Реализация компетентностного подхода в обучении: технология коллективной деятельности
статья по английскому языку по теме

Аникеенко Наталья Николаевна

В данной статье рассматривается технология коллективной деятельности на уроках английского языка с точки зрения ее практической значимости в деле формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Автор дает теоретическое обоснование данной проблеме и делится опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_kompetentnostnogo_podkhoda_v_obuchenii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация компетентностного подхода в обучении:

технология коллективной деятельности

В современной методике преподавания компетентностный подход рассматривается как один из наиболее значимых при обучении в школе и направлен на формирование у учащихся совокупности компетенций. В связи с этим  компетенция понимается как следствие саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта, который помогает формировать способности действовать в незнакомой жизненной ситуации. Иными словами, компетентностный подход в обучении – это формирование у учащихся знаний, умений и навыков, которые призваны способствовать развитию познавательной, коммуникативной, личностной активности школьников так, чтобы они могли свободно ориентироваться в жизненном пространстве вообще и в профессионально значимой сфере в частности.

Образовательная область «Иностранный язык» ставит своей основной целью формирование коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Речевая компетенция – коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках определенной тематики:     

  • Повседневная жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки
  • Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села
  • Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми
  • Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни
  • Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения
  • Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка
  • Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села,  достопримечательности.
  • Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей
  • Природа и проблемы экологии
  • Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка
  • Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры
  • Современный мир профессий, рынок труда
  • Возможности продолжения образования в высшей школе
  • Планы на будущее, проблема выбора профессии
  • Роль владения иностранными языками в современном мире
  • Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы
  • Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия
  • Новые информационные технологии
  • Праздники и знаменательные даты в различных странах

Языковая компетенция – умения правильно оформлять свою речь с точки зрения графики, орфографии, использования лексических единиц и грамматических структур в соответствии с ситуацией общения.

Социокультурная компетенция – знания об элементах социокультурного наследия англоговорящих стран и России, умения представлять свою страну, город, местность на иностранном языке.

Компенсаторная компетенция – умения в процессе общения выходить  из затруднительного положения, вызванного нехваткой  языковых средств  при помощью парафраза, синонимичных конструкций, жестов и т.п. (при разыгрывании  ролевых ситуаций, дискуссий, конференций и пр.).

Учебно-познавательная компетенция – умения самостоятельно изучать иностранный язык доступными способами, в том числе пользуясь современными  технологиями (выполняя проекты, презентации, подбирая материал в Интернете и т.д.).

Реализовывать компетентностный подход в обучении можно как на уроках, так и во внеурочной деятельности: на факультативах, на элективных курсах, в процессе участия в языковых олимпиадах, конкурсах, конференциях. При этом использование разных технологий и методик позволяет делать этот процесс более эффективным.

Одна из технологий, которая способствует оптимальному достижению результата при формировании иноязычной коммуникативной компетенции  учащихся  - это технология коллективной деятельности.

Справедливо сформировалось понятие, что развитие коллективных отношений учащихся в учебном процессе – одно из важных условий  его эффективности,  которое несёт огромную развивающую функцию и способствует повышению активности познавательной деятельности.

По определению исследователя Г.К. Селевко, коллективным способом обучения  является «такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в "динамических парах"  или группах, с постоянным или со сменным составом, когда каждый учит другого». Технология коллективной деятельности, которая продуктивна по своей сути,  призвана выполнять следующие задачи:

  • усвоение ЗУН, своевременную их коррекцию;
  • проверку каждого ученика по каждой изучаемой теме;
  • формирование самостоятельности;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • воспитание общечеловеческих качеств личности.

Иными словами, функции данной технологии  в процессе обучения разноплановы:

  • информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;
  • контактная — готовность к приему и передаче информации;
  • координационная — согласование действий и организация взаимодействия;
  • перцептивная — восприятие и понимание друг друга;
  • воспитательная— изменение личностных качеств участников деятельности.

