Методическая разработка «Освоение младшими школьниками английского языка через игру»
методическая разработка по английскому языку по теме

Никулина Ольга Владимировна

Методическая разработка описывает практический опыт подготовки и проведения урока английского языка для младших школьников с применением игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 2  

г. Будённовск, Ставропольского края

«Освоение младшими  школьниками  английского языка  через игру»

Методическая разработка для учителей МОУ СОШ № 2

Автор:  Никулина Ольга Владимировна,

учитель английского языка

 г. Буденновск 2014 г.

Никулина О.В.  Освоение младшими  школьниками  английского языка  через игру – Буденновск, 2014. – 14  с.

В методической разработке описывается практический опыт подготовки и проведения урока английского языка для младших школьников с применением игровых технологий. Методическая разработка предназначена для учителей  муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа г. Буденновск и рекомендована к использованию в образовательном процессе школы.

Рассмотрено на заседании ПМК преподавателей иностранных языков МОУ СОШ № 2 г. Буденновск  (протокол №      от                  2014).

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….…4
  2. Особенности игровой методики в освоении младшими  школьниками  английского языка…………………………………..……………………6
  3. Сценарий занятия с применением игровой методики  «Освоение младшими школьниками  английского языка»………………………...9
  4. Заключение………………………………………………………………13
  5. Список использованных источников…………………………………..14

Введение.

   

       В настоящее время основное внимание обращено на развитие личности ребенка, а не на овладение им предметных знаний. Главное, насколько  изменилась личность ребенка в процессе образования, умеет ли он применить полученные знания в реальной жизни, а не то, сколько знаний он приобрел.

 В связи с этим и возникает необходимость  совершенствовать методику проведения урока с учетом требований   федерального  государственного  образовательного стандарта (далее - ФГОС).

 Начальное образование всегда считалось основной базой образовательного процесса. Сравнить данный факт можно с ростком, посаженным в почву. От того насколько бережно и профессионально поступит  учитель  на начальном этапе, зависит какая личность вырастет. Учитель на начальном уровне образования должен привить навыки и умения  самообразования ребенка,   сформировать  мотивацию к получению знаний.

Россия большая и многонациональная страна, в которой проживает множество народов, имеющих свой язык и свою культуру. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать программы с учетом  модели полилингвального обучения.

 Полилингвизм- использование нескольких языков (личность одинаково свободно использует несколько языков).

Для всех уже не секрет, что чем раньше ребенок начинает осваивать английский язык, тем легче ему это дается.  Ребенок  воспринимает изучение  языка  не как обязанность, а как игру. А все потому, что ведущей психологической деятельностью возраста 5-9 лет является  игровая  деятельность, которая опирается на эмоциональную составляющую. Что и говорит об актуальности данной темы.

 Не смотря на то, что на данную тему написано много методических разработок и статей,  целью моей работы является  рассмотрение игры на занятиях английского языка с учетом требований ФГОС.

Взглянув на «игру» и «игровую деятельность» с точки зрения психологии мы можем сказать, что обучение через игру – это имитационное научение. Имитационное научение характерно тем, что способствует расширению и обогащению врожденных форм поведения путем использования чужого опыта (особенно в процессе игры). Практически с первых дней жизни дети копируют поведение окружающих, общаясь с ними. На первом этапе ребенок копирует наглядный пример. Первые слова дети повторяют за окружающими и так расширяют свой словарный запас. Использование игры на уроках английского языка в начальной школе помогает продолжать данный процесс наиболее комфортным  способом.

В данной работе представим обобщенный опыт учителя. Мы рассмотрим особенности игровой методики в освоении младшими  школьниками  английского языка, также  предоставим  сценарий занятия  с применением игры «Освоение младшими школьниками  английского языка».

2. Особенности игровой методики в освоении младшими  школьниками  английского языка.

 Мир не стоит на месте, и человеку, чтобы чувствовать себя наиболее комфортно,  необходимо развиваться. Английский язык прочно входит в повседневную жизнь. Знание языка необходимо не только для специалистов определенных профессий, но и для всего населения.  Освоение неродного (английского) языка легче всего протекает на ранних стадиях обучения, в частности в начальной школе.  Поэтому основной целью в обучении иностранному (английскому) языку ставится стимулирование мотивации  учения, повышение у младших  школьников интереса  к изучению языка и желание наиболее качественно выполнить поставленные задачи. Для выполнения этого  наиболее подходит игровая методика. Что же такое игра?

Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.  Также термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.  Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).

Рассмотрев данное понятие, мы приходим к выводу, что игра это не развлечение, а скорее наоборот сложный кропотливый труд   ребенка, учителя, родителя, направленный на отработку ситуаций или знаний, которые обязательно пригодятся в будущем.

Для достижения устойчивого результата развития личности младшего школьника подходит игровой  метод преподавания иностранного (английского) языка.

Дети не только могут играть в дидактические игры, предложенные учителем, но и самостоятельно придумывать игру и правила этой игры. Детям интересно не только играть, но и быть авторами игры.

