Стратегии работы над монологическим и диалогическим высказыванием в рамках подготовки к ЕГЭ
методическая разработка по английскому языку (11 класс) по теме

Колесникова Людмила Алексеевна
Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и
отвечать на вопросы экзаменатора? Здесь вы найдете упражнения на развитие монологической речи  различных  типов.
            В своей педагогической практике учитель постоянно задаёт ученику вопросы и желает получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя "linking words" типа: moreover; in addition to; however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегии работы над монологическим и диалогическим высказыванием в рамках подготовки к ЕГЭ

Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и
отвечать на вопросы экзаменатора?
           В своей педагогической практике учитель постоянно задаёт ученику вопросы и желает получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя "linking words" типа: moreover; in addition to; however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя.

Упражнения на развитие монологической речи могут быть следующих типов.

Упражнение на дополнение представляет собой ряд незавершенных предложений и сопровождается заданием закончить их по смыслу или используя информацию из прочитанного (услышанного) текста. Как правило, задается начало предложения. Оно служит смысловой опорой к созданию законченного высказывания.

Дрилл – предполагает целенаправленную обработку отдельного учебно-речевого действия и его многократное воспроизведение с целью запоминания языкового явления. Это жёстко управляемая тренировка фонетического, лексического и грамматического материала. Усвоение формы и значения происходит вне контекста, вне ситуации.

Упражнения на расширение заданного речевого материала, представленного словосочетанием, частью предложения, предложением. Расширение осуществляется за счёт детализации, включения элементов описания, конкретных примеров, логического развития мысли. Упражнениям на расширение противостоят упражнения на сжатие.

Заполнение пропусков – в основе методика восстановления связного текста. Обычно предлагаются варианты для заполнения пропусков (слова, связующие элементы текста). Допускаются варианты упражнений этого типа с заданием угадать по контексту (или сочетаемости) какие слова пропущены.

Упражнения на обмен информацией по типу «мозаики». В основе упражнений лежит «информационное неравновесие». Каждому участнику группы предлагается только часть общего банка информации – текста для чтения или прослушивания. После ознакомления со своей порцией информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста. Полученный общий объём позволяет решить речемыслительную задачу. В рамках упражнений по типу мозаики взаимодействуют разные виды речевой деятельности, что придаёт им особую ценность.

Упражнения на соотнесения единиц языка (слов, словосочетаний, предложений) содержат задание распознать соотносящиеся друг с другом элементы, предварительно разрозненные и объединить их в пары или группы. Популярны задания на соотнесения текста и заголовка. Соотнесение – одно из умственных действий, таких как выбор, сравнение, группировка и др.

Упражнения на предвосхищение (прогнозирование). Это способность предугадывать новое, опираясь на уже известное. Эти упражнения эффективны для развития умений экспрессивной устной речи. Учащиеся побуждаются видеть причинно-следственные связи, предвидеть развитие темы или сюжета. Таким образом обеспечивается речевая практика.

Ранжирование – упражнение, в котором учащиеся получают задание познакомиться с предлагаемым материалом, оценить содержащуюся в нём информацию и распределить её согласно определённым критериям: степень важности, эмоциональная окрашенность, предпочтение и др. При ранжировании информации реализуется принцип личностной направленности обучения.

Учебный перифраз. Цель упражнений этого типа – уточнение или описательное выражение мысли. Это замена узких понятий более общими, дефиниции незнакомых слов, работа с синонимами, антонимами.

Мозговой штурм – в основе этого упражнения лежат приёмы семантических ассоциаций. В связи с заданной темой учащиеся спонтанно высказывают идеи, мнения и фиксируют их неупорядоченно в виде отдельных слов, словосочетаний, предложений. Таким образом стимулируется речемыслительная деятельность учащихся. Мозговой штурм даёт возможность учащимся с разным уровнем знаний вносить свой вклад в разработку идеи, активизировать свой словарный запас.

