Использование ИКТ на уроках английского языка
статья по теме

 Чекмарёва Елена Ильинична

Из опыта работы использования ИКТ на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Чекмарёва Е. И., учитель английского языка МБОУ «Каргальская ООШ»,

с. Каргал, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия

        Современный учитель ясно понимает, что для современных детей необходимо искать новые пути обучения, новые способы повышения мотивации, новые технологии проведения уроков. Учитель - это человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение  новыми методами и формами преподавания. XXI век - век высоких компьютерных технологий. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

        Мое педагогическое кредо – это постоянный поиск способов повышения мотивации учащихся, поддержание их интереса к языку, освоение новых педагогических технологий, стремление идти в ногу со временем. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Внедрение учебных Интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку способствует достижению основных целей обучения ИЯ в школе. И эта цель является наиболее востребованной. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с зарубежными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

     -  формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

     - совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств, также соответственно подготовленных учителем;

   - совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

     -   совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;

      -   пополнять свой активный и пассивный словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

     -    знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

      -   формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.

        Работу с компьютером на уроках английского языка я начинала с использования обучающих и познавательных программ на CD. Среди наиболее хорошо известных программ на CD - рекомендованные Министерством РФ “Enjoy the ABC”, Enjoy Listening and Playing”, “Professor Higgins” и «Английский язык (основная школа)».  “Professor Higgins” больше рассчитан на индивидуальную работу школьников по фонетике и грамматике. Использовать эту программу на уроках со всем классом очень сложно. Я применяю его для индивидуального зачета по изученным темам грамматики. Хочу отметить, что такого вида зачеты помогли мне добиться значительного роста качества грамматических знаний.

Появление в школе и в домах скоростного Интернета позволило учащимся использовать все возможности современных технологий: мы проходим тестирование по грамматике online, заглядываем на сайты, предложенные в учебнике по программе, пользуемся электронными учебниками по грамматике, делаем упражнения для подготовки к проверочным работам и тестам.  

Преимущества тестирования в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение. Программа тестирования, которая применяется в нашей школе, довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам. Она имеет три вида тестов: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Последний дает возможность использовать рисунки, фото, схемы и т.д. Программа позволяет проверить процент усвоения материала, причем результаты заносятся в электронный журнал. Хорошо и то, что после выполнения задания, ученик может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно. Всевозможные тесты для проверки уровня овладения тем или иным грамматическим материалом можно взять на сайтах:

http://www.native-english.ru/exercises,

http://www.study.ru/online/tests/english.html,

http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-online.htm,

http://www.learnenglish.de/

http://www.studyenglishtoday.net/

http://www.studyenglishtoday.net/Tests/Test1.html

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов. Для того, чтобы реализовать метод проектов на уроках английского языка, необходимо использовать все современные технологии, повышающие эффективность и максимальную заинтересованность учащихся, т.е. их мотивацию.

Мы работаем по УМК К. Кауфман и М. Кауфман “Happy English.ru”  в

6 - 9 классах и УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” в 2 - 5 классах, где предусмотрена проектная работа почти после каждой темы.

Проекты “Welcome to Russia”, “Mordovia”, “Zubova Polyana”, “I live in Kargal” знакомят нас с достопримечательностями родного края. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям об истории происхождения населенного пункта и т.д. Безусловно, выполнение проекта затребовало большой работы, как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Но она позволила мне сформировать языковые и страноведческие знания по теме «Город/село», развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика. При работе над проектом каждая из групп использовала различные источники информации. Школьники сами делали фотографии тех мест в родном селе, о которых они рассказывали и вставляли их в презентации.

Учащиеся 9 класса создали презентацию про Нью-Йорк, когда мы закончили изучение темы “ Hello, America”. Мы обсудили, какие должны быть освещены темы (географическое положение, достопримечательности, спорт, транспорт, знаменитые люди…). Каждый учащийся сделал свою презентацию, а затем на следующем уроке дети показали свои работы и бурно обсуждали и оценивали проекты своих одноклассников:

        I like (don’t like his/her presentation because it has (hasn’t) a lot of interesting (boring) illustrations (photos).

        I like (don’t like his/her presentation because it has (hasn’t) a lot of interesting (boring) information.

