Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Реализация системно-леятельностного подхода  на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kovaleva_l.v._statya_2.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода

 на уроке  английского языка

Л.В. Ковалева

В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегрированный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера. В процессе обучения иностранным языкам решаются не только задачи практического владения языком, но и тесно связанные  с ними воспитательные и общеобразовательные задачи. Приоритетной целью учителя английского языка в условиях модернизации общего образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а так же формирование у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии. Практика показывает, что коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку является эффективным в средней общеобразовательной школе. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения.

Этапы урока  в рамках системно-деятельностного подхода на примере урока английского языка в  5 классе:

Учебная ситуация: «Спорт и игры».

УМК «Английский язык - V»  И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева, для школ с углубленным изучением английского языка

Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.

Цели: Развивать коммуникативные умения и навыки. Формировать собственное, независимое мнение и проявлять уважение к мнению других.

Задачи:

Формирование коммуникативной компетенции – функциональное использование базовых коммуникативных навыков (развитие навыков поисково-информативного чтения,  развитие навыков монологической речи с опорой на схему).

Формирование социокультурной компетенции – расширение объема знаний об олимпийских играх, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты в области спорта.

Формирование  учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих использовать приобретенные знания в межпредметной коммуникации.

Этапы урока:

 1. Приветствие   - 1 мин.

How are you?

Do you like the weather today? You look wonderful today. Have you done morning exercises this morning? What should you do to look great? etc.

Самоопределение к деятельности 

     На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, происходит активизация учащихся для того, чтобы вызвать интерес, способствовать тому, чтобы они начали вспоминать информацию, обсуждавшуюся на предыдущих роках в рамках темы «Sport and Games».

  1.   2. Речевая зарядка (работа в группах) – 3 мин.

Let’s start from practice of the words. What sport words do you know?  (учащиеся называют изученные слова по теме).

Let’s work in groups. Make some sentences with sport words: to train, a coach, to punish и т.п. (каждый учащийся группы повторяет предыдущее предложение, затем добавляет свое с данным словом. Последний ученик из группы проговаривает все предложения)

Постановка учебной задачи. 

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

  1. 3. Активизация лексики (выбери спорт, покажи, расскажи) – 5 мин.

Choose the word, show the kind of sport, ask your classmates what sport is it and tell the class about this sport (учащимся предлагается выбрать карточку, где написаны названия видов спорта, показать движениями этот вид спорта классу, попросить угадать, а затем рассказать об этом спорте)

4. Целеполагание – 1 мин.

What are we going to speak about? (учащиеся формулируют тему урока) What should we do to speak well about sport? (учащиеся выбирают виды деятельности  для достижения цели урока)

1) Practice words 2) Make up dialogues about sport 3) Listen to the text and do exercises 4) Learn new words and grammar rules 5) Read 6) Speak 7) Do the test 8) Draw pictures 9) Play games

5. Изучение новой лексики с использованием упражнений учебника – 7 мин.

Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания, применяя новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

  1. Физкультминутка – 2 мин. (проводится одним из учащихся)

  1. Аудирование – 5 мин.

(учащиеся слушают тест, узнают на слух новые слова и отвечаем на вопросы по его содержанию)

Let’s listen to the text and answer some questions

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

  1. Чтение текста об Олимпийских Играх – 2 мин.

(в тексте встречаются вновь изученные слова)

Read the text

OLYMPIC GAMES

At the end of the 19th century a Frenchman called Baron Pierre de Coubertin decided to try to revive the Olympic Games. At that time, Europe was divided by wars. Coubertin thought that the Olympic Games could help to keep peace. He described the Olympic spirit in the following words: “The important thing is not winning, but taking part”.

At first, nobody was interested his idea. But Coubertin formed the International Olympic Committee and on 5th April 1896 the Olympic Games began again.

In 1913, Coubertin founded an emblem of five rings. They became the symbol of the Olympic Games. These five rings represent five parts of the world: Europe, America, Australia, Africa and Asia.

Since then the Olympic Games have become the most important sports event in the world. They are held once every 4 years. The greatest wish for all the sportsmen is to win a medal, or simply to take part in the Olympic Games

Смысловая стадия.