Составление логико-смысловой карты – это упражнение, в котором, как и в «мозговом штурме» реализуются приёмы порождения семантических ассоциаций. Это смысловой комплекс высказывания. Представляет в графически упорядоченном и логически связанном виде основные понятия обсуждаемой темы. При составлении семантической карты в центр смыслового комплекса помещается главное понятие – ключевое слово, по ассоциации с которым порождается лексико-грамматический материал, предстающий в виде семантического поля. Карта способствует ассоциативному запоминанию слов и структур, помогает строить самостоятельные устные высказывания.

Направляемая дискуссия. При недостаточном владении языком дискуссия строится на основе текста. Учащимся предлагаются вопросы, опоры, схемы, а также невербальные опоры (например, иллюстрации). Направляемая дискуссия сопровождается заданием найти общую точку зрения, разрешить конфликтную ситуацию. Дискуссия требует предварительной подготовки: отработки элементов монологической речи.

Устное сообщение – монологическое высказывание на заданную или свободно выраженную тему. Необходимо 5-6 высказываний, небольших по объёму. Можно проводить эту работу в парах или в группах, можно выступить перед всем классом.

Решение речемыслительных или проблемных задач. Проблемная ситуация характеризуется наличием интеллектуального затруднения, проблемы нравственно-этической, социальной, научной и т.д. Это исследовательский вид задания. Главная ценность этого вида упражнений в том, что они способствуют развитию механизмов мышления: целеполагания, прогнозирования, комбинирования и т.д.                                

Ролевые игры. Участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках предписанного ролевого поведения, часто с подсказкой языковых средств. Ролевые сюжеты предсказуемы, не имеют установки на разрешение конфликта.

Интервью – коммуникативное упражнение, разновидность беседы, в форме ролевой игры. Развивает экспрессивную устную речь.

Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Это может быть заключительный этап определённого цикла работы. Основная часть работы проводится внеаудиторно. В классе при участии учителя проходят начальная и заключительная стадии. Участие в проекте развивает умение работать в коллективе. С точки зрения обучения речи – взаимодействие всех видов речевой деятельности, ориентация на личность учащегося. Данный вид работы приучает к самостоятельности, планированию действий, раскрывает творческий потенциал личности.


     В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологического высказывания:
• развитие монологических навыков на основе прочитанного конкретного текста
• развитие этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов.
               
Задания для монологического высказывания с опорой на конкретный текст:
1.Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
2.Прочитать текст и
найти предложения, в которых сформулированы ответы на все аспекты, представленные в ситуации.
3.
Согласиться с утверждениями, представленными учителем, или опровергнуть их.
4.
Доказать  что…
5. Найти в тексте предложения , которые можно употребить для обобщения, заключения, выводов.
6. Соотнесите план тематического высказывания с возможностями данного текста и
выясните, какую информацию нужно ещё найти и добавить.
7.
Составьте план монологического высказывания, подберите к нему информацию из дополнительных текстов.
8. Подготовьте
развёрнутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для раскрытия всех аспектов, представленных в ситуации.
               
Задания для монологического высказывания без опоры на конкретный текст:
Данный путь может быть выбран на среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок.
                 Этапы работы:
1 этап - высказывание в течение 1 минуты по тематической ситуации с использованием
опор. Назначение опор- помочь порождению речевого высказывания. Для того, чтобы учащиеся захотели высказаться самостоятельно, нужна помощь в виде речевых образцов, разговорных клише, таблиц, схем, блоков. Другие учащиеся могут добавить, не согласиться с мнением говорящего и выдвинуть своё мнение. Таким образом, может проходить дискуссия по обсуждаемой ситуации.
2 этап - высказывание в течение 2 минут по тематической ситуации с использованием опор. Экзаменационное высказывание по тематической ситуации проходит в течение 2-х минут. Чтобы подвести учащихся к успешному выполнению задания, необходимы предварительные задания по совершенствованию разговорных навыков.

2. Тип задания: Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее 10 реплик, 4-5минут)
                              При этом проверяются следующие умения:

•Уметь начать, поддержать и закончить беседу,
•предлагать варианты к обсуждению,
•выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому
вопросу,
•соблюдать очередность при обмене репликами
•выбирать адекватный стиль речи, употребляя формулы речевого этикета
•принимать совместное решение.

          Монологическая речь зависит от стратегий, выбранных самим говорящим, в то время как диалогическая речь – это прежде всего взаимодействие двух партнёров и стратегии выбирает каждый участник свои.