        I like (don’t like his/her presentation because it has (hasn’t) a lot of interesting (boring) background and script.

        В 7 классе учащиеся после изучения темы «Окружающая среда» создали презентации, где призывали охранять и беречь природу. В этой презентации акцент был не на оформлении, а на содержании. Сама презентация включала 1-2 слайда и должен быть заложен подтекст (message). Оценивалась эта работа по следующим параметрам: все ли аспекты содержания раскрыты (есть ли слоган, подтекст, рисунок), наличие или отсутствие грамматических и орфографических ошибок (вторая оценка была за оформление).

        Результатом этой работы стало: повышение мотивации к изучению английского языка, приобретение опыта выступления перед аудиторией, создание атмосферы сотрудничества между учителем и детьми, повышение самооценки учащихся.

Создание презентаций и проектов требует от учащихся навыков поиска информации и умение отбирать главное, творческого подхода к делу и элементарных знаний некоторых программ.  Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым  эффективным средством. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе. Для создания презентаций я использую следующие компьютерные программы: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами) MicrosoftInternetExplorer (позволяет работать с ресурсами Internet). Благодаря Интернету я не только получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Сельские школьники редко выезжают на экскурсии за пределы села или края, фонды крупных музеев нам не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Галерея ТЭЙТ и Третьяковка, Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский театр и Мариинка – вот далеко не полный перечень ММП, имеющихся в нашем арсенале по данной теме.

Среди наиболее используемых сайтов можно назвать:

www.wikipedia.org

www.linguistic.ru

www.1289ultranet.ru

Используя средства электронной почты, я контролирую некоторые письменные домашние задания. Современной молодёжи намного интереснее, например, написать сочинение в электронном варианте и отправить его по е-mail учителю, чем писать это сочинение в тетради. На всех этапах обучения, на мой взгляд, необходимо решать задачи воспитания межкультурного развития. И здесь как ничто другое может помочь Интернет-переписка. Для повышения эффективности использование e-mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:

- поместить объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;

- написать информацию о себе;

- вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;

- для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы;

- принять не меньше трех ответов на свои сообщения;

- предоставить полный отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них.

             Участие в методических интернет-объединениях позволяет учителю обмениваться мнениями и идеями с коллегами всей страны и земного шара.

http://www.it-n.ru/

http://som.fsio.ru/

http://www/englishteachers.ru/

http://nota.triwe.net/

Посещение сайтов позволяет   узнать новые приемы и методы в обучении английскому языку, получить ответы на интересующие вопросы.

Возможности использования Интернет-технологий не ограничены. Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.  Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Литература

1. Белкова, М. М. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка / М. М. Белкова // Английский язык в школе. -  №2, -  2009. - С.48.

2. Беляева, Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л. А. Беляева, Н. В. Иванова // Иностранные языки в школе.- 2008. -   № 4. – С.36.

1. Биболетова, М.З. Мультимедийные средства как помощник /  М. З. Биболетова // Иностранные языки в школе. – 1999. -  №3. – С. 3-4.

2. Бухарина, М.Ю. Мультимедийный учебник: что это?/ М. Ю. Бухарина // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4. – С. 7-8.

3. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка. Интернет-журнал  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru

4. Нестерова, Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н. В. Нестерова // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 8. – С. 102–103.

5 . Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка/ Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 2. – С.5.

6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова. - М.: Астрель, 2009. – С. 238.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернета на уроках английского языка

Доклад на методическом объедининии учителей иностранного языка об опыте использования электронных ресурсов Интернет на уроке английского языка...

Использование ИКТ на уроках английского языка

в статье приведены материалы об использовании информационо- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

открытый урок на школьный конкурс "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Тема: “MY FREE TIME” (Мое Свободное Время)Учитель: Рыжова Н.П.Цель урока: познакомить учащихся с новыми словами по теме " Свободное время " и научить использовать данные слова в различных речевых ситу...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Методическая разработка урока в 5-м классе по теме: "Мой мир" (технология использования ЭОР на уроках английского языка)

В данной публикации представлена методическая разработка урока английского в 5-м классе по теме: "Мой мир" и технология использования ЭОР на уроках английского языка....

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...