Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Степанова Екатерина Эдуардовна

Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Развитие человека, как духовно-нравственное, так и творческое и профессиональное невозможно при отсутствии навыков к самоанализу.

Готовность ребёнка к дальнейшему самоанализу особенно важна для динамично развивающегося общества, в котором каждый должен самостоятельно определять содержание своей деятельности, находить средства её реализации, принимать решения, самостоятельно себя оценивать и при необходимости корректировать свою деятельность. Таким образом, актуальность данной темы сложно переоценить: формирование у учащихся навыков самоанализа способствует реализации новых стандартов второго поколения и нового системного подхода к изучению иностранного языка, а также важным фактором при системе контроля и оценивании деятельности учащихся.

Формирование навыков самоанализа является одним из эффективных методов контроля и оценки, так как деятельность осуществляет самим учащимся, а свобода выбора очень важна для подростка. Это способствует развитию таких личностных качеств, как умение мыслить критически, активно и целенаправленно познавать мир, умение работать в сотрудничестве.

Процесс самоанализа должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе всей деятельности, что поможет ребёнку избежать многих ошибок. Не следует забывать, что формирование у школьников способности к самоанализу учебной деятельности должно быть объективным и адекватным. Всем хорошо известно, что завышенная, равно как и заниженная самооценка может привести к крайне печальным результатам. Поэтому формирование умений самоанализа давно выдвигалась отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важный фактор для полного и гармоничного развития личности. Чтобы научить осуществлять самоанализ, нужно научиться принимать и понимать анализ учителя и только потом осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, её анализ и при необходимости корректировку.

Чтобы помочь детям в реализации столь сложной задачи, после выполнения того или иного задания необходимо попросить детей самостоятельно проанализировать свою работу, ответив на английском языке на следующие вопросы:

  • Оцени свою работу (неудачная, не очень удачная, в целом неплохая, хорошая, очень хорошая, лучшая из того, что я уже делал). Почему ты так думаешь?
  • Что ты можешь сказать про сам материал в данной работе (трудный, средний, лёгкий, скучный, интересный, актуальный, ненужный)? Что вызвало трудность? Что бы ты хотел поменять?
  • Сколько времени затратил на выполнение работы?
  • Можно ли было выполнить работу быстрее? Почему?
  • Было ли для тебя что-то новое в твоей работе?
  • Где было больше всего ошибок?

Выполнение такого рода заданий повышает уровень мотивации, так как для любого подростка важно, чтобы выслушали его мнение, проявили интерес к тому, что у него не получается. А когда ребёнок самостоятельно учится понимать, где он ошибся, почему так произошло и что необходимо сделать, чтобы преодолеть препятствие, возрастает не только мотивация, но и самосознание учащегося, растёт чувство ответственности и способность к самоопределению  в этом мире.

При аудировании или работе над чтением текста дети получают такое задание, которое тоже помогает сформировать навыки самоанализа:

  • При выполнении заданий на установление соответствий: чьё высказывание вам ближе всего и почему? С кем вы категорически не согласны? Добавьте своё высказывание по данному вопросу.
  • При выполнении заданий на True False Not Stated: ,были ли ошибки в определении неправда и в тексте не сказано? Что повлияло на этот выбор? Если не ты согласен с правильным ответом, обоснуй свою точку зрения.
  • При выполнении заданий на множественный выбор: были ли ошибки в предложениях, где возникли трудности с пониманием незнакомого слова?

При работе над грамматикой полезны следующие вопросы:

  • Делал ли ты уже ошибку на данное грамматическое явление?
  • Почему ты выбрал именно эту грамматическую категорию?
  • Какие трудности возникли с выбором ответа?

Задания на словообразование и лексику тоже требуют самоанализа:

  • Встречалось ли тебе то слово, где ты сделал ошибку?
  • Будет ли оно тебе полезно в будущем?

Кроме всего прочего в конце каждой четверти возможно устраивать смотр лучших работ учащихся. Каждый учащийся по собственному выбору отбирает в своё «досье» работы, выполненные им самостоятельно на уроке, дома, внеклассных мероприятиях, те работы, которыми он особенно гордится. Каждая работа сопровождается комментарием, что особенного в этой работе, что ему удалось, а что не очень, что он хотел бы поменять.

Можно сформулировать следующие принципы данного вида работы:

  • Самоанализ и самооценка результатов (промежуточных и итоговых): владение учеником соответствующей лексики, сформированность грамматического навыка, владение разными видами речевой деятельности. Умения принимать самостоятельные решения и прогнозировать их последствия.
  • Систематичность и регулярность самоанализа. Задача учащегося – регулярно тщательно анализировать свои работы, вносить необходимые коррективы.
  • Логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
  • Аккуратное и эстетичное выполнение всех работ.

В завершении можно выделить плюсы приведенной системы формирования самоанализа:

  1. Формируется интерес учащегося к определенной теме урока и иностранному языку в целом;
  2. Формируются метапредметные умения и навыки;
  3. Происходит становление личных характеристик, формирование полноценной личности;
  4. Развиваются навыки самоанализа и самостоятельной работы учеников, навык коррекции самостоятельной работы;
  5. Учащийся понимает необходимость систематичной работы в усвоении учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...

Игры для старших классов на уроках английского языка

Игровые формы обучения английскому языку значительно облегчают преподавание этого предмета....

Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка

Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...

Материалы для совершенствования коммуникативных навыков в области говорения в старших классах на уроках немецкого языка и написания эссе по формату ОГЭ

Материал содержит аутентичные тексты - эссе носителей немецкого языка на самые актуальные темы современности, темы, которые содержатся в УМК по немецкому языку для 9-11-х классов, а также вопросы, кот...

Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...

Формирование у учащихся ценностного отношения к родной и иноязычной культуре на уроках английского языка

Проблема повышения культурного уровня  школьников средствами иностранного языка приобретает особое значение в настоящее время, когда осуществляется широкое сотрудничество с зарубежным...