Для технологии коллективной деятельности характерны такие принципы как завершенность, непрерывность и безотлагательность передачи полученных знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь между учениками, разделение труда и персональная ответственность, разноуровневость участников педагогического процесса, обучение по способностям индивида, возможность и одновременно необходимость быть обучаемым и обучающим.

В качестве приёмов технологии выделяют следующие:

  • образование пар и групп постоянного и сменного состава;
  • взаимотренаж;
  • взаимообмен заданиями;
  • взаимо- и самооценка;
  • взаимо- и самоконтроль.

Работая в школе не первый год, данную технологию использую достаточно часто. На уроке организую учащихся для работы в парах или группах, в зависимости от поставленных задач и с учетом возрастных особенностей. Очевидно, что групповая работа наиболее эффективно проходит в среднем и старшем звене, в то время как у учащихся начальной школы наибольший интерес вызывает работа в парах.

Применяю данную технологию в процессе обучения разнопланово:

  • в процессе изучения лексического и грамматического материала на разных этапах;
  • на уроках совершенствования навыков аудирования;
  • на уроках совершенствования навыков говорения: уроки-дискуссии, дебаты, конференции, ролевые диалоги и игры;
  • на уроках-консультациях;
  • на уроках-проектах: защита презентаций, творческих работ;
  • на уроках развития творческих способностей учащихся: языковые викторины и другие игровые формы;
  • во внеурочной деятельности: участие в языковых проектах, конференциях учащихся, конкурсах, ролевых постановках.

При этом урок может сочетать в себе как элементы коллективной деятельности, так и полностью основываться на данных формах работы (например, урок-проект). В любом случае основная цель – это решение определенной коммуникативной задачи посредством иностранного языка.

Достоинства коллективной организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Это и  мотивация к овладению новыми знаниями, и  совершенствование навыков самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, и активизация речемыслительных процессов, и  практическая значимость в смысле применения учебных межпредметных связей  и  жизненного опыта, и воспитание положительных качеств личности посредством коллективной деятельности. Важно, что работа в парах или группах, как правило, направлена  в зону ближайшего развития ребенка, что позволяет создавать ситуацию успеха на уроке.

Стараюсь формировать пары или группы разными способами, в зависимости от поставленной учебной задачи:

1)по способностям учащихся гомогенные;

2) по способностям учащихся гетерогенные;

3)произвольные по желанию учеников;

4) по владению прикладными навыками (например, умение подготовить мультимедийную презентацию, умение оформить материал художественно, умение излагать информацию артистично и т.п.);

5)по типу партнерства: постоянные и сменные;

6)по месту выполнения учебной задачи: в классе и дома.

Эти формы организации учебного процесса позволяют одновременно реализовывать и принципы дифференцированного подхода, учитывая индивидуальные возможности и способности всех участников.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Во-первых, прежде чем добиться положительных результатов, учащихся нужно обучить такому виду работы. Не всегда это получается быстро и качественно. Во-вторых, в 8-9 классах ученикам иногда приходиться преодолевать чувство «неудовлетворенности партнером» в силу психологических особенностей данного возраста, что негативно может отражаться на результате совместной работы. В-третьих, домашние групповые задания могут вызвать затруднения в случае, если ученики в целом, как коллектив, не дружны и инертны.

Однако необходимо заметить, что систематическое применение технологии коллективной деятельности в процессе обучения позволяет преодолеть такие затруднения и способствует достижению положительных результатов. Деятельность учащихся становится практико-значимой, активизируется творческий потенциал каждого участника при решении соответствующих поставленных задач и, что всегда актуально, естественным образом, т.е. ходом занятия, поддерживается здоровьесберегающий компонент учебного процесса.

Библиографические ссылки

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностный подход: от идеи к образовательной программе //Педагогика. 2003, №10.

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки

выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по английскому языку 2013.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"

Методические приёмы формирующие критическое мышление:Ø кластерØ мозговой штурмØ синквейнØ «знаем /хотим узнать / узнали»Ø учимся вместеØ ажурная пилаØ зигзагØ инсертØ 5-“w”Ø Бриллиант...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Представление собственного педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочной деятельности."

Представление педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочное время"...