Использование кейс технологий в обучении иностранным языкам
статья по английскому языку по теме

Воротынская Александра Алексеевна

Статья "Использование кейс технологий в обучении иностранным языкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tekhnologii_v_obuchenii_inostrannym_yazykam.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс технологии в обучении иностранным языкам.

Учитель высшей категории ГОУ гимназии №642 «Земля и Вселенная» города Санкт-Петербург Семенченко Мария Григорьевна.

Обучение иностранному языку в основной школе имеет некоторые особенности. Учащиеся уже накопили достаточное количество знаний. У них расширился кругозор и общее представление о мире. Они овладели элементарными коммуникативными умениями. Они умеют читать, писать, поддерживать разговор, понимают иноязычную речь. Теперь требуется увеличить объём используемых учащимися языковых и речевых средств, обогатить лексический и грамматический материал, улучшить качество практического владения языком. В основной школе возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой и поисковой деятельности.

Роль принципов когнитивной направленности учебного процесса возрастает. «Большое значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений, осознание места и роли родного и иностранного языков в целостном поликультурном, полиязычном мире как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры» (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010)

Одной из самых наиболее часто используемых технологий, которые помогают реализовать поставленные цели и достичь нужного результата является «Кейс-технология».

Процесс работы над кейсом.

Процесс написания кейса охватывает пять этапов.

Этап 1. Поиск первоначальных условий (цель первого этапа – определить основную идею будущего кейса).

Этап 2. Установка первого контакта.

Этап 3. Сбор информации.

Этап 4. Процесс составления.

Этап 5. Работа с кейсом на уроке.

Хорошо соблюдать простые требования к материалу кейса. Текст кейса должен быть написан хорошим языком, суть изложена доступной для понимания лексикой. Возможно использование таблиц, схем, рисунков, моделей высказываний.

Источники создания кейсов.

Кейс – это результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники.

Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников:

-ПРАКТИЧЕСКИЕ КЕЙСЫ отражают реальные жизненные ситуации, основанные на грамматическом материале, изучаемом на данном этапе школьниками.

-ОБУЧАЮЩИЕ КЕЙСЫ отражают возможные жизненные ситуации, основанные на поликультурных знаниях учеников.

-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КЕЙСЫ ориентированы на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача ПРАКТИЧЕСКОГО КЕЙСА заключается в том, чтобы детально отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создаёт практическую, действующую модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков. Использование грамматических таблиц, схем, рисунков и другой наглядности может усилить получение практических навыков.

В ОБУЧАЮЩЕМ КЕЙСЕ  на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нём жизни. Ситуация, проблемы и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Такой кейс формирует подход к возможной жизненной ситуации. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. В обучающий кейс возможно включение моделей диалогов по ситуациям, моделей запросов информации и ответных реплик.

Основной смысл ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КЕЙСА заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания. Обучающая функция его сводиться к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строиться этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности. Для создания этого кейса рекомендуется использование интернет ресурсов, печатных носителей, интервью и других источников информации.

Проблемы использования кейс-технологий.

Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и учащийся здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, аргументируя их моральными нормами.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-технологию, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их.

Деятельность учителя включает две фазы.

ПЕРВАЯ ФАЗА представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа.

ВТОРАЯ ФАЗА включает в себя деятельность преподавателя в классе, где он выступает с вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой, оценивает вклад учащихся в решение проблем.

Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом практического контроля и самоконтроля. Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоёвывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учёбе.

        Список использованной литературы.        

  1. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.
  2. Михалёва Е.И. Кейс и кейс метод; общие понятия Москва, 1999
  3. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study\\ Инновации в российском образовании: сб.-М.ВПО,2000
  4. nntu.sci-nnov.ru>RUS…metod_uprav/inov…Keis.doc

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...

Кейс- технологии в обучении иностранному языку

(Case study) - метод анализа ситуаций. •Осмысление реальной жизненной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный ...

Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)

Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...