 Структура игры подразделяется на следующие элементы: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. В процесс игры входят  игровые действия, использование предметов в игре, то есть замещение реальных предметов игровыми (условными), создающими реальные отношения между играющими.

Рассмотрим становление игры по Д.Б. Эльконину,  ее отдельных компонентов и уровни развития, характерные для детей данного возраста.  В каждой игре имеются свои условия – предметы, игрушки и, конечно же, участвующие в ней дети.  На первый план выходит сюжет – та сфера деятельности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен узким кругом общения (дом). Со временем расширяется не только сюжет игры, но и возможные ситуации, разыгрываемые в игре (двор, сад, школа). Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становиться более устойчивой и  длительной. Она становится более обучающей, чем ранее.  В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует  становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.              

Что же помогает в освоение неродного (английского) языка  младшим школьникам?   Через игру младший школьник  развивает  фонематический слух, расширяет лексический запас, усваивает грамматические единицы, так как во время игры младший школьник может многократно повторять необходимые лексические, фонетические  или грамматические единицы иностранного (английского) языка. Игра, является наиболее подходящим методом для работы над изучением иностранного (английского) языка учащимися начальной школы.  Обучая ребенка, мы опираемся на  бессознательное, ассоциативное восприятия языка ребенком.  В первую очередь, когда мы вовлекаем детей в игру для изучения иностранного (английского ) языка,  мы прививаем интерес к новому языку, чем и определяем основную мотивацию для его изучения.  Залогом успеха применения игрового метода в освоение младшими школьниками неродного (английского) языка является умение учителя завлечь ребенка в игровую деятельность, создать  благоприятную атмосферу в данной деятельности, чтобы ребенку было не только легко, но и интересно воспринимать новый материал, примеряя роли наблюдателя и  создателя  игры.

  Помимо этого в кабинете, где проходят занятия по освоению иностранного языка, атмосфера должна способствовать наиболее комфортному  образовательному процессу. Этому служит расстановка парт, желательно «параллельно».   При такой расстановке в кабинете легче проводить подвижные и  диалоговые игры, что способствует наиболее легкому заучиванию материала.

Исходя из рассмотренного ранее, мы можем сказать, что игра – наиболее благоприятный метод для обучения младших школьников иностранному (английскому) языку в условиях введения ФГОС.

3.Сценарий занятия  с применением игровой методики  «Освоение младшими школьниками, английского языка».

Цель:  Показать особенности игрового метода на уроках английского языка в начальной школе.

Задачи:

Развивать умения и навыки устной речи:

  • ознакомить с новой лексикой;
  • учить вести диалог по теме.

Развивать умения в чтении:

  • учить соотносить звуковой и графический образ слова;
  • учить выразительно, читать вслух небольшие тексты.

Воспитательная цель: объяснить, что одеваться нужно по погоде.

Оборудование: учебник,  игрушки, карточки.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: учащиеся имеют желание учиться; понимают значение знаний для человека и принимают его; осознают роль языка и речи в жизни людей; выражают свои эмоции по поводу услышанного; примеряют на себя роль социально активной, мобильной, толерантной и адаптивной личности; оценивают свои поступки.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; при выполнении действий ориентируются на правило контроля и успешно используют его в процессе выполнения упражнений.

Познавательные: ориентируются в учебнике; выделяют необходимую информацию из аудиотекстов; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; сопоставляют результаты работы одноклассников.

Коммуникативные: на слух воспринимают информацию из текста и выражают своё понимание в требуемой форме; ведут диалог; читают вслух тексты, соблюдая нужную интонацию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задают вопросы и отвечают на них; строят в коммуникации понятные для партнера высказывания.

Прием:  учебно-познавательная игра;

3 класс.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Приветствие

T: Good morning, my dear friends!

CH: Good morning, Teacher!

T: Glad to see you. Sit down, please in your place..

What is the season today?

CH: Today is …….

What is the weather like today? 

CH: It’s ……….

T: What day is it today?

CH: Today is the ……..

2. Проверка усвоенного ранее лексического материала:

Игровое упражнение № 1. «Графический диктант».  Адаптированный вариант этой работы на уроках английского языка  очень нравиться детям и позволяет в непринужденной форме отработать такие лексические единицы как «up» , «down», «point», «left», «right»,   «stick»,  «one»,  «two», «three» (числительные), а так же пространственно-образное мышление.

Ход игры: Детям раздаются листочки в клеточку, на которых заранее отмечена «точка» от которой будет вестись работа.

Подписываем работу, Пишем число. И находим отправную точку. (повторяем слава  «up» , «down»,  «point», «left», «right»,   «stick»,  «one»,  «two», «three» (числительные)   –фронтальный опрос). Приступаем к работе.

T:  one stick in  up;

T:  one stick in  right;

И т.д.

(на последующих уроках задание дается одному ребенку:  подготовить свой графический диктант и провести его)

3. Определение темы урока.

T:  Ребята, когда вы с мамой хотите приготовить какое -либо блюдо, что вы делаете в первую очередь?

