Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ.
материал по английскому языку по теме

Дахтлер Лидия Юрьевна

        Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение  молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благоприятные условия для  обучения английскому языку. Эффективность применения информационных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс обеспечивает наглядность,  эффективность использования времени, т.е. быстрое погружение в языковую среду, смена деятельности, задействованы все каналы восприятия , и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания. Кроме того, расширяются возможности реализации принципа наглядности, использования проектного метода и других нестандартных форм обучения, возрастает роль самостоятельной работы обучаемых.      27 марта 2013 года в МКОУ «Азовская гимназия» состоялся III Муниципальный Педагогический марафон. Педагоги из разных школ делились своим опытом. Я впервые приняла участие в педагогическом марафоне. Я представила свою работу по теме: «Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_informacionno.doc48.5 КБ
Office presentation icon formirovanie_poznavatelnogo_interesa.ppt1.13 МБ
Файл prilozhenie.docx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

      27 марта 2013 года в МКОУ «Азовская гимназия» состоялся III Муниципальный Педагогический марафон. Педагоги из разных школ делились своим опытом.

     Я впервые приняла участие в педагогическом марафоне. Я представила свою работу по теме: «Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ» 

      Что же здесь нового?

      Меня эта тема заинтриговала и  вопрос: «Как перевести ситуативный интерес к изучению иностранного языка на познавательный уровень?» не дает мне покоя уже почти три года. Как сохранить «горящие глаза детей».      

      Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение  молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благоприятные условия для  обучения английскому языку. Эффективность применения информационных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс обеспечивает наглядность,  эффективность использования времени, т.е. быстрое погружение в языковую среду, смена деятельности, задействованы все каналы восприятия , и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания. Кроме того, расширяются возможности реализации принципа наглядности, использования проектного метода и других нестандартных форм обучения, возрастает роль самостоятельной работы обучаемых.

         Вместе с тем существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению вообще и на уроках иностранного языка в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости. Сформировать потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого обучающегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

          Именно поэтому, цель моей методической темы  - «Активизировать познавательную деятельность учащихся к изучению английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий.»

     Задачи:

  1. Определить навыки, необходимые для формирования иноязычного речевого общения.
  2. Разработать и подобрать упражнения для формирования каждого навыка иноязычного общения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  3. Заинтересовать и мотивационно подготовить учащихся к работе с языковыми единицами средствами информационно-коммуникационных технологий.
  4. Провести мониторинг познавательной активности и сформированности навыков иноязычного общения у школьников.

         Можно выдвинуть гипотезу: «Если целенаправленно, эффективно использовать ИКТ на уроках английского языка, то это будет «живительным источником» активизации познавательного интереса  обучающихся.»

        У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть

         Что касается форм урока ,то существует несколько нюансов ,от которых зависит выбор той или иной формы урока: тема, содержание, дидактические задачи и , конечно, возрастные особенности учащихся 

                                      Видео -  урок

    Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы.

         Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.С этой целью я использую на уроках английского языка видеофильмы (Extra English) в 8-9 классах, мультфильмы(2-4,6-7кл,)

                             Урок-проект

           Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов- это метод 5 «п» проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация.

        При подборе темы проекта необходимо ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

                                              Урок-экскурсия
                                        (урок – путешествие)

           Урок – экскурсия с использованием  информационно – коммуникационных технологий поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями. Что ещё нужно, чтобы почувствовать себя частью английской культуры  и испытать те же чувства, которые испытывают жители столь удивительных мест?

          Структура проведения урока – экскурсии:

     Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед  началом. Также предлагаются вопросы, на которые  предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.

                                            Урок-игра:

       Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях,  существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

 

       Отдельно хотелось бы затронуть вопрос об использовании ИКТ технологий при выполнении домашних заданий

      Учащиеся используют ИКТ для  выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и « валентинки», используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop и Coral Draw. Выполняя письменные проекты по темам «Моя Родина», «Праздники и традиции России», «Письмо другу по переписке», учащиеся могут представить их на электронном носителе. Такого рода задания выполняют учащиеся 5-11 классов. Это способствует развитию их умения работать с клавиатурой, выполнять различные операции на компьютере. Кроме того, такие электронные «презентации» позволяют учителю создавать банк лучших работ учащихся. В дальнейшем они могут использоваться для разного рода публикаций (печатных и в Интернете), а также для участия в международных детских Интернет - проектах.

           На своих уроках я пытаюсь использовать различные ресурсы

Это - мультимедийные программы и материалы, найденные в Интернете. «Мультимедийные программы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку: во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), полнее использует имеющийся в школе ресурс, а также позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащихся». Эти материалы могут выступать в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом роль учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ : Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

     

    Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый ребёнок хочет действовать. Каждый хочет быть во взаимоотношении. А вокруг - захватывающий мир для исследования! И мы - учителя можем помочь ребёнку открыть этот удивительный мир, познать его.

