Ролевая игра как средство мотивации на уроках иностранного языка в средней школе.
методическая разработка по английскому языку по теме

Значение игры в обучении английскому языку отмечается всеми ведущими педагогами и психологами. Особенно трудно переоценить применение ролевой игры в процессе развития универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlova.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

М.Н.ПАВЛОВА

ГБОУ СОШ 579

Мотив  это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебной. Являясь внутренней психологической характеристикой личности, мотивация выражается во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру и к различным видам деятельности. Изучение мотивации к учебной деятельности представляет собой, по существу, ключевую психолого-педагогическую задачу. Учебная мотивация является сложной системой, образуемой мотивами, целями, реакцией на неудачу, настойчивостью, установками обучающихся.

В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Его изучение, как любая интеллектуальная деятельность, должно быть высоко мотивированным. Основными источниками создания мотивации к изучению иностранного языка являются: целевая мотивация, мотивация успеха, страноведческая мотивация, эстетическая мотивация, инструментальная мотивация.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Важным является приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Поэтому необходимо формировать межкультурную компетенцию. Технологиями обучения для поддержания устойчивого интереса к изучению иностранного языка являются: личностно-ориентированное обучение, метод проектов, технология сотрудничества, игровые технологии, технология коммуникативного обучения.

На формирование мотивации на уроках иностранного языка влияет ряд условий: уровень новизны, который сохраняет интерес к повторяющимся заданиям; степень сложности задания, его соответствие способностям обучающихся; наличие возможности для проявления обучающимися самостоятельности; время, данное на подготовку задания, так как его недостаток приводит к ситуации стресса.

В реальной ситуации потребность общения обусловлена жизнью. В учебном процессе общение также должно служить удовлетворению речевых потребностей говорящего. Тогда оно будет высоко мотивированным. Поскольку содержание обучения иностранному языку очерчивает практически весь объем жизненных ситуаций и проблем, игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык общения. Она исключает монотонность тренировки и обеспечивает активность каждого, появляется интерес.

Ролевая игра включает в себя педагогический, психологический и социальный аспекты. Обучающие возможности игры отмечали многие известные педагоги. Особенность ролевой игры состоит в том, что являясь развлечением, она перерастает в творчество, в моделирование человеческих отношений и проявлений в различных ситуациях. Появляется возможность создания личного пространства для принятия самостоятельных решений  как поступить, что сказать, как решить проблему.

Участие в игре сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил и самоутверждением. Это обостряет мыслительную деятельность, обеспечивает атмосферу увлечения, чувство равенства, ощущение посильности заданий. Обучающиеся стремятся реализовать свое намерение всеми имеющимися в их распоряжении средствами. При этом не надо испытывать страх за ошибку. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий  все это дает возможность преодолеть стеснительность, проявить находчивость и сообразительность, творческую инициативу.

С точки зрения методики существуют такие виды ролевой игры,  как игра контролируемая (необходимые реплики), умеренно контролируемая (общее описание сюжета и описание ролей), свободная (обстоятельства общения), эпизодическая (разыгрывается отдельный эпизод), длительная (серия эпизодов на длительное время).

Для организации общения на уроке иностранного языка на всех этапах обучения используется моделирование ситуаций общения. Обучающиеся выступают в разных социальных ролях. Большие возможности для этого в средней школе. Обучающиеся уже знакомы с большинством разговорных тем, в достаточной степени владеют лексико-грамматическим материалом, обладают необходимым жизненным опытом. При этом предполагается наличие у обучающихся определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в общение, умения взаимодействовать в коллективе. Широко используются различные формы проведения ролевой игры: заочное путешествие, читательская конференция, презентация, круглый стол, интервью, сказка, клуб по интересам и т. д.

При изучении темы «Визит в другой город. Достопримечательности» может быть предложен целый ряд ситуаций для ролевой игры: как добраться, новые друзья, в музее, у кассы, в кафе, вопросы к экскурсоводу, покупка сувениров и подарков. Ролевая игра «Читательская конференция» позволяет мотивировать изучение темы о знаменитых писателях России и стран изучаемого языка. В теме «Путешествие» могут быть использованы следующие ролевые игры: создание рекламы популярных мест, разработка туристических маршрутов, советы путешественнику.

Моделируя ролевую игру, педагоги используют средства наглядности, Это может быть картинка с изображением любой ситуации или мультимедийная презентация. Кроме того, в арсенале педагогических приемов прочное место по-прежнему занимают упражнения типа «прочитайте по ролям», «инсценируйте диалог», поскольку в процессе драматизации происходит более полное осмысление и восприятие текста.

Таким образом, ролевая игра выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, позволяет учитывать возрастные особенности обучаемых и их интересы, способствует реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится обучаемый со своими интересами и потребностями. Правильное использование ролевой игры моделирует ситуации, которые предполагают личностно-ориентированную направленность заданий. Ролевая игра раскрепощает, стимулирует фантазию, раскрывает творческие возможности и свойства личности. Игра ориентирована на создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества. Ролевая игра мотивирует учебную деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда нужно что-либо сказать, предложить, спросить, выяснить, доказать, чем-либо поделиться с собеседником. В результате обучаемые убеждаются в том, что иностранный язык может быть использован как средство общения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка. М.,2000.

2. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений:

    традиции и инновации. М., 2006.

3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках иностранного языка в средней школе

Универсальные Учебные Действия, что дают УУД, виды УУД, их краткая характеристика ( в помощь учителю)...

Обучение диалогу на уроке иностранного языка в средней школе

В статье даны теоретические сведения об обучении диалогу на уроке иностранного языка...

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

       На современном этапе обучения иностранному языку школьников уже не подвергается сомнению необходимость иноязычного обучения в сопоставлении родной  и иноязычной ...

"Игра как средство мотивации к изучению иностранного языка"

Рассматривается игра с точки зрения психологии и педагогики как средство заинтересовать ребенка в изучении иностранного языка....

Ролевые игры и их применение на уроках иностранного языка в средней школе

В настоящее время знание иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Педагоги постоянно ищут...

Мотивация на уроках русского языка в средней школе

В данной статье содержатся конкретные предложения и упражнения по мотивации учащихся к изучению русского языка на уроках в школе....