CH: Проверяем наличие необходимых продуктов в холодильнике.

T:  Вот вы открыли холодильник и не увидели там тех продуктов, которые нужны, что вы будете делать?

CH: Пойдем в магазин за нужными продуктами.

T: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

CH: «Поход в магазин».

4. Повторение ранее изученного лексического материала:

«Игра- поле чудес».

Цель игры - повторение изученных лексических единиц по теме.  На доске написаны слова по теме с пропущенными буквами, ребята выходят по цепочке и вставляют недостающие  буквы.

На доске: (E_gs,   mi_k,   j_ice,   ca_e,    h_m,    b_tt_r,     ch__se,     s_eets,    f_sh,   bre_d, c_rn,     ap_le,     ca_b_ge,     n_t,     ca_rot,    to_ato,    p_t_to,    ho_ey.)

5. Изучение новой темы.

«Игра в магазин».  Цель данной игры заключается в отработке лексических единиц по теме,  грамматической единицы «Give me a ….»  через диалог.

Описание работы. Парты напротив друг друга: 1-й ряд- покупатели, 2-й ряд- продавцы. Продавцам раздаются продукты (наглядный материал).

Т:  Давайте поиграем в магазин. Вызывается первый покупатель, ему дается задание купить какой либо продукт (диалог предлагается вести на английском языке). Возникает проблема.

Т: Ребята, а почему у нас не получается?

СН: Так мы не знаем, как по английский будет «Дайте мне!»

Т: Молодцы ребята, на доске написана фраза « Give me a\an…..» (повторяем фразу хором, потом по цепочке каждый) после приступаем к игре.

Каждый из учащихся проходит роль и покупателя, и продавца!!!

Рефлексия: Учитель внимательно следит за ходом игры. Данная форма работы позволяет учителю отследить ошибки и неточности в речи учащихся и разъяснить их.

6. Подведение Итогов.

Т: Look please at the blackboard! Посмотрите на доску и запишите домашнее задание в дневники. Lesson  is over. Good by!

Заключение.

 Рассмотрев все вопросы по данной теме, мы может сделать вывод, что игровая методика является очень эффективным методом обучения иностранному (английскому) языку на начальном этапе, так  как за основу  взята такая возрастная психологическая особенность младших школьников, как игровая деятельность.  Данная методика настолько универсальна, что может применяться на любом этапе занятия по изучению иностранного (английского) языка (организационном, основном и заключительном).  И в любом случае будет эффективна в достижении поставленных целей. Игровая методика может быть представлена в различных  видах: сюжетно-ролевая (различные ситуации, диалоги); интеллектуальная  (упражнения в игровой форме).

Учитель, грамотно использующий игровую методику  на своих занятиях,  создает атмосферу открытости и сотрудничества, что позволяет с наибольшей эффективностью достичь  поставленных целей и задач в изучении иностранного (английского) языка младшими школьниками.

Список.

  1. http://oneyear.ru/2012/12/05/igry-na-urokax-anglijskogo-yazyka/
  2. http://english-globe.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=24&id=96&Itemid=117
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E3%F0%E0
  4. http://topref.ru/referat/125638.html
  5. http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/
  6. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием\Enjoy English: Учебник для  3 кл. общеобраз. Учрежд. – Обинск: Титул, 2010. – 144 с.:ил.
  7.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений 2-е изд. – М.:ТЦ Сфера, 2088.-464с.
  8. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…» Психологический практикум – г.Дубна, Издательский центр «Феникс»,1996,-160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Освоение ручных швов на основе поделок-игрушек»

Цель: помощь в подготовке разработок  для учителя технологии, учителя дополнительного обучения.Поделки для учащихся 4-6 классов....

Методическая разработка "Освоение тональностей на уроках сольфеджио"

Продолжение методического сообщения "Начальный этап обучения на уроках сольфеджио" -- начало освоения лада и подготовка к пению по нотам.  Формы работы. "Сказка про лад"....

Методическая разработка "Освоение алгоритма на уроках русского языка в 5 классе (формирование знаково-символических УУД)"

Для решения учебных задач на уроках русского языка можно использовать алгоритм. Алгоритм  относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Л. А. ...

Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы»

Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано....

Методическая разработка "Освоение техники передачи и ведения мяча"

План – конспект урока по физической культуре в 5 классе.Задачи: Освоение техники передачи и ведения мяча.Воспитание чувства ответственностиЗакрепление интереса к занятиям по физической культуре....

Методическая разработка «Освоение величин в дошкольном возрасте, как условие познания окружающего мира»

Данная методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в своей работе по самообразованию, в работе я постаралась выявить и обосновать роль измерительной деятельности в фо...

Методическая разработка: ОСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РУКОПАШНОГО БОЯ.

КОНСПЕКТ УРОКА для учащихся 8б класса школы № 544 Тема: Освоение и закрепление элементов рукопашного боя. Связка: удар правой рукой в голову, защита от него блок-захватом левой руки и контратака:...