здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья (английский язык) по теме

Нагорная Надежда Витальевна

здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка.

Из опыта работы

Нагорной Надежды Витальевны,

учителя английского языка

МАОУ СОШ №9 г. Великий Новгород

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения - сохранить здоровье ребенка за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье сберегающие образовательные технологии - совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

В первую очередь важна рациональная организация урока.

  1. Плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60%, но не более 75-80%
  2. Чередование видов учебной деятельности. Рекомендуется использовать не менее 4 видов учебной деятельности на уроке (чтение, письмо, аудирование, говорение, ответы на вопросы, работа с учебником и т.д.), но не более 7. Средняя продолжительность разных видов  учебной деятельности  должна составлять не более  10 минут.
  3. Виды преподавания. Рекомендуется использовать не менее 3 видов преподавания (словесное, наглядное, аудиовизуальные и т.д.). Чередование должно осуществляться не позднее, чем через 10-15 минут.
  4. Длительность применения ТСО.

1-4 класс – 15-20 мин.

5-7 класс – 20-25 мин.

8-11 класс – 25-30мин.

        

Психологический климат

Создание положительного эмоционального микроклимата на уроке одно из самых важных здоровье сберегающих действий. С этой целью я использую методы эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Например, среди методов эмоциональной раскачки можно использовать упражнение «Комплименты» (дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников).

В начале урока  (особенно, если предыдущим уроком была физкультура) можно использовать следующее стихотворение:

Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

(речь замедляется, становится тише)

Замедляются движенье, исчезает напряженье

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глаза закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко,

Напряженье улетело и расслабленно все тело.

Будто мы лежим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, ноги теплые у нас.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

(громче, быстрее, энергичнее)

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать - вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться 

Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре!

(дети произносят хором вместе с ведущим)

Веселы, бодры и снова мы к занятиям готовы

Упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Упражнение «Визуализация».

 Ребята закройте глаза. Сядьте удобнее… слушайте мои слова… мысленно повторяйте за мной… Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. Я не буду бояться.

Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.

Упражнение «Экран». (в конце урока, помогает детям расслабиться и повторить материал, пройденный на уроке)

Ребята закройте глаза. Сядьте удобнее… слушайте мои слова…Представьте, что вы находитесь дома…. Сидите в удобном кресле….. перед вами экран компьютера… Откройте программу по созданию видео… вспомните начало урока и вставьте это в видеоряд…. Вспомните новые слова и вставьте их в видеоряд … (и так далее в звисимости от того, что вы делали на уроке)… Вспомните, то что вам не понравилось на уроке и удалите это в корзину… запишите видео… просмотрите ваше видео. А теперь скажите мне что интересного я бы смогла увидеть в вашем видео.

В конце урока я использую упражнения для расслабления, снятия эмоционального напряжения.

Упражнение «Руки»

Упражнение лучше проводить в конце рабочего дня, когда накопилась усталость, снизилась работоспособность. Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, эмоциональный баланс.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

«Птички». (Данный настрой можно использовать в конце сложного урока или в конце учебного дня для снятия негативных переживаний и создания чувства комфорта и защищённости.)
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Вам здесь уютно, вы чувствуете себя в полной безопасности.

 «Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

«Улыбка». Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Игры, игровые моменты.

Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

Конечно, каждый урок не поиграешь, однако, на мой взгляд можно использовать отдельные игровые моменты. Например, мои ребята привыкли к двум куклам Сему, который постоянно все забывает и Мери, которая немного глуховата и приходится постоянно ей все повторять. Их появление неизменно вызывает восторг у ребят, к данному игровому моменту можно прибегать почти каждый урок.

 С более взрослыми школьниками я использую задание «Озвучка». Можно взять фрагмент мультика или фильма, отключить звук и попросить ребят озвучить фрагмент, используя лексику урока. Это задание вызывает положительные эмоции и помогает повторить лексический материал.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогают учащимся расслабиться, так как движения пальцев рук и кистей убирают напряжение не только с рук, но и с губ, снимают общую усталость.

Приведу примеры пальчиковых игр, которые я чаще всего использую на уроках:

Happy Family

Ten little boys can stand up straight,

Ten little boys can make a gate,

Ten little boys can make a ring,

Ten little boys can bow to the king,

Ten little boys can dance all the day,

Ten little boys can now hide away.

В английском материнском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности. Petter-Pointer — Питер-указка (указательный палец).

Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).

Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).

Baby-Small — Малютка (мизинчик).

Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец). Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев.

Petter-Pointer, Petter-Pointer,

Where are you?

Here are I am, here are I am.

How do you do?

На слова третьей строки палец «выскакивает» из кулачка (кулачок к тому же может быть спрятан за спиной) и кланяется (сгибаются две фаланги). На слова последней строки движение можно изменить: палец наклоняется вперед, не сгибаясь.

Часто пальцы руки представляются веселой семейкой. Тогда за каждым закреплен определенный статус.

