Современный урок иностранного языка: способ проектирования, методические принципы, структурные элементы.
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Селивёрстова Елена Игоревна

Данный материал посвящен проблемам ведения современного урока иностранного языка в свете стандартов второго поколения. Внимание будет уделено проектированию урока, методическим принципам построения урока в соотвествиии с требованиями ФГОС ООО НП, структурным элементам современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок иностранного языка:
способ проектирования, методические принципы, структурные элементы.

                                                                       Учитель английского языка

                                                                   МОУ Мирновской СОШ

                                                                     им. А.А. Воскресенского,

   Селивёрстова Елена Игоревна

Слайд 1. Вступительное слово: Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на очередном заседании семинара тьюторских курсов. Поздравляю Вас с началом учебного года, желаю крепкого здоровья и сил для осуществления всех намеченных планов, продуктивной, творческой деятельности по внедрению стандартов второго поколения, успехов и благодарных учеников.

Позвольте ввести Вас в курс предстоящих дел и давайте постараемся совместными усилиями поставить цель и определить проблему нашей дискуссии. Обратите внимание на данный интерактивный плакат, его содержание, материалы, расположенные перед Вами. Скажите, пожалуйста, какой момент, важный элемент, аспект нашей с Вами деятельности вызывает наибольшее количество вопросов, споров,  обсуждений не только среди педагогов, но и методистов, научных сотрудников, философов, общественности?(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ВСТРЕЧИ).

Слайд 2. Вы совершенно правы, уважаемые коллеги. Речь пойдет о современном уроке иностранного языка в свете стандартов второго поколения. Будьте добры закончить предложенную Вам фразу, используя те знания по данной теме, какими Вы владеете. (ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ)

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО …

В своих ответах Вы изложили Ваше видение по вопросу. Скажите, пожалуйста, Есть ли у Вас желание подробнее рассмотреть данную тему и, возможно, пополнить свои знания, поделиться с коллегами практическим опытом, посоветовать и порекомендовать что-либо ценное? Тогда в добрый путь, друзья.

Итак, цель нашей беседы: узнать больше информации о современном уроке ИЯ в свете рекомендаций стандартов нового поколения.

Слайд 3. В условиях введения в практику ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков совершенно нового типа.

С чего начинается урок, спланированный  в свете стандартов нового поколения? Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Во-первых, мы приходим с Вами на урок с новой установкой. Для учителя главным является понимание того, с какой целью сегодня он идёт на урок. Необходимо детализировать деятельность детей таким образом, чтобы стало очевидным: работаю ли я на формирование основных групп УУД. Имея такую установку, вы должны сформулировать задание таким образом, чтобы представить действия учащихся, направленные на выполнение данного задания, детализирую по всем группам УУД.

Слайд 4. Попробуем определить структуру современного урока. Перед Вами раздаточный материал в виде блоков, попробуйте определить структурные элементы урока и распределить их в логической последовательности. (ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Слайд 5. Озвучьте, пожалуйста, полученные результаты. (СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ УРОКА) Замечательно!

Слайд 6. Рассмотрим структуру современного урока иностранного языка.

I этап

II этап

III этап

IV этап

V этап

Мобилизирующий.

Целеполагание.

Момент осознания недостаточности имеющихся знания.

Коммуникация

Взаимопроверка и взаимоконтроль

Рефлексия

Мобилизирующий этап предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока.

Целеполагание – учащиеся должны сами сформулировать (цели урока по схеме: что на уроке надо вспомнить, что они могут узнать в связи с тем, как формулируется тема, чему они предполагают научиться).

Целеполагание – формирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.

Момент осознания недостаточности имеющихся знаний (обязательный элемент урока). Знаний учащихся недостаточно для выполнения заданий урока.

Коммуникация (любой вид исследовательской деятельности, работы, проходит в коллективе и наиболее успешен он тогда, когда коллектив исследует проблему, которая оказалась затруднительной для каждого из учащихся.

Взаимопроверка и взаимоконтроль (способствует реализации принципа коммуникативности современного урока.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился (это завершение урока: какие навыки учащийся приобрёл).