Учащиеся вступают в контакт с новой информацией в виде текста, информация о спортивной жизни Великобритании. Им предлагается найти ответы на вопросы к тексту. Отрабатывается навык поискового чтения. Активно участвуя в данном виде речевой деятельности, появляется возможность для формирования навыка чтения с полным пониманием, что в дальнейшем дает возможность провести сравнительно-классификационный анализ при организации рефлексивного осмысления прочитанного материала.

  1. Краткий пересказ текста по вопросам - 9 мин.

Read the text about Olympic Games, be ready to retell it.

(Вопросы к тексту на экране)

Answer the following questions.

  1. Why did Coubertin decide to revive the Olympic Games at the end of the 19th century?
  2. What words did describe the Olympic spirit?
  3. When did the Olympic Games begin again?
  4. What has become a symbol of the Olympic Games? What does this symbol mean?
  5. Are the Olympic Games popular now?

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

Используя вопросы к тексту, предложенные учителем, учащиеся имеют возможность отработать изученный текстовый материал. Развернутый план ответа позволяет спрогнозировать содержание, удерживать внимание и классифицировать информацию, тренирует умение выбирать из текста главную мысль, позволяет аргументировать свою позицию.

     На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, а затем –  выдвижение и проверка ими гипотез на основе выбранного метода.

  1.  Самоконтроль 3 мин.

 (выполняем упражнение и сверяем с эталоном на экране)

Read the sentences and fill in the gaps with the correct form of   verbs.

1. The first Olympic Games (be) _______________in Greece in 776 BC.

2. The sportsmen (come)______________ from different parts of Greece.

3. The modern Olympic Games (begin) ______________________in 1896.

4. The last Winter Olympic Games (be) _____________in Canada in 2010.

5. The future Olympic Games (be) ________________in Sochi in 2014.

6. We hope our sportsmen (be) _____________the winners in 2014.

7. Now we (build) ____________  a big ice stadium in Adler.

8. Every year a lot of people (come) __________to ski in Krasnaya Polyana.

9. We (be) _______ glad to see how many people do winter sports in  Sochi.

Check yourself:

1. The first Olympic Games were in Greece in 776 BC.

2. The sportsmen came from different parts of Greece.

3. The modern Olympic Games began in 1896.

4. The last Winter Olympic Games were in Canada in 2010.

5. The future Olympic Games will be in Sochi in 2014.

6. We hope our sportsmen will be the winners in 2014.

7. Now we are building a big ice stadium in Adler.

8. Every year a lot of people come to ski in Krasnaya Polyana

9. We are glad to see how many people do winter sports in Sochi.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Рефлексия деятельности

(нарисуй эмблему предстоящих Олимпийских Игр) – 5 мин

Учащиеся выходят к доске, прикрепляют нарисованную ими эмблему и кратко (1-2 предложения) рассказывают о ней.

Рефлексия деятельности.

     На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

  1.  Подведение итогов, домашнее задание – 2 мин.

Учитель возвращает учащихся к задачам и путям их достижения, поставленным в начале урока, они называют, те которые были выполнены в ходе урока.

Итог урока.

В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Он также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.  Данный подход является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории, при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Высокий уровень учебной мотивации, заинтересованное изучение предложенного материала, психологическая стабильность и внутренний комфорт учащихся – это результат системно-деятельностного подхода на уроках английского языка.

Список литературы

1. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы, 5-9 классы. (предметная линия учебников И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой) - М.: Просвещение, 2012.

2. Афанасьева О.В., Верещагина И.Н. Учебник английского языка для V класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2009

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, 2000.

4. Примерная  программа по учебным предметам. Иностранный язык 5—9 классы. -  М.: Просвещение, 2011- (Стандарты второго поколения);

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ, – М.: Просвещение, 2005.

6.Федеральный государственный о образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) М-во образования и науки  Рос. Федерации. – М.; Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Тезисы « УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »

Материал предназначен для коллег ( учителей русского языка), которые предполагают работу по учебникам, соответствующим новому ФГОСу....

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...