This is the father, so strong and stout,

This is the mother with children all about,

This is the brother so tall you see,

This is the sister with her dolly on her knee,

This is the baby still to grow,

And this is the family, all in row.

A Family Fingerplay

This is a family (hold up one hand, fingers spread)

Let's count them and see,

How many there are,

And who they can be ( count 1, 2, 3, 4, 5)

This is the mother ( touch pointer finger )

Who loves everyone

And this is the father ( touch big finger)

Who is lots of fun.

This is my sister ( touch ring finger )

She helps and she plays,

And this is the baby ( touch little finger )

He's growing each day.

But who is this one? ( touch thumb )

He's out there alone,

Why it's Jackie, the dog,

And he's chewing a bone ( wiggle thumb)

Песня

Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая предоставляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня хороша на всех уровнях обучения, она позволяет сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Песни я подбираю в соответствии с темой урока, легкие для запоминания.

 

Физкультминутки

Двигательная активность на уроке способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Необходимо уделять внимание смене позы учащихся, наблюдать за их осанкой. Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. Чаще всего я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные движения, чтобы снять недостаток физической активности. Рекомендуют использовать не менее двух физкультминуток за урок. Физкультминутки могут быть: подражательные (учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения), ритмические (короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями), танцевальные (проводятся под музыку). Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их  насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Из своего опыта могу сделать вывод, что современным детям не интересны обычные рифмовки и стихотворения. С большим интересом и желанием учащиеся выполняют электронные танцевальные физкультминутки (презентация в Power Point,  анимированные персонажи танцуют под музыку) и электронные физкультминутки для снятия усталости глаз. Их не сложно найти в интернете или создать самим.

Для поддержания и сохранения здоровья школьников я также использую дыхательную гимнастику, самомассаж и гимнастику для глаз.

Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для человека. Дыхательные упражнения  оздоравливают организм, повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.

Упражнения выполняются в хорошо проветренном помещении.

Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения- исправить неправильные привычки в дыхании. В начале упражнения нужно сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину выпрямить, голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю, выдыхать через неё же(10-15 раз). Затем то же самое выполнить через другую ноздрю.

Медленное глубокое дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, способствует решению рациональных задач.

Диафрагмальное дыхание(животом). «Надуй шарик». Цель- научить ребёнка экономичному дыханию, способствующему наибольшей вентиляции лёгких. И. п.- сидя. На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе- втянуть по возможной амплитуде.

Очистительное дыхание "Ха" совершается так: полный вдох носом, одновременно прямые руки поднимаются над головой, ладони могут быть соединены. Ставим задачу как можно дольше задержать звук до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. Полный выдох через рот с произнесением "Ха", с резким наклоном туловища вперед и опусканием рук вниз (при этом на выдохе дети должны "выбросить из себя" недомогание и усталость).

Ритмическое дыхание с задержкой.( при таком дыхании диафрагма интенсивно массирует внутренние органы, что оказывает положительное влияние на здоровье человека.)

  1. Встать прямо, вдохнуть( лучше через нос) побольше воздуха и считать вслух, пока не кончится воздух. Постараться, чтобы с каждым словом воздуха выходило немного, «придерживать» его внутри себя.
  2. Набрать воздух носом( постараться, чтобы он дошёл до живота) и медленно выдыхать со звуком «ссс…». Время выдоха должно составлять примерно 20 секунд.
  3. Дуть на лёгкое пёрышко.

Самомассаж.

Массаж является эффективным средством восстановления организма, снятия напряжения вследствие перенапряжения и нагрузки.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.
  6. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

Зная средство от простуды,

Мы здоровыми все будем.

Есть волшебные точки у нас -

Нажимай их каждый раз.

Точку красную найдем,

Пальчик кругом поведем.

Отдохнули, поворот -

Пальчик движется вперед.

Точку красную оставим,

Пальчик к синенькой приставим.

Чтобы носик наш дышал,

Насморк деткам не мешал.

Покрутили точку эту,

Передали эстафету.

Точки желтые находим

И опять по кругу водим.

Стоп, пойдем теперь вперед.

Кто быстрей точку найдет?

Точка зеленая на грудке у нас,

Находим все дружно ее мы сейчас.

Пальчиком водим по кругу мы снова -

Из школы домой пойдут дети здоровы.

Точки:

1 – красная точка;

2 – две синие точки;

3 – две жёлтые точки;

4 – зелёная точка.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и совершенствуя коорденнацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

По методике В. Ф.Базарного

Схема тренажёр В. Ф. Базарного.

Рекомендуется расположить схему на потолке. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1,41.

Дети становятся под схемой и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнение. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

Электронные физминутки для глаз.

Итак, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в обучении. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности. Несомненно, нельзя превратить каждый урок в урок-праздник. Иногда необходима вдумчивая интеллектуальная работа и спокойная обстановка. Тем не менее, если учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного, будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, то и учить будет легко и радостно, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье учителя и учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...