Развитие креативности учащихся на уроках иностранного языка посредством различных видов проектов
статья по английскому языку по теме

Ефременко Ирина Юрьевна

Развитие творческих способностей - креативности учажихся является одной из наиболее значимых проблем современной школы, так как воспитание  именно творческой, самодостаточной и целеустремлённой личности является социальным заказам обшества на сегодняшний день. В своей статье я рассказываю о возможнастях проектнойметодики в контексте урока английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие креативности учащихся на уроках иностранного языка посредством различных видов проектов

Главной задачей школы сегодня является подготовка каждого ученика к жизни в условиях современных раночных отношений. Поэтому особое внимание уделяется воспитанию творческой , вариативно мыслящей личности, стремящейся к преобразующей деятельности .

Слово "творчство" происходит от слова "творить", то есть создавать что-то новое и субъективно окрашенное. В связи с этим необходимо строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, учитывая его потребности и личные интересы.

Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения. Использование проектной технологии на уроках иностранного языка позволяет не только реализовать творческий потенциал учащихся, но и организовать целенаправленную деятельность школьников по овладению языком.

Методист О.И.Барменкова утверждает, что в области изучения иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, содержащей в себе некоторую проблему , решение которой четко ориентировано на реальный практический результат , значимый для учащихся и предполагающий по своей сути использование широкого спектра проблемных исследовательских и поисковых методов.

Исходя из доминирующего в проекте метода или вида деятельности , в практике учителей используются следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, ролево-игровые и практико-ориентированные. Следует подчеркнуть, что самым важным в проекте независимо от его типа, является ориентация на учащегося и развитие его креативности и самостоятельности в ходе проектной деятельности.   

 

Ниже мы подробнее рассмотрим сущность каждого вида проектов и выявим его роль в развитии креативности школьников применительно к урокам иностранного языка.

Проекты, предполагающие проведение небольшого исследования и
имеющие структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или
полностью совпадающую с ним, являются
исследовательскими. Такие проекты
требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования
актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения
источников        информации,      продуманных      методов      и      результатов.

Исследовательские проекты нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения и выдвижение гипотез. На уроках иностранного языка данный тип проектов может быть реализован по темам, касающимся изучения отдельного региона или какой-либо страны в целом. Использование краеведческого материала позволяет создать ситуацию новизны, обеспечивающую как устойчивый интерес учащихся к овладению иностранным языком, так и знаниями о своем крае. Такая деятельность несомненно личностно значима для каждого участника проекта, и, следовательно, каждый из них будет работать активно и стремиться проявить свои творческие способности.

Следующий вид проектов - творческие проекты, название которых говорит само за себя. Такие проекты в отличие от исследовательских, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности его участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь интересам участников проекта и принятой группой логике совместной деятельности. Такие проекты дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов, о форме представления которых следует договориться заранее. При использовании данного вида проектов на уроках иностранного языка результатом могут быть

свободное сочинение, сказка, видеофильм, совместная газета, драматизации и так далее.

Информационный проект предполагает перевод процесса познания в деятельность. Такой проект изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Эти проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, которая может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации, способы обработки информации, результат поиска, который может быть оформлен как статья, реферат, доклад и сама презентация. Проектная деятельность учащихся связана с индивидуальными интересами, способностями, стремлениями и потребностями школьников, и, несомненно, предполагает творческий подход. Однако информационный проект часто интегрируется в исследовательский и становится его частью.

В ролеео — игровых проектах так же, как и в творческих, структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли , обусловленные характером и содержанием проекта и особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Работа над ролево-игровым проектом способствует развитию оригинальности мышления и, следовательно, креативности учащихся, так как подготовка действа и его исполнение — это уже и есть творческий процесс, позволяющий увидеть обычные вещи в ином представлении. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проектной работы , а могут проявляться лишь к ее окончанию. Степень творчества учащихся здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево -игровая.

Последний тип проектов , который выделяют на основании доминирующего вида деятельности — это практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы

самих участников и предполагает решение реальных проблем. Например, проект нового закона, создание англо-русского или русско-английского словаря обиходной школьной лексики, дизайн кабинета иностранного языка и другое. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Результаты деятельности должны быть четкими и вносить свой творческий вклад и принимать участие в оформлении конечного продукта должен каждый.

В современной теории и методике преподавания существует еще несколько типологических признаков, по которым выделяют виды проектов. (Приложение 4)

Так, например, по предметно-содержательной области выделяют монопроекты и межпредметные проекты. Монопроекты , как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема лежит в русле собственно предметного знания. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Например, в курсе иностранного языка это разделы , связанные со страноведческой, социальной и исторической тематикой. Монопроект требует четкой структуризации по урокам и обозначения не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики должны предположительно приобрести. Логика работы на каждом уроке по группам и форма презентации, которая выбирается учащимися самостоятельно, должна быть спланирована заранее.

Межпредметные проекты , как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты , затрагивающие два - три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные проекты, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Например, такие проекты как «На рубеже веков», «Культура общения» и другие.

 

По характеру контактов проекты могут быть внутренними (или региональными), которые организуются среди участников одного класса , одной школы, города, региона, одной страны, и международными, когда участниками проекта являются представители разных стран.

По количеству участников можно выделить личностные проекты (между двумя партнерами , находящимися в разных школах , регионах, странах), парные ( между парами участников) и групповые (между группами).

Последний признак, по которому различают проекты - это срок его подготовки. По продолжительности проекты делятся на:

  • краткосрочные , которые обычно проводятся на уроках по отдельному
    предмету, иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины
    для решения небольшой или части более значимой проблемы;
  • средней продолжительности, которые проводятся в течение одного-двух
    месяцев;
  • долгосрочные - до года.  Эти проекты содержат достаточно значимую
    проблему или несколько взаимосвязанных проблем. В этом случае они
    могут представлять собой целостную программу, как бы совокупность
    проектов, решающих одну значимую проблему. Такие    проекты  , как
    правило, проводятся во внеурочное время.

Проанализировав данные признаки и выделенные типы проектов, а также опыт работы учителей школы, мы выяснили, что применение любого вида проектов способствует развитию креативности и оригинальности мышления учащихся. Учитывая тот факт, что на практике чаще всего используются смешанные виды проектов, мы считаем необходимым для достижения цели проектной деятельности учитывать признаки и характерные особенности каждого из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...

Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данный материал дает информацию о видах  проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....

Обобщение опыта на тему: "Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциации"

В работе представлены основные виды работы на уроках русского языка по формированию орфографических навыков, посредством уровневое дифференциации....

Индивидуализация обучения, как условие развития способностей учащихся на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности

ull;Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития  способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и разв...

Доклад на тему "Развитие речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством игровых технологий"

quot;Учись, играя!"- девиз современных и влюбленных в свой предмет педагогов. Скучные и нудные способы преподавания, как известно, вызывают у учащихся только желание отвлечься и заняться более и...

Статья: Развитие креативного мышления на занятиях иностранного языка в БПОУ ОО «МТМСХ»

Креативное мышление – способность анализировать информацию с позицией логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным и нестандар...