Системно-деятельностный подход на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
методическая разработка (английский язык) по теме

Позднякова Людмила Юрьевна

 

 Системно-деятельностный подход  - методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

В данной статье автор делится опытом реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.docx54.95 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода

в обучении английскому языку

“Великая цель образования –

это не знания, а действия”

Герберт Спенсер

 Системно-деятельностный подход  - методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В своей практике я реализую системно-деятельностный подход как на уроках английского языка, так и в работе над проектом  «Медиа-студия».

Необходимость данного проекта возникла в процессе моей педагогической деятельности. С 2003 года я реализую элективный курс «Мастерская школьной журналистики» в 9-х классах, являюсь редактором школьного печатного издания «Перемена». Позже в процесс создания печатного издания были подключены учащиеся 3-11 классов при реализации мной программы дополнительного образования «Редактор печатного СМИ», которая была сертифицирована и разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Являясь учителем английского языка, я привлекала учащихся к написанию различного рода статей на английском языке, что привело к необходимости создания отдельного печатного издания, «The break-times». Использование в процессе деятельности новых информационных технологий привело также к необходимости расширения видов деятельности, в частности, к созданию блогов печатных изданий, а также к созданию школьной медиа студии, которая занимается различными видами деятельности в области медиа, такими как выпуск печатных изданий, создание сайтов и блогов, создание школьной теле видеостудии.

Работая в качестве инновационной площадки ФГОС ООО, в текущем учебном году школа предоставила условия для реализации внеурочной деятельности по данному направлению.

Инновационная направленность проекта «Медиа студия» заключается в том, что проект разработан в соответствии с ФГОС ООО, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Занятие курса «Медиа студия» рационально делится на четко определенные части, которые взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание. Одновременно процессы занятия  организованы таким образом, что   видна работа каждого учащегося, а учащимся  ясен  ход  занятия, его промежуточные и итоговые результаты. Каждая часть занятия  имеет деятельностный характер, что соответствует ФГОС ООО и помогает учащимся действовать на результат, создает комфортную творческую обстановку на занятии. Например, при работе над изданием у учащихся роли распределены таким образом, что процесс напоминает организацию работы над печатным изданием в редакции.  Схематически это выглядит так:

Работа в медиастудии предполагает создание разновозрастных коллективов,  отличительной особенностью которых является освоение и принятие каждым его членом своей социальной роли в данной группе. Старшему положение ведущего обеспечивает больший жизненный опыт, знания, уверенность в своих действиях. Если школьник вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего действует механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития». Для случая, когда ученик во взаимодействие включается как старший, действует механизм «социального взросления». Это позволяет старшему играть роль руководителя или старшего товарища, соратника, сотрудника.

Основной цельюё проекта является создание условий для  развития у обучающихся  практических навыков использования английского языка посредством создания медиа студии, которая будет иметь возможность обмена  информацией между субъектами учебного процесса в режиме реального времени.

   Проект способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Практическая значимость  проекта  «Медиа студия» состоит в том, что учащиеся работают над выпуском школьного периодического издания  “The Break-times” на английском языке в печатном и электронном видах, а также над созданием видеосюжетов о школьной жизни. Курс является практико-ориентированным.  Это актуально в современных условиях, поскольку школа является площадкой реализации ФГОС ООО, основным принципом которых является системно-деятельностный подход. 

Перспективная цель - подготовка учащихся к сотрудничеству с городскими, областными, федеральными и зарубежными школьными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.

Используемые технологии:

  • технология проектного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Материал проекта распределен во времени с учетом достаточности для качественного изучения учащимися материала и получения запланированных результатов. Проектом определена такая последовательность изучения, которая является наиболее «коротким путем» в достижении  поставленных  курсом целей и задач.

Апробация и внедрение  программы внеурочной деятельности осуществлялись в течение  2010-2012  гг. в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы в условиях введения ФГОС. Результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях педагогических советов образовательного учреждения, на заседании городского методического объединения (2012г.).

Партнерами для реализации данного проекта стали учителя информатики, английского языка, русского языка и литературы, истории. Интегрированные занятия по написанию статей (совместно с учителями английского языка), а также представления проектных заданий (совместно с учителем информатики) доказали возможность привлечения педагогов других образовательных областей для реализации данного проекта.

Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического проекта - обучающиеся 5-11 классов. Курс  связан с удовлетворением потребностей учащихся в углубленном изучении английского языка. На наш взгляд, курс  связан с выбором каждым учащимся содержания программы образования в зависимости от его способностей, интересов и жизненных планов. Этот курс компенсируют ограниченные возможности базового курса в удовлетворении различных образовательных потребностей учащихся.  

