Научно-проектная деятельность в школе. Оценивание проектов учащихся.
консультация по английскому языку по теме

Федотов Сергей Александрович

Статья, посвященная системе оценивания проектной деятельности учащихся. В ней вы найдете современные критерии оценивания. Статья отражает потребность классификации и упорядочения системы оценивания НП деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-проектная деятельность в школе. Оценивание проектов учащихся.

Основной целью обучения ИЯ является развитие иноязычных речевых умений  и формирования коммуникативной компетентности как средства межкультурного взаимодействия.

Метод проектов широко используется учителями иностранного языка. Он требует больших временных затрат, и поэтому мы рекомендуем использовать его на занятиях дополнительного образования.

Метод проектов способствует развитию мыслительной деятельности, учит детей находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей. Мысль является предметом речевой деятельности, а язык – средством формирования и формулирования мысли.

Проектная деятельность на уроках английского языка способствует решению ряда практических задач:

  1. Формировать у школьников необходимые умения и навыки в определённом виде речевой деятельности и лингвистической компетенции на уровне, определённом программой.
  2. Учить школьников умению работать с информацией, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте; умению анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умению работать с разнообразным справочным материалом.
  3. Развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения на иностранном языке, умения общаться по данной теме, проблеме, включать школьников в активный диалог культур.

Метод проектов может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, в т.ч. младшей, средней и старшей в рамках программного материала по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для школьника.

   Типы проектов:

Исследовательские проекты -  имеют структуру, приближённую к научному исследованию (аргументация актуальности темы,                                                     определение проблемы исследования, его предмета и                                                     объекта; определение методов исследования, источников информации, определение путей решения проблемы, оформление результатов исследования, проблемы, выводы и заключение)

Информационные проекты - направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, её анализ и обобщение, сопоставление с  известными фактами; результатом информационного поиска может быть статья, реферат, доклад, видео.

Творческие проекты  предполагают соответствующее оформление результатов. Это может быть газета, журнал, альманах, альбом, стихи,                                          сочинение, видеофильм, сценарий и т.

Прикладные проекты - отличает четко обозначенный результат деятельности его участников. Например, проект школы будущего, дизайн квартиры, проект закона, справочный материал, путеводитель, словарь. и т.д.

Ролево-игровые проекты - это ролевые игры и инсценировки, для которых сценарии и роли написаны самими учениками.

По количеству участников проекты бывают:

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые

По продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными ( для решения небольшой проблемы)
  • средней продолжительности (1 -2 месяца)
  • долгосрочные ( до года)

Этапы работы над проектом:

1. Вводный этап:

  • Цели, задачи проектных работ, примерная тематика и жанры будущих проектов.
  • Формирование проектных групп. (для групповых проектов)
  • Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

2.Поисковый этап:

  • Cбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы
  • Промежуточные отчёты учащихся (презентация идей и планов проектов)
  • Консультации по содержанию и оформлению проектных работ, помощь в систематизации и обобщению  материалов)

3. Обобщающий этап:

  • Корректировка тематики проекта
  • Оформление результатов проектной деятельности
  • Репетиционно-консультативное занятие: предзащита проектов
  • Доработка проектов с учётом замечаний

4. Заключительный этап: 

  • Защита / презентация проектов
  • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы

5. Рефлексия и  самоанализ

Существует несколько рекомендаций по системе оценивания проектов учащихся.  

По шкале Сафоновой В.В.:

  1. культуроведческая осведомленность
  2. тематические социокультурные знания
  3. Социокультурные умения
  4. когнитивные умения
  5. культура иноязычной речи

По шкале 2. Оценка материалов и результатов работы:

  1. ценность для культуроведческого образования
  2. соответствие между темой, задачами и содержанием
  3. четкость композиции и логика
  4. уместное использование способов представленной информации
  5. культура работы с культуроведческой литературой

По Шкале 3. Оценка презентации материалов и результатов проекта:

  1. информационная ценность
  2. соблюдения коммуникативных норм построения текста и высказывания
  3. речевое поведение выступающего
  4. наличие наглядности
  5. точное следование регламенту выступления

Критерии оценивания проекта:

1. Проектная работа (бумажный вариант)

  1. информационная ценность и/или социальная значимость
  2. актуальность и новизна работы
  3. культура работы с научной и культуроведческой литературой
  4. демонстрация социокультурных знаний
  5. постановка темы и задач исследования
  6. композиционная стройность и логика текста

2.  Выступление (защита)

  1. речевое поведение
  2. композиционная стройность и логика высказывания
  3. беглость и грамотность речи
  4. следование регламенту выступления

3. Презентация (визуализация)

  1. наличие наглядности
  2. различные способы представления информации
  3. современность способов презентации и сопровождения выступления

Считаю также важным ввести такой критерий как Соответствие презентации и речи Содержанию проекта (его печатному вырианту), тк зачастую докладчики приукрашают  результаты своих исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в школе, как ступень подготовки учащихся к бизнес-проектам.

Изначально представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже – в сферах, где на первый план выходил аспект преобразов...

Критерии оценивания проектов учащихся

Данный материал может быть использован  учителем в своей педагогической  деятельности  при применении проектной технологии, в том числе и учителями географии,  содержит некоторые в...

Критерии оценивания творческих проектов учащихся 5-7 классов

Критерии "Достижение цели проекта", "Творческая самостоятельность проекта", "Воплощение идеи", "Умение работать в коллективе", "Качество презентации"......

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий....

Проектная деятельность в школе. Методические рекомендации учащимся и педагогам.

     Современное российское образование ориентирует школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности, на созд...