Овладение нормами английского языка через применение информационно-коммуникационных технологий (на среднем этапе обучения)
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Пожитнова Елена Валентиновна

Обощение педагогического опыта. 

Опыт представлен следующими материалами:  

-настоящим описанием;

- конспектами уроков;

- викторинами, кроссвордами;

- электронными презентациями;

- электронными тестами;

- проектными работами детей.

Актуальность опыта обусловлена противоречиями между необходимостью формирования речевой компетенции в условиях модернизации российского образования и несовершенством традиционной образовательной парадигмы. Объяснительно-иллюстративный способ обучения, господствующий в течение последних лет, уступает место новым, развивающим технологиям. Внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образование диктует новые формы  и методы обучения, что способствует более эффективному процессу обучения. Возможности Интернета позволяют создать условия для общения школьников с носителями языка, приближенные к реальным условиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта.

«Технологические достижения ничего не значат,

 если учителя не знают, как их эффективно    

 использовать. Чудеса творят не компьютеры, а

 учителя».

                                                                                                                            Крейг Баррет

                                                                                                                    (глава корпорации Intel)

I. Общие сведения об опыте.

Тема: Овладение нормами английского языка
       через применение информационно-коммуникационных технологий
        Должность: учитель английского языка.

Новизна опыта:  эвристический.

Опыт представлен следующими материалами:

- настоящим описанием;

- конспектами уроков;

- викторинами, кроссвордами;

- электронными презентациями;

- электронными тестами;

- проектными работами детей.

II. Сущностные характеристики опыта.

1) Актуальность опыта.

Актуальность опыта обусловлена противоречиями между необходимостью формирования речевой компетенции в условиях модернизации российского образования и несовершенством традиционной образовательной парадигмы. Объяснительно-иллюстративный способ обучения, господствующий в течение последних лет, уступает место новым, развивающим технологиям. Внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образование диктует новые формы  и методы обучения, что способствует более эффективному процессу обучения. Возможности Интернета позволяют создать условия для общения школьников с носителями языка, приближенные к реальным условиям.

2) Задачи, успешно решаемые в опыте.

- Собственно педагогические:

  • гумманизация процесса образования;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;
  • увеличение объёма лингвистических знаний;
  • расширение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  • развитие речевой коммуникативной культуры: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  • повышение познавательной активности обучающегося, а также повышение мотивации к изучению английского языка.

- Ученические:

  • возможность общения школьников с носителями языка, приближенные к реальным условиям;
  •   обучающиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания.
  •  поощряется совместная работа обучающихся.
  • обучающиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться.
  • систематическая работа с учебной информацией.
  • готовность к самостоятельному изучению английского языка;

3) Технология решения задач.

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – в педагогике нельзя изобрести ничего нового, всё уже сделал Ян Амос Коменский,  тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.

Явления, происходящие в системе российского образования в начале нового века, лишь подтверждают этот факт. Общество на очередном витке своего развития вновь пришло к пониманию, что образование становится ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека. А значит, пришло время реформ, экспериментов, наступил непростой этап становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. Объяснительно-иллюстративный способ обучения, господствующий в течение последних лет, уступает место новым, развивающим технологиям. Всё более реализуется  принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любым моделям, проводить научную разработку и практическое обоснование новых образовательных технологий.            

Более того, в современном мире развиваются процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях. «В современном мире нет более важной проблемы , чем поиск путей единения человеческих сообществ на основе их взаимопонимания, духовной конвергенции и интеграции… Пришла пора понять, что в основе взаимопонимания  людей, народов и государств лежит их внимание и интерес друг к другу, аргументированное, доказательное знание о тех духовных идеалах, этических приоритетах, мировоззренчески обусловленных мотивах поведения, которые в совокупности определяют менталитет той или иной общности». (Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. - Москва: Флинта, 1999.)

В настоящее время возрастает интерес людей разных национальностей друг к другу, наблюдается сближение культур, духовных идеалов, направленных на взаимопонимание. Развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, вхождение России в мировое сообщество способствует растущей потребности иностранных языков в современном обществе. Иностранный язык вступает как средство познания мира, приобщения к культуре других народов и лучшему осознанию своей собственной  культуры. «Языковая культура является  неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом». (Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе) Сегодня уже практически никто не оспаривает тот факт, что иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня общей и профессиональной культуры, имеет ещё и значительное воспитательное значение. В современных условиях – это готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, относиться с уважением к духовным ценностям других культур. То есть при формировании коммуникативной компетенции необходимо воспитывать коммуникативно-активную личность, способную обеспечить адекватное межкультурное общение, диалог культур.

Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить задачу и организовывать ресурсы для её решения. Такое изменение цели требует новых способов реализации   образовательного процесса, одним из которых являются современные технологии преподавания предмета.

Эффективность работы учителей иностранного языка также зависит от того,

насколько успешно они овладеют идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка. Учитель иностранного языка должен понимать, что модернизация подразумевает:

- во-первых, изменение целей и результата обучения;

- во-вторых, сокращение объёма обязательного для освоения содержания;

- в-третьих, изменение методов и технологий освоения минимизированного содержания обучения;

-  в-четвёртых, индивидуализацию процесса обучения иностранному языку;

-  в-пятых, изменения стандартов, программ, учебных планов.

В соответствии с запросами современного информационного общества обучающиеся должны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания, критически, творчески мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути их рационального решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, традиционная парадигма «учитель» - «учебник» - «ученик» может успешно дополняться актуальной парадигмой «ученик» - «информационная среда» - «учитель», где во главу угла ставится самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образование диктует новые формы  и методы обучения, что способствует более эффективному процессу обучения. Современные педагогические технологии – такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование ИКТ, Интернет-ресурсы – позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучающихся, их уровня обученности, интересов и т. д.

Информационно-коммуникационные технологии с каждым годом всё активнее используются в процессе обучения. Программы при обучении иностранному языку находят всё большее применение в организации учебного процесса в средних учебных заведениях. Уникальность дидактических свойств ИКТ состоит, прежде всего,  в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов: от лингвистического до культуроведческого и прикладного, а также в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствование иноязычной речевой деятельности.

При постоянной и систематической работе с компьютерными программами реализуются следующие концептуальные дидактические возможности:

1. Систематическая работа с учебной информацией.

 2.Надёжная обратная связь с учеником и возможность оперативного управления процессом обучения.

В целом обучение иностранному языку посредством ИКТ характеризуется следующими особенностями:

  • Возможностью индивидуального двустороннего общения ученика с учителем, партнёрами по обучению;
  • Широким доступом к колоссальным по объёму и разнообразию источникам языковой и неязыковой информации.
  • Принципом адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.
  • Управляемостью: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
  • Оптимальным сочетанием индивидуальной и групповой работы.
  • Поддержанием у ребёнка состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Вышеуказанные возможности убеждают не только профессионалов, но и «новичков» в реалистичности больших перспектив обучения и изучения иностранного языка  с помощью компьютерных программ.

        Важно отметить также особенности психолого-педагогических условий осуществления подобного учебного процесса. Дифференцированный подход усвоения иностранного языка посредствам компьютерного обучения отражён в опосредованном характере межличностной коммуникации «учитель-ученик». На этом фоне появляется возможность постоянного динамического общения обучающихся между собой  в рамках учебной деятельности.

         Следует остановиться на основных целях применения информационных технологий на уроках английского языка:    

  • Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;
  • Увеличение объёма лингвистических знаний;
  • Расширение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  • Развитие речевой коммуникативной культуры: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях.
  • Повышение познавательной активности обучающегося, а также повышение мотивации к изучению английского языка.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Прежде всего, этого можно добиться с помощью различных мультимедийных средств. Как известно, мультимедиа – это средство представления текстовых, графических (как простых, так и анимационных), фотографических данных и воспроизведения звука и видео. Соответственно, мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью различных технических средств и, прежде всего компьютера. Мультимедийные средства позволяют работать с аудио- и видеоматериалами в интерактивном режиме и используются для обучения аудированию и говорению. Можно выделить следующие цели мультимедийного урока:

  • Для изучения нового материала;
  • Для предъявления новой информации;
  • Для закрепления пройденного и отработки учебных умений и навыков;
  • Для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;
  • Для обобщения и систематизации знаний.

Подходящими физическими носителями учебной информации, на мой взгляд, являются компакт-диск (CD-ROM) и электронная версия, размещённая в памяти сервера сети. Представление учебной информации на компакт-диске обладает мощными средствами наглядности. В отличие от книги здесь помимо текста и графики могут располагаться звуковые, анимационные и видеофрагменты. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр.  Ещё одно преимущество - их относительная автономность по отношению к телекоммуникационной сети, то есть возможность работы с учебным материалом  в режиме of-line, особенно для тех, у кого нет подключения к сети Интернет.

 Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для обучающихся всех возрастов и разных знаний. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка оказывает программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» и также ряд других  мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются обучающимися на слух и зрительно. Обучающиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей обучающихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.  

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика, создать фон для формирования у обучающихся речевой деятельности на иностранном языке. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет нам делать процесс обучения более интересным и интенсивным.

Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения обучающихся в устную речь по различным темам бывает не очень интересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - "изображения" движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью. Это большой труд, но он себя оправдывает. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

      Источником моей методической идеи обучения являются программные продукты компании Microsoft. В своей работе я предлагаю детям отрабатывать грамматический и лексический материал, создавая кроссворды, таблицы и схемы в текстовом редакторе Microsoft Word и графическом редакторе Paint. Мы выполняем проектные работы, создаём слайд-шоу, викторины в Microsoft Power Point, составляем буклеты, изготавливаем рождественские открытки и валентинки в Microsoft Publisher, учимся писать и правильно оформлять письма, красиво и грамотно составлять тексты на английском языке. Мы учимся работать самостоятельно и в коллективе. Выполняя письменные проекты, учащиеся могут представить их на электронном носителе.  

        В преподавательской деятельности я очень часто использую программу Power Point для создания собственных презентаций.   Хотелось бы подробнее остановиться на том, как я использую мультимедийные презентации на своих уроках. Мультимедийные презентации нужны для того, чтобы на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к уроку или сообщению: видеофрагменты, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты. Эти материалы могут быть также подкреплены соответствующими звукозаписями: дикторским текстом, музыкальным произведением.

         Варианты использования Microsoft Power Point, которые я применяю  в работе с детьми:

  1. Проведение презентаций на занятие при объяснении нового грамматического и лексического материала. Заранее созданная презентация заменят классную доску при объяснении для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях, схемах и т.п. (Приложение 3)
  2. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: это может быть фотоальбом, как отчёт о проведённых исследованиях. (Приложение 4)
  3. Совместное изучение источников и материалов (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных изображений)
  4. Корректировка и тестирование знаний: проведение дополнительных занятий для самостоятельного изучения материала на основе презентаций. (Приложение 5)
  5. Создание викторин, кроссвордов, а также разработка презентаций, представляющих страноведческий материал с целью развития социокультурной компетентности обучающихся. (Приложение 6)

Использование компьютерной презентации позволяет:

  • Повысить мотивацию обучающихся.
  • Использовать большое количество иллюстративного материала.
  • Интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске.
  • Вовлечь обучающихся в самостоятельный процесс обучения.

Мультимедийные презентации имеют ряд очевидных достоинств перед другими способами  подачи информации:

  1. Динамичность изложения. При помощи слайдов сменяющих друг друга на экране, удержать внимание обучающихся гораздо легче.
  2. Мультимедийность. Слайд презентации - не просто статичное изображение. На нём могут быть размещены аудио- и видеофрагменты, использованы элементы анимации.
  3. Тиражируемость и компактность. Файл с презентацией компактен в отличие от его бумажных заменителей, его можно переслать по электронной почте, опубликовать в Интернете, а также быстро создать копию каждому желающему.

 Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала обучающимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование  информационных технологий позволяют раскрывать возможности  обучающихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ  с мультимедийными презентациями и т.д.

Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности  изложения материала.

При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и, используя специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской,  и  набор интерактивных и мультимедийных возможностей.

Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала,  выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках английского языка.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка достаточно актуально для развития личности обучаемого и формирования у учащихся  следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д.

В связи с этим новая Технология Образования в Глобальной Информационной Сети (ТОГИС) приобретает актуальность при обучении иностранному языку. Применение информационных сетей в обучении не должно быть самоцелью. Смысл состоит в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. В основе ТОГИС лежит принцип деятельностно-ценностного обучения. Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие обучающихся в открытом информационном пространстве, учит взаимодействовать с окружающим миром, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.

Благодаря применению ТОГИС происходит формирование важнейших навыков и умений, таких как выделение ключевой информации в объёмном тексте, свёртывание информации, умение обобщать и делать выводы, обучающийся развивает навык лаконичного высказывания и, что особенно существенно, формирует самостоятельное интеллектуальное мышление.

Интернет и другие телекоммуникационные средства в последние годы получают всё большее распространение и находят всё большее применение в области обучения английскому языку. В методической литературе выделяют различные сферы использования телекоммуникационных средств в процессе обучения языкам в качестве:

  1. Средства поиска информации и доступа к знаниям;
  2. Новой формой коммуникации, позволяющей передавать не только      письменные тексты, но и изображения, а также озвучивать послания;
  3. Средства овладения письмом и письменной речью;
  4. Инструмента организации дистанционного обучения.