Слайд 7. На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

Слайд 8. На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
* на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне 
«знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
* на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «понимания»;
* на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «умения»;
* на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения 
этой же учебной информации данного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

Слайд 9. На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

Слайд 10. На четвертом этапе «Взаимопроверки и взаимоконтроля» осуществляется деятельность, направленная на само и взаимоконтроль, коррекцию допущенных при исследовательской, творческой, самостоятельной деятельности ошибок и недочетов.

Слайд 11. На пятом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Представленная технология, так называемая технологическая карта урока, структура занятия не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Слайд 12. Сравнительный анализ традиционного и инновационного занятия.

Слайд 13. Проследим, как меняется деятельность и педагога и учащихся при таком подходе к организации занятия.

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Слайд 14. Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются. (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ и ПРИЛОЖЕНИЕМ № 4).

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Слайд 15. Ну, а теперь рассмотрим формы организации деятельности учащихся. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения  уроков нового типа. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.

Начало урока... Каким оно должно быть? Конечно, увлекательным, провоцирующим к исследованию, изучению нового материала, формирующим познавательный интерес... Как же этого добиться?

А давайте попробуем урок начать с информационной минутки, которая состоит только из одного вопроса. Задав его учащимся, вы тем самым заострите их внимание на нужном аспекте и вызовете интерес к уроку. Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, дети приходят к выводу, что из-за того, что они чего-то ещё не знают, не всё знают об этом, они не могут правильно и точно ответить на него.

«Какова же цель нашей работы на уроке?», «Для чего нам это необходимо?»  Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная Еленой Леонидовной Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками. (Начать урок можно и с фронтальной беседы, которая подведет к теме урока. Начинать урок английского языка очень полезно звуковой зарядкой и скороговорками, песенкой или стихотворением по теме).

Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе с помощью интерактивного плаката (в программе Power Point). В начале урока можно рассмотреть с ребятами интерактивный плакат, материал учебника и рабочей тетради и определить последовательность работы на данном уроке.

Необходимо помочь учащимся научиться анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, мы с вами только предполагаем, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Слайд 16. Посмотрим, как выглядит на практике работа с текстовым заданием.

Стадия вызова: формулирование темы, цели, задач. Учащиеся задают вопросы по теме. Создаются рабочие группы.

Стадия осмысления: основной работой становится текст. На стадии осмысления текст изучается всеми учениками. Сначала текст читают участники рабочих групп, их задача – найти ответ на «свой» вопрос, затем формируются экспертные группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу – для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждение формы его представления. Подготовив окончательный ответ на «свой» вопрос, посовещавшись, внеся дополнения и изменения в свои ответы на вопросы, участники экспертных групп возвращаются в рабочие группы. Эксперты последовательно представляют варианты ответов на «свои» вопросы.

На стадии рефлексии учащиеся озвучивают ответы на вопросы, с которыми работали (это может сделать «главный эксперт», назначенный в ходе работы экспертной группы, другие эксперты могут вносить дополнения и уточнения в его ответ, либо вся экспертная группа работает у доски.

Какие УУД формируются при работе с текстом?

При чтении текста, с условием выполнения того или иного задания дети:

1) развивают внимание, концентрацию внимания (это познавательное УУД);

2) сам процесс чтения – речевая деятельность (коммуникативные УУД);

3) одновременно работают регулятивные механизмы (дети получили целевую установку, должны действовать в соответствии с данной установкой, это и есть регулятивные механизмы деятельности; регулируют свою деятельность и те, кто читают, и те, кто выполняет роль экспертов, слушателей).

При таком подходе очевидны действия учащихся, предполагаемые результаты.

Затем, когда идёт обсуждение, высказывания экспертов разворачивается настоящая дискуссия, ведь выступающие в роли экспертов могут высказывать не всегда верные суждения. Поэтому рефлексия деятельности не отложена на конец урока, а идёт прямо в момент обсуждения.

Сделаем вывод: какие же УУД формировались на этапе обсуждения?