                              Стратегии работы над диалогическим высказыванием:

•объясните своему собеседнику, что надо сделать и почему ( на базе задания)
•выберите один из предложенных вариантов в задании и предложите его собеседнику,
•объясните, почему он подходит, представив 1 аргумент
•спросите, что думает ваш собеседник об этом предложении
•продолжайте отстаивать своё мнение, представив ещё один аргумент ( или 2 аргумента) в пользу своего мнения
•предложите рассмотреть другой вариант, далее действуйте по предыдущей схеме
•спросите, что может предложить  ваш собеседник
•вежливо не согласитесь с предложением собеседника
 после обсуждения всех вариантов предложите своё решение и придите к единому мнению.

                          Как готовить учащихся к диалогу?

(К слайду и к раздаточному материалу)

Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Учащемуся  предлагается какая-то проблема / ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача ученика обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию (с экзаменатором) решения данной проблемы.

Два типа диалогов:

  1.  диалог с обменом информацией (ролевая игра)

      2.    диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)
Любой из этих диалогов проходит 3 стадии:

1.Инициирование разговора (* объяснение ситуации,*запрос информации,*выдвижение предложений)
2.Развитие разговора( *ответная реплика, *реакция на сбой разговора, *вовлечение партнёра в разговор)
3. Завершение разговора (*прийти к определённому мнению, * подвести итоги дискуссии, *выдвинуть основания закончить разговор)
         Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнёра по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее.
Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа.
       
Первый этап подготовки – составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи проводится в классе ( пары постоянного состава), но это контроль подготовленной речи дома.
       
Второй этап подготовки – учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать, и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе (пары сменного состава), при этом речь не подготовлена заранее.
       
Третий этап подготовки – учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль неподготовленной речи.
             При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса.

            Поскольку диалогическая речь предполагает с методической точки зрения умение свободно пользоваться лексическим и грамматическим материалом, причем любая языковая форма должна быть отработана настолько, чтобы она не являлась препятствием, не мешала думать учащимся о содержании самостоятельного высказывания; то естественно речевому упражнению предшествует тренировочное упражнение, где должны тщательно исправляться все ошибки, где следует побуждать учащихся к многократному повторению речевого образца и заменять отдельные элементы более подходящим вариантом.

           Для предотвращения ошибок в речевом упражнении учителю необходимо проводить кропотливую работу по предупреждению их путем серии специальных тренировочных упражнений, которые включают в себя и самые простейшие имитационные, направленные на преодоление трудностей фонетического и ритмико-интонационного  характера; и различные учебно-коммуникативные упражнения – упражнения на подстановку, трансформацию, ответы на вопросы или придумывание предложений по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ

Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ...

"Расширение лексико-грамматических навыков по теме "Экология". Развитие навыков аудирования,монологической и диалогической речи в рамках изучаемой темы".

Данный урок составлен по УМК  "Spotlight 11"  издательства"Просвещение".  Урок отражает метапредметные связи-химия, экология, татарский язык. В основе урока лежит кейс-метод, позволяющи...

План открытого урока в 8-9 классах по формированию монологических навыков в рамках подготовки к ГИА

Данный план урока по теме "Learning foreign languages"подходит для развития монологических навыков в 7-9 классах школ с углублённым изучением английского языка, а также в средней школе в рамках подгот...

План открытого урока в 8-9 классах по формированию монологических навыков в рамках подготовки к ГИА

Данный урок по теме "Learning foreign languages" может быть использован для развития монологических навыков в основной школе и школе с углублённым изучением английского языка и в процессе подготовки к...

Использование игровых форм работы для повышения уровня мотивации обучения в рамках подготовки к Международному математическому конкурсу «Кенгуру».

Сегодня в Международном математическом конкурсе "Кенгуру" участвуют более 6 миллионов школьников примерно из 50 стран. В России - свыше 2 миллионов. В связи с такой популярностью конкурса возникл...

Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку

В данном архиве представлены материалы из опыта работы  на  региональном семинаре  учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...

Презентация "Работа с текстом на уроке географии в рамках подготовки к ОГЭ"

С учебным текстом ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить со...