учащихся по разделу. | Презентация. ИКТ. |