Регулярное использование Интернета делают процесс обучения более привлекательным для обучающихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. Благодаря электронной почте и Chat обучающиеся могут общаться со своими сверстниками в любых странах. Это даёт почувствовать ребятам вкус реального общения, возможность изучать иностранные языки не с вымышленными героями учебников, а со своими зарубежными сверстниками, которых волнуют те же проблемы, что и российских школьников. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь обиходную лексику, улучшается их орфография. Наиболее интенсивно используемая служба в системе Интернет- это отправка и получение электронной почты E-Mail. Это совершенно новый способ общения, причём, весьма эффективный. E-Mail повышает мотивацию изучения английского языка. Эти средства общения являются естественными, а не учебными и заменяют обычную почту и телефон.      

Система Интернет предоставляет также широкие возможности для организации общих проектов с зарубежными друзьями. Учебные проекты позволяют применять полученные знания в реальной ситуации общения и к тому же письменно. Вся проделанная работа потом устно обсуждается на уроке.

Лишь современные компьютерные технологии позволяют реализовать заочную форму обучения языкам в виде дистанционного обучения. Форма дистанционного обучения интересна также тем, что она позволяет сделать процесс овладения языком  более естественным с точки зрения условий его протекания, поскольку язык изучается не в классе, а индивидуально, причём с использованием различных организационных форм работы.

         В настоящее время существует ряд электронных учебников, упражнения в которых подходят для самостоятельной работы. Они дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными. Компьютер помогает обучающимся исправлять ошибки так, что они не боятся их делать. На мой взгляд, это является важным моментом в обучении английскому языку. Обучающиеся могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждёт, пока они сами справятся с упражнениями. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и оценивает сделанные упражнения. Тексты могут подбираться индивидуально для каждого обучающегося. Обучающие программы обладают схожими с компьютерными играми характеристиками. В обучении иностранному языку очень часто используются игровые схемы. Элемент игры вызывает положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению и практическому закреплению изученного материала.

Таким образом, средства телекоммуникации позволяют организовать как индивидуальную, так и коллективную формы работы, сочетая в себе функции средства общения, а также инструмента информационной и технической поддержки деятельности преподавателя и обучающегося.

Но нельзя забывать самого главного: использование Интернета на уроке невозможно без участия учителя, которого необходимо обучить этому. Только обученные учителя могут стать экспертами, способными профессионально оценить достоинства и недостатки использования Интернета на уроке. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы задачи повышения профессионализма работников образования. Профессиональная деятельность учителя направлена, с одной стороны, на ученика, с другой стороны, на самого себя, на самообразование. Учителя должны знать, что им может предоставить Интернет для повышения собственного профессионального уровня. Это прежде всего учительские форумы для обмена информацией и опытом, для создания проектов, заданий и упражнений, основой которых является материал из Интернета. Сетевые сообщества или виртуальные методические объединения – это новая форма организации профессиональной деятельности учителей в сети. Участвуя в деятельности сетевого сообщества, учитель осваивает новые технологии, совершенствует свои методы и формы работы, имеет быстрый доступ к информационным ресурсам, обменивается опытом и общается с коллегами.

4) Педагогическая результативность опыта.

В результате моей работы с ИКТ у обучающихся возрос интерес к предмету английский язык, усилилась мотивация изучения данного предмета, были привиты навыки самостоятельного проектирования собственных презентаций, повысилось качество знаний учащихся. Анализируя результаты обобщающих уроков по грамматике английского языка, которые проводились с использованием компьютера, можно сделать вывод, что объём выполненных заданий примерно на треть больше того, что было сделано на обычном уроке. Неудовлетворительных оценок на таких уроках обычно не бывает потому, что с базовым уровнем справляются все обучающиеся. Упражнения повышенной сложности выполняются половиной из них, и итоговая оценка за урок достаточно высока. Обычно урок завершается контрольным заданием, которое включает в себя несколько упражнений различного уровня сложности. В случаи затруднения обучающиеся могут воспользоваться помощью программы. Вот те результаты, к которым я стремилась, обращаясь к ресурсам информационных технологий. А та искра, которая загорелась в глазах детей, вдохновила их на успешное усвоение материала, на работу на уроке, на желание творить, даёт мне силы для творческого продолжения моей работы. До сих пор в своей работе я использовала как свои собственные презентации, так и материалы, которые я заимствовала в различных сетевых сообществах.