Курс  обеспечивают более высокий уровень изучения  английского языка для способных школьников, обеспечивает связь между различными предметами (информатика, русский язык, литература, история). Курс ориентирован на учеников, стремящихся прибрести образовательные результаты для успешного продвижения на рынках труда.  Кроме всего прочего он   носит «надпредметный» характер. Он рассчитан на определенные познавательные интересы, выходящие за рамки традиционных предметов, и распространяющиеся на область деятельности человека, которая  входит в круг его интересов.

Оценивая педагогическую целесообразность и возможность введения  данного курса, не следует забывать о таких важнейших задачах, как формирование умений и способов решения важнейших практических задач, продолжение профессионально-ориентационной работы, осознание способов и возможностей реализации определенного жизненного пути.

Так как в электронных вариантах газеты ведется статистика, можно утверждать, что издание привлекает внимание со стороны иностранных школьников.  

Результаты данного проекта следующие:

Ожидаемые результаты

Полученные результаты        

Формы выявления и мониторинга полученных результатов

Предметные УУД

Овладение лексическим запасом в соответствии с темами и рубриками школьного печатного издания на английском языке;

объем полученного тематического вокабуляра составил от 100 до 200 единиц

лексический тест в начале и по окончании курса

Овладение знанием грамматических правил английского языка

уровень владения грамматикой повысился на 10%

грамматический тест в начале и по окончании курса

Овладение умением писать статьи на английском языке;

обучающиеся освоили правила написания статей, эссе и др.

презентация школьного печатного и электронного изданий

Овладение умением брать и обрабатывать интервью на русском и английском языках

учащиеся с готовностью берут интервью у учителей, администрации, учащихся, планируется выход на муниципальный уровень

презентация школьного печатного и электронного изданий, видеоматериалов интервью

Овладение умением создавать блог, сайт

некоторые учащиеся уже имеют собственные блоги, планируется в конце каждого года проводить презентацию собственных блогов

презентация блогов

Овладение умением готовить проектные задания и представлять их в рамках защиты созданного проекта.

учащиеся выступают на конференциях школьного и муниципального уровней

выступление на конференциях

Метапредметные УУД

Регулятивные: 

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Развитие ИКТ-компетенции
  • -Умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в группе.

В процессе внеурочной деятельности учащиеся выполняют оценку собственных работ и работ других обучающихся. При работе с наполнением блога, верстой газеты у учащихся развивается ИКТ компетенция.

Форма организации учебных занятий позволяет учащимся работать в группах, приобретая навыки сотрудничества, так и индивидуально.

Открытые мероприятия, газета и блог “The break-times”

Познавательные: 

  • Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  • Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение;
  • Смысловое чтение.
  • Умение преобразовывать знаки и символы.

При работе со статьями у учащихся вырабатывается умение смыслового чтения.  На занятиях учащиеся приобретают умение делать обобщающие выводы при работе над статьей, учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. При работе с компьютером вырабатывается умение преобразовывать знаки и символы.

Открытые мероприятия, газета и блог “The break-times”

Коммуникативные:

-Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;  владение устной и письменной речью.

- Воспитание уважительного отношения к мнению других.

Разновозрастное обучение в группах позволяет освоение и принятие каждым его членом своей социальной роли в данной группе. Старшему положение ведущего обеспечивает больший жизненный опыт, знания, уверенность в своих действиях.

Если школьник вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего действует механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития». Для случая, когда ученик во взаимодействие включается как старший, действует механизм «социального взросления». Это позволяет старшему играть роль опекуна, руководителя или старшего товарища, соратника, сотрудника.

Открытые мероприятия, газета и блог “The break-times”

                                                Личностные УУД:

- Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -Формирование мировоззренческих понятий.

-Формирование коммуникативной компетенции

-Формирование общекультурной и этнической идентичности

-Осознание возможности самореализации средствами СМИ

- 100% обучающихся успешно использовали поученные знания на научно-практических конференциях, многие учащиеся создали личные блоги, 6 разновозрастных групп работает над процессом создания собственного издания, презентация которых произойдет в конце 2012-13 года

Научно-практические конференции, открытые мероприятия, газета и блог “The break-times”

В будущем планирую продолжить отрабатывать на данном курсе  технологию  WEB.2.0, а именно, создание сайта школьной медиа студии на английском языке.

Кроме этого, проект предполагает углубленное изучение графических редакторов Photoshop, Artweaver, GIMP, PhotoFilmStrip, PixBuilder Studio, текстовых редакторов TextWrangler, ConTEXT, редактора  верстки ADOBE-in design, HTML редакторов Adobe Dreamweaver, Blumentals Webuilder, Komodo Edit, видео редакторов Free 3D Video Maker, AVI Trimmer и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Системно-деятельностный подход  - методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».

Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы  "Праздники в англоговорящих странах" автор...

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»

Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...