Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку.
статья по английскому языку по теме

Статья о том, как ролевая игра помогает решать образовательные и воспитательные задачи на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_v_protsesse_obucheniya_inostrannomu_yazyku.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку.

В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра – это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. Рассмотрим в этом плане ролевую игру с позиции учащегося и учителя.

С точки зрения учащегося ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность. Учебный характер школьниками не осознается.

С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса, в частности процесса обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом случае она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика, учащимся импонируют положительные роли, но дети с удовольствием играют роли и отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. И в этом аспекте мы говорим о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащегося на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполнят ориентирующую функцию в процессе обучения.

Подростки стремятся к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Целесообразность использования ролевых игр в 5 – 9 классах обусловлена тем, что подростки дают предпочтение групповой форме работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Поскольку ролевая игра, как средство организации совместной учебной деятельности учебной деятельности учащихся как раз и моделирует межличностное групповое общение, она находит живой отклик у школьников подросткового возраста.

На уроке иностранного языка игра не теряет своей привлекательности для учащихся, однако, имеет свою специфику: решаются неигровые задачи и повышается значимость результативного аспекта, что позволяет рассматривать ролевую игру,  как средство достижения учебно-воспитательных целей.

Учащиеся могут осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, но для учителя ее структура усложняется именно за счет включения учебных задач, а также создания дидактических условий, необходимых для игровых и учебно-воспитательных целей.

Таким образом, основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

  1. Игровые, а также воспитательные и развивающие цели;
  2. Содержание ролевой игры;
  3. Совокупность социальных и межличностных ролей;
  4. Коммуникативные и дидактические условия, т.е. учебно-коммуникативная ситуация. Важно, чтобы при определении места, времени и других обстоятельств ролевой игры, она соответствовала реальной действительности и была значима для учащихся;
  5. Реквизит – любые предметы, используемые в ролевой игре.

В своей работе мы руководствуемся следующими требованиями к созданию речевой ситуации:

  1. Четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть;
  2. Обеспечить конкретным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении задания;
  3. Стимулировать мотивацию обучения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его;
  4. Воспитывать у учащихся внимательное отношение к одноклассникам.

Учебно-речевые ситуации создаются различными способами и для этого используются не только вербальные и различные аудио-визуальные средства, но и игры, в том числе и ролевые. Ситуации могут создаваться как в рамках одной темы, так и на межтематической основе.

Правильно смоделированные учебно-речевые ситуации способствуют повышению интереса к иностранному языку, помогают вовлечь учащихся в иноязычную речевую деятельность, повышают эффективность урока.

Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.

Психологические исследования показали, что в период с 5 по 11 класс, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий.  Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но и более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой ведущей деятельности является ролевая игра. В младшем школьном возрасте, т.е. в 7 – 11 лет, ведущей деятельностью становится учение.  У подростков в 11 -15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебной деятельности.  Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15 – 18 лет становятся учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения.

Такая возрастная периодизация не является установленной, так как переход к обучению школьников с шестилетнего возраста вносит изменения в содержание ведущей деятельности, сдвигает границы периодов развития учащихся. Переход от одной ведущей деятельности к другой происходит в форме взаимодействия старых и новых способов в поведении.  Игра, как одна из форм отражения ведущей деятельности, может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности. Следует отметить, что в организации учебного игрового общения важным является создание условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось бы не присоединение реплик, а взаимодействие партнеров, поскольку общение – это взаимодействие участников.

Одной из форм игрового общения, апробированной в эксперименте, была сюжетная ролевая игра. Наблюдения показали, что возрастные особенности пятиклассников позволяли использовать ее разные варианты. Одним из вариантов была ролевая игра с предметом. Для организации такой игры школьникам предлагались обстоятельства воображаемой деятельности, распределялись роли, уточнялись мотивы, цели для каждого участника, достигаемый сообща результат. На одном из уроков пятиклассникам был предложен следующий сюжет: «Твой младший брат-дошкольник с нетерпением ждет, когда пойдет в школу.  Особенно ему нравится твой портфель, в котором так много интересного. Покажи ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями. Вот пример одного из диалогов:

- Please, show me your school bag, Sasha.

- Here you are.

- May I open it?

- Yes, you may. You may take the books out.

- Oh, thank you. And what’s that?

- It’s my pencil-box. Open it, please. Look! There are pens, pencils…

- I think it’s very interesting to go to school. I want to become a pupil very much.

Участники ролевой игры не только обменивались репликами, но и действовали с реальными предметами. Темы речевого общения включали разговор о членах семьи, о профессиях, о режиме дня, об одежде и т.д.

Наблюдения показывали, что пятиклассники еще сохранили некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Способность играть выражалась в том, что ученики пятых классов охотно принимали воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволило применить на уроке сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании  некоторых вопросов о погоде, природных явлениях, временах года использовалась ролевая игра  по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задавали «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешали им войти. Участники игры не только охотно принимали предлагаемый им сюжет, но и с интересом меняли походку, жесты, тембр голоса.

Ролевые игры и задания – эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их деятельности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознано усвоить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры развивают и совершенствуют  у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят желания общаться на иностранном языке, не только на уроке, но и во внеурочное время, Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка. Так, помимо учебных целей ролевые игры помогают решать воспитательные задачи. Уроки с применением ролевых игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Учебно-методическое пособие "Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков"

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей иностранных языков. Материал данного пособия содержит информацию о значении ролевых игр на уроках иностанных языков, а также примеры лексических,...

сюжетно-ролевые игры в процессе обучения английскому языку

Для активизации учебного процесса широкие возможности дает использование сюжетно-ролевых игр на уроке. В статье описываются различные сюжетно-ролевые игры, цели их применения. Даны несколько примеров ...

Нейро-лингвистическое программирование и ролевые игры в системе обучения английскому языку

В данной статье я рассказываю об основных методах, используемых мною, в обучении английскому языку....

Игра в процессе обучения иностранному языку.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания ино­ст­ранных языков является организация обучения детей разных возрастов с по­мо­щью игр.Именно об это пойдет речь в данной статье....

Игры в процессе обучения иностранному языку

Дети любят играть. Использование игровых моментов помогает лучше усвоить материал, особенно, если он не из лёгких....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....