  1. Те, кто отвечали, демонстрируют важнейшие УУД – познавательные (умение доказывать свою точку зрения;
  2. Те, кто слушали – у них своя точка зрения, у экспертов – своя. Осуществляется сравнение, соотнесение, делается вывод – снова познавательные УУД (сравнение, умение делать вывод)
  3. Регуляция – удержание цели деятельности, выполнение порядка действий в соответствии с этой целью, по сути дела происходит контроль – важнейшая регулятивная деятельность. Контроль себя, своих товарищей. Дети самостоятельно приходят к выводу, делают заключение о проделанной работе.

А если дети затрудняются, тогда на помощь и подключается учитель. Может сложиться ситуация, когда дети не согласятся с мнением учителя, вступят с ним в спор. Это замечательно, т.к. именно такая деятельность учащихся создает необходимый развивающий эффект урока. Именно в момент увлеченной деятельности создается атмосфера удовольствия от учебного процесса.  Иными словами, если при выполнении учебного задания формируется целая группа УУД, задействована вся группа УУД, тогда в полной мере осуществляется системно-деятельностный подход в обучении.

Слайд 17. Практическая часть. Групповая работа.

УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА РАБОТАЮТ В МАЛЫХ ГРУППАХ. ПРЕДСТАВЛЯЮТ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСТАЛЬНЫМ СЛУШАТЕЛЯМ,

Слайд 18. Требования к современному уроку.

Слайд 19. Рефлексия.

Итак, уважаемые коллеги, подведём итоги нашей совместной деятельности. Сделаем важные выводы, умозаключения. (ОТВЕТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ КОЛЛЕГ).

Так что же для  нас современный урок? Ответы: это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Задав себе вопрос, как сделать урок ИЯ интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех зависит от многих факторов. Это и знание учителем своего предмета, общая эрудиция педагога. Успешность педагогической деятельности в большей степени на современном этапе преподавания ИЯ зависит и от  способности мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиа-ресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала.

       Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
          

Литература

  1. Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
  2. Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.
  3. Биболетова М.З. Материалы интернет-семинара «Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы» в БелРИПКППС [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://www.ipkps.bsu.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.
  4. Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение, 2010.
  5. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
  6. Казеичева И.Н. Некоторые вопросы проблемы преемственности в системе непрерывного образования // Формирование нравственно-эстетической культуры личности в рамках непрерывного образования «Детский сад – школа – вуз» (Материалы научно-практической конференции). – Изд. Центр МГОПИ, 2006. – С. 36 – 41.
  7. Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова – М., «Просвещение», 2008.
  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб. – метод. Пособие. – СПб.: КАРО 2009.
  9. Никитенко З. Н. Языковой портфель в начальной школе //ИЯШ.2008.№5.
  10. Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.
  11. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые образовательные технологии Современный урок От теории к практике

Слайд 2

Современный урок иностранного языка: способ проектирования, методические принципы, структурные элементы. Селивёрстова Елена Игоревна, у читель английского языка МОУ Мирновской СОШ им. А.А. Воскресенского, Торжокского района, Тверской области, 26.09. 2012 г.

Слайд 3

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. К.Д. Ушинский

Слайд 4

Этапы современного урока ИЯ в общем виде

Слайд 5

Этапы современного урока ИЯ в общем виде

Слайд 6

Структура урока I этап II этап III этап IV этап V этап Мобилизирующий . Целеполагание: вспомнить – узнать – научиться Момент осознания недостаточности имеющихся знаний Коммуникация Взаимопроверка и взаимоконтроль Рефлексия

Слайд 7

I этап «Самоопределение в деятельности» 1. общее представление об изучаемой теме; 2 . ознакомление с целью изучения темы (в деятельностной форме) и соучастие в ее определении (Что узнаю? Что научусь делать?);

Слайд 8

II этап «Учебно-познавательной деятельности» 3 . проблемная ситуация, которая приводит к осознанию - границ своего знания и незнания – то есть, превращению проблемной ситуации в учебную; 4 . что надо сделать, чтобы решить проблему? - формулировка с помощью учителя учебной ц ели, задачи ; * на 1 шаге — организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний ; * на 2 шаге — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» ; * на 3 шаге — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения» ; * на 4 шаге — организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Слайд 9