В ближайшее время я планирую:

  1. Создание собственных электронно-образовательных ресурсов в программе Flash совместно с обучающимися старших классов на темы «Музыка», «Искусство», «Средства массовой информации».
  2. Переписку ребят с жителями других стран посредством электронной почты.
  3. Участие в совместных международных Интернет-проектах.
  4. Обмен методическим опытом с коллегами других стран.

III. Сведения об условиях эффективности опыта и перспективах его использования.

Теоретическая база опыта:

  • Теория деятельности Е.С.Полат. Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка достаточно актуально для развития личности обучаемого и формирования у обучающихся  следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации.
  • Теория коммуникативной направленности обучения иноязычному общению Е.И.Пассова. Используемые методы, приемы и средства способствуют формированию глубоких и прочных знаний английского языка, навыков и умений.
  • Теория личностно ориентированного подхода к обучению В.В. Серикова. Личностная направленность обучения английскому языку – основополагающий принцип реализации коммуникативного подхода.

Условия эффективности опыта.

       Условиями реализации являются: во-первых, создание материально-технической базы кабинета английского языка, подключение кабинета к Интернету, овладение технологией online- общения; во-вторых, необходимо обеспечение компьютерной подготовки учителей, готовность педагога к постоянному совершенствованию своих профессиональных качеств; в-третьих, компьютерные технологии изучения английского языка должны соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; в-четвёртых, использование компьютерных технологий должно носить дифференцированный подход, позволяя удовлетворять потребности обучающихся, имеющих разный уровень языковой подготовки; в-пятых, дидактическое обеспечение компьютерных технологий позволяет учителю творчески реализовывать их потенциал, даёт ему основу для дальнейшего совершенствования уровня и качества этих технологий с учётом целей обучения и особенностей учебной группы.

Советы по использованию опыта.

         Итак, я попыталась показать, какая роль отведена информационно коммуникационным технологиям в обучении английскому языку в современном мире. Методические разработки уроков, дидактические материалы к ним и их электронные версии, помещенные в  методической разработке, могут послужить для творчески работающего учителя той стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой он сможет по-своему  формировать у  школьников  умения иноязычной коммуникации. Необходимо создать на уроке особую теплую атмосферу человеческого общения, взаимообогащения, результатом которого можно назвать развитие личности на определенном его этапе.

Несомненно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков тоже нельзя. Именно компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения. Я уверена, что никакие технологические достижения не заменят хорошего учителя, но я не могу не согласиться с тем, что учитель, применяющий эти технологии, заменит учителя, который не использует их в своей работе.

Литература

(на русском языке)

1. Л.П.Владимирова. Организация профессиональной деятельности учителей в сети: Материалы XVIМеждународной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Изд-во «Тровант», 2005.

2. Е.С.Полат. Теория и практика дистанционного обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Б.С.Гершунский. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. - Москва: Флинта, 1999.

4.  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

5. Т.В.Карамышева. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. – Спб.: Издательство «Союз», 2001.

6. О.В.Захарьина. Современные образовательные технологии. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.

7. М.Ю.Бухаркина. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе. – АКД, М., 1994.

8. Д.Э.Фрэнки. Мультимедия как средство интенсификации самостоятельной работы при обучении русскому языку как иностранному. – АКД, Спб., 1994.

Литература

(на английском языке)

1. S.M.Alessi, S.R.Trollip. Computer-Based Instruction. Methods and Developments. – New York: Enlewood Cliffs,1985.

2. A.Bork. The Computer in Education in the United States// Computers and Education. – Oxford, 1984.

3. G/Davies, J.Higgins. Computers in Language and Language Learning. – London: CILTR,1982.

Содержание

I.  Общие сведения об опыте.

II. Сущностные характеристики опыта.

  1. Актуальность проблемы использования ИКТ.
  2. Задачи, успешно решаемые в опыте.
  3.   Технология решения задач.
  4.  Педагогическая результативность опыта.

III Сведения об условиях эффективности опыта и перспективах его использования.

  1. Теоретическая база опыта.
  2. Условия эффективности опыта.
  3. Советы по использованию опыта.

IV. Список использованной литературы.                                                            

V.  Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМпубликация - статья...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

«Использование ИКТ на уроках английского языка на второй ступени обучения»...

Отчёт о применении информационно-коммуникационных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве

Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Проблема использования игровых технологий на среднем этапе обучения в средней школе на уроках иностранного языка очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед совре...