Слайд 2

«Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках английского языка на основе использования ИКТ». Выполнила: учитель английского языка МКОУ «Азовская гимназия» Дахтлер Лидия Юрьевна

Слайд 3

Актуальность - интенсивное внедрение ИКТ в образование -серьезное увлечение молодежи компьютером -рост популярности английского языка в мировом пространстве Эффективное применение ИКТ на уроках английского языка наглядность аудио и видео поддержка контроль повышение уровня преподавания

Слайд 4

Одна из стратегических задач современной российской школы- Сформировать потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию формирование у каждого обучающегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. -успехи подрастающего поколения -возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

Слайд 5

Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся к изучению английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Слайд 6

Гипотеза: Если целенаправленно, эффективно использовать ИКТ на уроках английского языка, то это будет «живительным источником» активизации познавательного интереса обучающихся.

Слайд 7

Планируемые результаты: Повышение качества знаний Рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах Повышение интереса обучающихся к изучению английского языка Отсутствие неуспевающих по предмету

Слайд 8

Познавательный интерес –это соединение психических процессов Интеллектуальная деятельность: активный поиск; догадка ; исследовательский подход; готовность к решению задач . Эмоциональные проявления: эмоции удивления; чувства ожидания нового; чувство интеллектуальной радости; чувство успеха Волевые проявления: самостоятельность добывания знаний; выдвижение и постановка познавательных задач.

Слайд 9

Познавательный интерес Средство обучения (занимательность, стимул) Мотив учебной деятельности (потребности личности) Условия формирования познавательного интереса Внешние условия (деятельность учителя, методы обучения, психологический климат, совместная коллективная деятельность Внутренние условия (качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования)

Слайд 10

Область применения ИКТ изложение и закрепление нового материала при обучении чтению при обучении аудированию при обучении лексики при обучении письму проектная деятельность контроль и проверка знаний изучение страноведческого материала внеклассная работа самостоятельная работа обучающихся подготовка к ЕГЭ обучающие компьютерные программы обмен опытом общение

Слайд 11

Формы уроков Урок Видео-урок Урок – проект Урок – экскурсия Урок – игра Урок – лекция

Слайд 12

Проекты детей

Слайд 13

Уроки с использованием ИКТ стимулируют интерес учащихся к изучению ИЯ способствуют развитию познавательного и коммуникативного интереса стремление к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на уроке, так и во внеурочное время позволяют дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний, способствуют более глубокому и осознанному восприятию нового материала

Слайд 14

Использование цифровых образовательных ресурсов: обучающие компьютерные программы; видеофильмы; тренажёры; слайдовые презентации; электронные словари , справочники; интернет ресурсы; интерактивные плакаты.

Слайд 15

ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА Мультимедиа приложение “Enjoy Listening and Playing” к учебнику “Enjoy English” -Программа рассчитана на коллективную и индивидуальную работу в классе с применением мультимедиа проектора, интерактивной доски или персональных компьютеров, а также может быть использована для самостоятельной работы учеников в домашних условиях - Программа основывается на принципе погружения учащихся в языковую среду -В основе программы лежит личностно-ориентированный подход, направленный на необходимость формирования у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и мотивации к дальнейшему овладению английским языком, а также развития мышления, воображения, памяти и языковой догадки

Слайд 16

Перспективы использования ИКТ учителем английского языка Переписка учителя и учеников с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты Участие учителя и детей в совместных международных Интернет – проектах Создание сайтов и презентаций ( Power Point Presentations ): они могут создаваться совместно учителем и учащимися и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями. Электронные публикации рефератов, статей в Интернете

Слайд 17

Вывод При использовании информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка развивается познавательный интерес к предмету, который способствует активизации учебной деятельности обучающихся, повышению качества знаний, продолжению образования и самообразования.

Слайд 18

Источники информации Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36 Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20 Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18 http :// www.1september.ru http:// pedsovet . org . ru Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

Слайд 19

Приложение Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Слайд 20

Участие в олимпиадах

Слайд 21

Можно на свете по-разному жить; Можно ни с кем, никогда не дружить, можно животных и птиц не любить, можно цветы не сажать ,не дарить.. а можно всё наоборот- вот! И дружить, и любить, и сажать, и дарить можно на помощь друг другу придти, камень убрать, если он на пути. Я люблю свою работу, люблю детей, которых учу.

Слайд 22

Благодарю за внимание !


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка

Главная задача сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными его участниками. Эффективность этих методов обусловлена ...

Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению английского языка на основе интегративного подхода на уровне основного общего образования.

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. Ос...

презентация «Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках английского языка на основе использования ИКТ».

Данную презентацию я подготовила для выступления на методическом объединении в рамках участия в конкурсе "Учитель года-2016"...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ "

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ"...