III этап « Интеллектуально-преобразовательной деятельности» 5. что получится в результате решения учебной задачи? - какой образовательный продукт будет получен? (составим план, заполним таблицу…); 6 . планирование действий; 7 . исполнение;

Слайд 10

IV этап «Взаимопроверка и взаимоконтроль» 8. по каким критериям будем оценивать образовательный продукт ? 9. самоконтроль и взаимоконтроль деятельности, продуктов деятельности 10. осуществление коррекции допущенных недочетов, ошибок

Слайд 11

V этап «Рефлексивной деятельности» 10 . оценка и самооценка; 11. рефлексия – что получилось, что не получилось, задачи на будущее.

Слайд 12

Сравним традиционный и инновационный урок Традиционный урок Инновационный урок 1. Организационный момент. 1. Мобилизирующий этап. 2. Проверка д/з. 2. Самоопределение учащихся на основе антиципации. 3. Объяснение нового материала. 3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. 4. Закрепление изученного материала. 4. Закрепление нового материала. 5. Итог урока. 5. Рефлексия. 6. Д/з.

Слайд 13

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Создание портфолио Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 14

Д еятельность учащихся на каждом этапе урока Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Мобилизирующий . Целеполагание. Объявление темы урока Сообщение целей и задач Планирование Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Момент осознания недостаточности имеющихся знаний. Коммуникация. Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Взаимопроверка и взаимоконтроль. Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания ( самооценивания ), коммуникативные Рефлексия. Итог урока Домашнее задание. Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции , коммуникативные Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Слайд 15

Формы организации деятельности учащихся, педагогические технологии Требования к уроку комбинированного типа Формируемые универсальные учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Мобилизирующий этап Познавательные общеучебные , коммуникативные Регулятивные целеполагания, Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) Самоопределение учащихся на основе антиципации Регулятивные планирования коммуникативные Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point ) Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Познавательные, регулятивные, коммуникативные Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. Закрепление нового материала. Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман ) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). Коммуникативные, регулятивные коррекции Использование памяток. Организация взаимопомощи. Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман ) Работа по само - и взаимо - оцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). Рефлексия Регулятивные саморегуляции , коммуникативные Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка» Познавательные, регулятивные, коммуникативные Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

Слайд 16

Работа с текстом Постановка цели чтения: Мы читаем для того, чтобы понять содержание текста, извлечь полную(частичную) информацию… Read the text and try to understand what is it about: Read and say if the information is true: Какие УУД формируются? Познавательные – концентрация внимания Коммуникативные – речевая деятельность учащихся Регулятивные – дети действуют в соответствии с целевой установкой Личностные – зачем я выполняю данное задание? При чтении учащиеся могут получить разные установки: одни читают вслух, другие готовятся выступить в роли экспертов, третьи должны ответить на вопросы к тексту. Вся группа должна быть вовлечена в деятельность.

Слайд 17

Практическая часть. Групповая работа. Определите, какие УУД формируются при выполнении данных учебных заданий. Используйте раздаточный справочный материал.

Слайд 18

1) Самостоятельная деятельность учащихся на всех этапах урока; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; 2) У рок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками ; 3) Высокая степень речевой активности на уроке (реализация важного принципа коммуникативности ); 4 ) Обязательна рефлексия учащихся на уроке; вывод делают сами учащиеся; 5 ) М инимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; 6) В ремясбережение и здоровьесбережение . Требования к современному уроку

Слайд 19

Рефлексия. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока иностранного языка.

Современный урок иностранного языка требует от педагога иного взгляда на цели и задачи урока ,а также на изменившиеся роли обучающихся и учителя на уроке.Данный материал содержит рекомендации по видам...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проектирование современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

Подборка интересных материало по теме: "Проектирование современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС"...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Проектирование современного урока иностранного языка в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Проектирование современного урока иностранного языка в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....