Использование скороговорок на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Верник Ирина Сергеевна

Значение скороговорок в изучении иностранного языка. Их применение на разных этапах процесса обучения. Примеры использования скороговорок при изучении отдельных звуков. Развитие творческого начала с испоьзованием иностранных скороговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_skorogovorok_na_uroke_angliyskogo_yazyka.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование скороговорок на уроке английского языка

Одной из сложностей, встречающихся детям в изучении предмета английский язык – произношение звуков, отличных от звуков русского языка. Они сложны при восприятии и произношении. Упростить процесс преодоления данной сложности позволяет произношение скороговорки.

Скороговорка - народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Используются для развития чистоты произношения, для обучения в качестве занимательного, игрового материала. [Новый словарь методических терминов и понятий].

Значение скороговорки для развития артикуляционного аппарата трудно переоценить. Они являются отличным инструментом для изучения иностранного языка. Скороговорки помогают быстро выучить алфавит. Кроме того, их можно всегда вспомнить на уроке и организовать весёлую минутку для разрядки и формирования положительного эмоционального настроения. Скороговорки можно использовать:

- в качестве фонетической зарядки,- в качестве релаксационной паузы для снятия напряжения, это настраивает артикуляционный аппарат на иноязычную речь,

- в качестве материала для освоения новой лексики,

- в качестве материала для введения новой темы,

- для поднятия настроения,

- в качестве материала для конкурсов.

Они всегда яркие, интересные, наполненные, эмоционально окрашенные.

Скороговорки мы часто используем при изучении нового звука. При этом он записывается на доске вместе со скороговоркой. Здесь, безусловно, целью изучения четверостишья является отработка навыка произношения нового звука.

Например, звуки, не имеющие аналогий в русском языке:

[W]

  • World wide web
  • Wayne went to Wales to watch walruses.
  • We wonder weather the weather till weather the weather or weather the weather the weather will kill.

 [æ]

  • A big black bug bit a big black bear. A big black bear bit a big black bug.
  • Ann and Andy's anniversary is in April.

[ŋ]

  • Swan swam over the sea. Swim, swan, swim. Swan swam back again. Well swan swam.

Также прибегаем к помощи скороговорок с целью разнообразить учебный процесс или в качестве фонетической зарядки.  

На этапе знакомства с новым материалом при изучении скороговорки для меня важно добиться четкого, быстрого ее произношения. Начинать лучше всего с медленного вдумчивого прочтения, исправить возможные ошибки при произнесении звуков. Узнать у учащегося все ли слова знакомы. Трудные звуки произносить изолированно, затем соответственно слово с этим звуком, словосочетание, предложение. Затем предлагаю ребятам выучить скороговорку наизусть, повторяя её вслух, стараясь каждый раз медленно и чётко артикулировать все звуки и слова полностью. Сначала производим хоровую, затем индивидуальную работу. Лучше всего проговаривать скороговорку медленно и напевно, с постоянным ускорением. Очень важно прослушать каждого ученика.

Имея определенный багаж из нескольких скороговорок, можно разнообразить задания, связанные с ними. Например, устроить соревнования по произнесению скороговорок, раздав предварительно карточки, где написаны различные уже знакомые ребятам скороговорки. Или использовать иллюстрации для того, чтобы учащиеся узнавали знакомые скороговорки и произносили их.  

Как показывает наша практика, увлекательным для ребят занятием становится процесс перевода скороговорок, поскольку изначально скороговорки не предназначены для смысловой передачи, другими словами, не подлежат переводу. Это набор слов с похожими, либо различными звуками, служащих для развития артикуляции. Однако, можно предложить учащимся перевести скороговорку. Это, прежде всего, творческий процесс, который также нацелен на  решение педагогических задач – применение навыка пользования словарем, расширение словарного запаса учащихся, а также смена деятельности на уроке, которая благотворно скажется на процессе обучения. Можно также организовать соревнование на лучший перевод в виде небольшого четверостишья или, возможно, русской скороговорки. Это занятие приносит ребятам непередаваемое удовольствие, развивает фантазию, творческое начало и поднимает настроение на уроке.

Также не менее увлекательным становится процесс сочинения скороговорок сами учащимися. Мы не ставим жестких рамок, чтобы скороговорка звучала рифмой, поэтому ребята, имея достаточный багаж знаний английских звуков, без труда подбирают словосочетания из слов со схожими звучаниями. Наиболее удачные или наиболее понравившиеся ребятам мы учим наизусть.

Скороговорку, несмотря на все ее достоинства, учащиеся воспринимают веселым перерывом между изучением серьезных тем английского языка, что не может не радовать, поскольку они вносят неоценимый вклад в освоение предмета. А также являются психологической разгрузкой на уроке, отвечая требованиям здоровьесберегающих технологий. Применение скороговорок целесообразно на всех этапах изучения иностранного языка, делая процесс его освоения более результативным.  

Для создания статьи использованы материалы:

1.  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

2. Зимняя И.А. «Технология обучения иностранным языкам в школе», М. Просвещение 1991 г.

3. It’s time for English – персональный сайт. Скороговорки на уроках английского языка

http://time4english.ucoz.ru/index/skorogovorki/0-28

4. Белкина Е.В. Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий.

http://festival.1september.ru/articles/597388/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование скороговорок на уроках английского языка

Скороговорки на английском языке можно применять на уроках в качестве фонетической зарядки....

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Использование скороговорок на уроках немецкого языка ( из опыта работы)

Скороговорки  помогают в постановке произношения учащихся. Так же их можно использовать для повышения уровня устного немецкого....

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацие...