новая роль чителя в новой школе
статья по английскому языку по теме

Роль педагога в обществе меняется вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же  исторические  перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась  от уровня наёмного рабочего  до государственного служащего. Сейчас педагог это не только строгий наставник, но и партнер. Партнерство педагога и ученика очень ярко выражается в их совместной проектной деятельности, которая является  совместной учебно-познавательной, творческой  или игровой работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_rol_chitelya_v_novoy_shkole.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Куницыну дар сердца и вина!
         Он создал нас, он воспитал наш пламень!
         Заложен им краеугольный камень.
         Им чистая лампада возжена!

                                      А.С.Пушкин


         Предел мечтаний! Каждый педагог в душе тайно  мечтает получить стихи в свою честь. Не обязательно А. С. Пушкина, но обязательно от своего ученика.

        Но как же «заслужить» это? Пушкин  нашёл очень точный образ – образ зажжённой лампады, – чтобы определить роль любимого педагога в своей жизни. Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать учитель, наставник, преподаватель, педагог.

           Вот и ответ на вопрос: чтобы зажечь -  надо зажечься самому!  

Начну с того, что роль педагога в обществе меняется вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же  исторические  перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась  от уровня наёмного рабочего  до государственного служащего. Сейчас педагог это не только строгий наставник, но и партнер. Партнерство педагога и ученика очень ярко выражается в их совместной проектной деятельности, которая является  совместной учебно-познавательной, творческой  или игровой работой.

 Поэтому в новой системе обучения метод учебных проектов занимает главенствующее место, а роли учитель-ученик в нём коренным образом отличаются от традиционной. Меняется и стиль общения с учениками: на смену авторитарности приходит сотрудничество.

Работа над проектами дает возможность учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки. Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.

  Зажечь! Вот оно ключевое слово! Зажечь ученика на поиск знаний, на исследование и открытие. Как это приятно, когда ученик не бежит со звонком с урока, а подходит к учителю и начинает задавать вопросы, интересоваться. Вот тут, в этот момент,  поддержать, не погасить тот маленький огонек поиска, который начинает зажигаться в душе ребенка.

Как именно создать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Тут мне вспоминаются мои школьные годы, мои учителя.

       Обучаясь в экспериментальной школе, работающей по системе развивающего обучения, которой руководил кандидат психологических наук А.А.Либерман, я в полной мере ощутила, что такое заниматься проектом. Это чувство не забыть - когда ты творишь, когда ты в поиске днем и ночью!

  И вот торжество… Защита проекта! В тот момент, ты даже не понимаешь, что всё это происходит под чутким руководством и тихим участием твоего педагога. Ты вроде бы все делаешь сам, но знаешь, что он здесь рядом, за твоей спиной, он подскажет, поддержит  в дружеской беседе ненавязчиво, но убедительно.

Вот она роль педагога в творчестве учащегося!

Вот она, та «зажжённая лампада» в душе ученика, которая будет гореть на протяжении всей жизни!

Чтобы подготовить ученика к самостоятельной творческой деятельности в условиях XXI века, я должна сама уметь созидать и создавать. Работая вместе с учеником над проектом, мне  приходится применять  различные роли: от  генератора идей до простого слушателя. Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. Не поспоришь…

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для творчества. Именно поэтому учитель, руководитель проекта, должен обладать, прежде всего,  развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Учитель  оказывается в непривычной ему роли наблюдателя. Он должен проявлять активность при «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, а в остальном он должен подключаться только тогда, когда попросят о помощи.

Важно измениться внутренне, перестать быть «всезнающим оракулом» и «всевидящим оком» и стать партнером и союзником. Главное, создавать такие условия, чтобы ребёнок мог творить и самореализовываться, стремиться к познанию и к успешности.  Тогда все получится,  и «зажженная лампада»  не погаснет. Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”. Я думаю, что эти слова можно считать девизом проектной деятельности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

Новая роль в новой школе

В современном мире все меняется достаточно быстро. Меняются ценности, приоритеты, взгляды на мнгие общественно-значимые стороны жизни человека. Не могут остаться без внимания и вопросы воспитания и об...

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий,

file:///F:/новый%20мир%20имеет%20новые%20условия%20и%20требует%20новых%20действий.doc...

Новая роль в новой школе

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленн...

вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"

Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей:  информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...

Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"

Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов  «Новые стратегии успеха в современном образовании»  Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...

Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"

Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов  «Новые стратегии успеха в современном образовании»  Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...