"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
материал по английскому языку по теме

Арзуманян Ануш Арнодиковна

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственной личности на уроках иностранного языка.

Сегодня на новом этапе развития социума возникает необходимость в теоретическом и методологическом переосмыслении духовно-нравственного воспитания. Все это связано с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, не заметно потеряли свою важность. Возникает необходимость воспитания такой личности, которая способна не только потреблять, но и созидать

  Воспитание нравственной личности  школьника происходит главным образом и прежде всего на уроках. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Сегодня государственный стандарт общего образования предъявляет достаточно высокие требования к образовательным учреждениям. Все эти требования объеденные единой целью: выпускник- личность, имеющая не только знания, но и умение их правильно применять, другими словами выпускник школы должен быть компетентным.

 Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

Особое место в данном вопросе занимает такой предмет, как иностранный язык, так как формы организации учебного процесса и тематическое содержание помогают соотнести свои собственные взгляды с нормами общественной морали.

Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К примеру при изучении цикла о традициях и обычаях Великобритании мы изучаем не только культурные традиции и обычаи, но способы общения носителей языка. На вводном уроке в этот цикл можно организовать просмотр фильма на языке о традициях и обычаях страны изучаемого языка, просмотреть новый лексический материал. Следующий урок посвящен закреплению лексики и нового информационного материала. На последующих уроках берутся наиболее известные традиции и обычаи страны. А далее можно рассмотреть традиции и обычаи своей страны в сравнении с английскими, выделить особенности, факты которые нравятся или не нравятся учащимся. Затем сделать сравнение традиций и своей страны, страны изучаемого языка и своей малой родины. Для подачи этого материала мы использовали интервью знаменитостей, которые интересны детям, об их любимых праздниках, обычаях и традициях на языке. Следующим шагом для учащихся становится написание письма или видео послания своему кумиру о традициях и обычаях своей малой родины. Такие задания не только повышают интерес к изучаемому предмету, но и позволяют учащимся на практике использовать язык.

 Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач.  Оно  развивает способности и  воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память. Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической, духовной и художественной литературы. Существует так же иной способ, воспитания средствами иностранного языка, а именно: использование поэзии на уроках иностранного языка. Это способствует развитию основных коммуникативных умений – чтения, аудирования, говорения, причём последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение.

 Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует так же знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого.

        Большинство тем иностранного языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания.

Каждый урок английского языка по-своему уникален. Уроки английского языка по своему содержанию могут быть самыми разными. Если один урок посвящен грамматике английского языка, то другой - его лексике, на одном отрабатываются навыки аудирования и чтения, на другом говорения и письма, на одном изучается новый материал, на другом повторяется старый. Это зависит от цели урока, которую ставит перед собой учитель и от данной учебной ситуации.

 Однако есть некоторые законы, которым подчиняется любой урок, независимо от его цели и содержания.

 Установлено, что учащиеся, которые заинтересованы в теме урока, активно вовлечены в обучение и получают удовольствие от происходящего, добиваются больших успехов и за более короткий период, чем те, которые учатся «из-под палки». Как провести урок английского языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для студентов? Известный британский методист, Джереми Хармер считает, что есть три слагаемых успешного урока английского языка, и они звучат так:

 Engage Study Activate

 Первый элемент Engage можно перевести как «вовлекай». Смысл этого элемента в том, что учащийся на уроке должен быть активно вовлечен в процесс и ему этот процесс должен нравиться. Урок - это активное взаимодействие учителя и учащихся, а так же учащихся друг с другом.

 Как поддержать интерес учащихся в течение урока? Во-первых, разнообразные упражнения, материалы и способы взаимодействия учащихся на уроке. Если все время делать одно и то же на уроках, учащиеся выключаются из процесса. Во-вторых, учителя планируют свои уроки, исходя из конкретных нужд учащихся. Даже в течение занятия учитель может скорректировать план, если видит необходимость для этого. Подобно тому, как мы прекратим движение по дороге, если видим, что ее завалило камнями, учитель постарается побыстрее свернуть тему, которая неожиданно оказалась неинтересной учащимся или остановиться подробнее на материале, требующем дополнительного закрепления.

 Второй элемент Study говорит о том, что развлечения развлечениями, но на уроке английского языка должно быть место обучению. Неважно, какому материалу посвящен урок, но по его окончании учащиеся должны знать или уметь что-то, чего не знали или не умели до его начала.

 Третий элемент Activate предполагает использование изученного материала в упражнениях, которые воссоздают реальные жизненные ситуации на английском языке. Просто понять грамматику и выучить лексику недостаточно для того, чтобы освоить английский язык. В конечном итоге всем хочется уметь его применить, причем применить не только то, что изучено здесь и сейчас, а весь материал, который изучен к настоящему моменту. На этой стадии учитель может провести анализ, насколько хорошо прогрессирует группа и скорректировать последующие занятия с учетом результатов этого анализа.

 Присутствие всех трех элементов на уроке английского языка делает его наиболее эффективным и создает ситуацию успеха, что мотивирует учащихся к освоению все большим количеством слов и грамматических конструкций!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

В данной статье показана работа учителя по духовно-нравственному воспитанию уч-ся на уроках английского языка...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...

«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.

Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.     В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»

 Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к наше...