Обучение аудированию в начальной школе с учётом требований ФГОС.
учебно-методическое пособие (английский язык) по теме

Левашёва Светлана Владимировна

 

Обучение аудированию с учётом требований ФГОС на примере УМК С.Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой «Английский язык» 2 класс (изд-во Москва Академкнига 2012г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение аудированию в начальной школе с учётом требований ФГОС.

  1. ФГОС

   Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетными направлениями становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".

  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

     В отличие от ФГОС 2004 года, где целью изучения ИЯ было развитие и воспитание понимания важности изучения ИЯ в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, целью ФГОС нового поколения является формирование у учащихся потребности изучения ИЯ и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения ИЯ и родного языка как средства познания и общения в современном мире.

     При деятельностном методе обучения ученик является субъектом поисково-исследовательской деятельности, он самостоятелен и осознаёт эту деятельность, учащийся получает знания не в готовом виде, а ищет их сам. Ученик играет активную роль в конструировании урока, а учитель выступает как организатор учебно-воспитательного процесса, как помощник и консультант. При системно-деятельностном подходе используются следующие методы обучения: коллективный диалог, беседа, полилог, игровые формы деятельности, драматизация, проектные методы.

  1. Важность уроков аудирования при изучении ИЯ.

Аудирование служит  мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать.

Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение - процесс двусторонний, то недооценка аудирования, то есть восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Так как часто именно несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения общения. Высказывания учащихся о том, что они порой не понимают обращённых к ним вопросов, подтверждает тот факт, что пониманию речи на иностранном языке нужно учить специально. Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.              При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает ученикам развиваться. Совершенствуя умение воспринимать на слух иностранную речь, мы помогаем школьникам стать более независимыми учениками. Ведь правильно воспринимая на слух иностранную речь, учащиеся тем самым самостоятельно улучшают свои знания грамматики, расширяют свой словарный запас, и, кроме того, они с гораздо большей долей вероятности смогут самостоятельно безошибочно воспроизвести иностранную речь. Овладение аудированием дает возможность формировать совокупность УУД. Обучение аудированию с учётом требований ФГОС предполагает овладение:

  1. личностными результатами, такими как:

  - общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;

 - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми.

  1. метапредметными результатами, такими как:

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- расширение общего лингвистического кругозора школьника;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника;

 - формирование мотивации к изучению иностранного языка;

  1. предметными результатами, такими как:

- приобретение навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого поведения;

 - освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

 - сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

     Исходя из того, что одним из требований ФГОС является социализация, для аудирования лучше всего выбирать реальные тексты, тексты максимально приближенные к жизненным ситуациям.

3. Обучение аудированию с учётом требований ФГОС на примере УМК С.Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой «Английский язык» 2 класс (изд-во Москва Академкнига 2012г.)

Данный учебник разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по иностранному языку. Содержание учебника обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно ориентированного подходов к развитию школьников; включает множество естественных ситуаций общения; создает мотивацию и интерес для учащихся на уроках английского языка. В учебно-методический комплект входят: программа, учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя и звуковое пособие.

Целью обучения иностранному языку  в начальной школе является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Для этого необходимо достижение следующих целей:

  1. формирование умения общаться на иностранном языке в устной и письменной формах на элементарном уровне  с учётом возможностей  и потребностей младших школьников;
  2. знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  3. развитее речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  4. воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

 В данном учебнике аудирование выступает как средство ознакомления с новым материалом и как цель обучения этому виду речевой деятельности. При семантизации лексико-грамматического материала  он предъявляется  без опоры на письменный текст с помощью звукового пособия в стихах, песенках или в ситуациях  общения. Опорами для понимания могут служить иллюстрации в учебнике, игрушки, мимика, жесты, подсказки в заданиях. Такие задания способствуют развитию у учащихся контекстуальной догадки.

Аудирование становится неотъемлемой частью каждого урока: дети читают задание, прослушивают текст,  учитель контролирует понимание нового материала  (это могут быть конкретные действия учащихся или самостоятельный перевод на русский язык новых слов и фраз), корректирует.

Затем дети повторяют за диктором отдельные звуки, слова и предложения.

Для снятия языковых трудностей к каждому упражнению даны иллюстрации. Также учитель использует карточки дополнительно с изображением предметов изучаемой лексики.

Пример  с диска, распечатка странички из учебника

В качестве недостатков можно выделить следующее: произношение звуков оставляет желать лучшего, учащиеся не всегда успевают произнести фразу, как диктор произносит новую.

Пример  с диска

В качестве аудио текстов авторы учебника предлагают не только диалоги, полилоги и тексты, но также большое количество песенок и рифмовок, которые очень легко запоминаются. Дома учащиеся должны ещё раз прослушать  стихи и песенки и  выучить их наизусть.

Пример с диска

Недостатком является музыкальное сопровождение песен.

      В тексте во второй части каждого урока учащиеся выполняют задания на закрепление материала, которые также представлены аудио текстами. В таких упражнениях учащиеся сначала читают текст, затем отвечают на вопросы и только потом слушают.  В качестве текстов авторы предлагают электронные письма, диалоги, полилоги.

Во второй части учебника встречается  много упражнений, где дети без письменной опоры, прослушивают текст и  выполняют задания на проверку его понимания, например, отвечают на вопросы или стараются услышать нужную информацию (например, записать число). В таких заданиях аудирование выступает  в качестве цели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию в начальной школе.

урок с использованием интерактивной доски в 4 классе "Мы любим театр" дает возможность прослушивания и просмотра сказки "Бременские музыканты в доступной для младших школьников форме....

Особенности обучения аудированию в начальной школе

статья " Особенности обучения аудированию в начальной школе"...

Презентация "Особенности учебных занятий в начальной школе с позиции требований ФГОС".

Задача: формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД) детей, обеспечивающую компетенцию "научить учиться"....

Обучение аудированию в начальной школе

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции,требуется достаточно продолжительный срок,потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения.Это значит,чт...

Речь учителя на уроке как один из приемов обучения аудированию в начальной школе

В данной статье  актуализируется  важная роль  речи учителя на уроках иностранного языка как один из эффективных приемов обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному яз...