Развитие навыков говорения и письма
статья по английскому языку на тему

Овчинникова Валентина Васильевна
И говорение, и письмо требуют подготовительной работы перед тем, как стать действительно продуктивными умениями. Задания на говорение очень различны: от тех, что проходят под контролем учителя (повторение слов или фраз, песен, стихов и т.п.), до более свободных форм выражения (дополнительные высказывания, трансформация или личностно ориентированные задания). Существуют и творческие задания: ролевые игры (role play – условно-коммуникативное задание для активизации изученного материала, где учащиеся получают определенные роли и должны вести себя в соответствии со своей ролью и заданной ситуацией), открытые обсуждения, игры и мини-диалоги...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_govoreniya_i_pisma.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков говорения и письма

     

Из опыта работы учителя английского языка

Овчинниковой Валентины Васильевны

ГБОУ №293, г. Санкт-Петербург.

           

            Для того чтобы учащиеся как можно больше говорили по-английски, английский язык должен стать основным средством общения на уроке. С самого начала обучения следует давать по-английски простые и короткие английские фразы. Необходимо использовать одни и те же указания из урока в урок, чтобы учащиеся к ним привыкли. Использование невербальных средств - мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать как постоянного перевода на русский язык, так и пространных, но непонятных объяснений на английском языке. Учитель может показать жестом, как выполнить задание, или пояснить значение слова или выражения.  Например, команда:  «Слушайте!»- учитель рукой обводит класс и при этом он произносит необходимое выражение на английском языке. Кроме того, для начала надо научить учащихся задавать на английском языке простые вопросы.  Однако говорить на уроке с начинающими только по-английски невозможно. В некоторых случаях целесообразно использовать русский язык. Например, при введении нового задания, сложных команд следует один раз дать перевод трудного слова или предложения. Учащимся необходимо давать больше возможности говорить и поощрять их, чтобы не исчез интерес к обучению, необходимо побуждать учащихся к высказыванию с использованием изученного материала. Для того чтобы достичь оптимальной продолжительности речи учителя и учащихся, следует регулярно проводить работу парами (pairwork) или в группах (groupwork), а также необходима индивидуализация обучения (personalization), т.е. приём повышения мотивации обучения, когда учащимся предлагается сообщить какие - то сведения о себе.

        Как известно, существуют четыре вида коммуникативных умений в английском языке, которые обычно подразделяются на две основные группы:

        рецептивные умения (input- процесс восприятия нового материала) – аудирование и чтение (listening and reading);

        продуктивные умения  (output- процесс воспроизведения изученного материала) -  говорение и письмо (speaking and writing).

        При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы.  

          Например, для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования и  говорения. При заполнении бланков необходимо читать и писать. На уроке развиваются  различные коммуникативные умения, так как и в жизни, они объединены.

        Однако давайте все же попробуем рассмотреть подробнее говорение и письмо. И говорение, и письмо требуют подготовительной работы перед тем, как стать действительно продуктивными умениями. Задания на говорение очень различны: от тех, что проходят под контролем учителя (повторение слов или фраз, песен, стихов и т.п.), до более свободных форм выражения (дополнительные высказывания, трансформация или личностно ориентированные задания). Существуют и творческие задания: ролевые игры  (role play – условно-коммуникативное задание для активизации изученного материала, где учащиеся получают определенные роли и должны вести себя в соответствии со своей ролью и заданной ситуацией), открытые обсуждения, игры и мини-диалоги. В тренировочных и условно коммуникативных упражнениях основное внимание уделяется правильности произношения, грамматике и лексике, в более свободных заданиях – беглости.

        У малышей говорение занимает большую часть урока. Под контролем учителя учащиеся выполняют тренировочные упражнения («дриллы» - «drills» - на скорость и по «цепочке»- «chain-drills»- вид тренировочных упражнений, когда первый ученик обращается ко второму ученику, тот повторяет структуру и обращается к третьему ученику и т.д.), повторяют и заучивают наизусть песни и рифмовки.

                   Следующий этап – это личностно ориентированные задания (transfer activity- задание, в котором учащиеся должны перейти от сообщения информации из учебного пособия к высказываниям \ письменным работам о себе и своём окружении). Очень полезно спрашивать учащихся о них самих, используя вопросы из учебника. Это способствует дополнительному закреплению конструкций и поддерживает интерес к обучению посредством его индивидуализации. Такие вопросы следует задавать как можно чаще.

        Неотъемлемой частью урока должны быть диалоги и ролевые игры, которые также развивают говорение. Учащиеся отрабатывают диалог в парах, затем, начиная с более сильных приходит очередь нескольких пар выступить перед остальными. Учитель должен объяснить учащимся, для чего они разговаривают друг с другом и он должен следить за тем, что происходит в классе. Учитель должен осуществлять контроль за работой, записывать серьёзные ошибки и возвращаться к ним после выполнения задания. На этом этапе учитель выполняет роль наблюдателя (monitor), хотя и может вмешиваться, если увидит, что без его помощи учащиеся не смогут выполнить задание до конца, а также, если дети попросят его об этом. Разбирая допущенные ошибки, учитель сначала даёт возможность учащимся исправить их самостоятельно. Случается, что учащиеся допускают ошибки вследствие спешки или невнимательности. Если ученик не может самостоятельно исправить ошибки, учитель может попросить других учащихся дать правильный ответ. Этот приём позволяет удерживать внимание учащихся и способствует их мотивации. На уроке также необходимы коммуникативные задания (communication gap activity – поиск недостающей информации) для развития умений устной речи, выполняемые парами или группами. Партнёры (команды) имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведения и получить коллективный результат (например, составить план местности).

        Ещё один эффективный вид задания на говорение и письмо – это составление мнения, о чём или ком-либо (inferring)

        Прекрасные возможности для повышения мотивации к обучению и развития умений говорения в одно и тоже время предоставляют игры:

   * Игры – загадки на отработку вопросно-ответных форм (Who am I?)

   *Лексические игры (The Spelling Shark)

   *Игры на автоматизацию навыков (The Alphabet Race)

   *Игры на развитие аудирования (“Please and Thank You” game)

   *Скороговорки для отработки произношения  (Tongue – Twisters) и т.д.

        Умение письма включает несколько уровней: написание букв и слов, завершение и построение предложений, и, наконец, написание текста.

     What is writing? – Что такое письмо?

                    Writing is a way of expression. Письмо – это способ выражения.

                    Writing is a mean of communication. Письмо – это средство  общения.

              Writing is a permanent record. Письмо – это неизменно рекорд.

        Вопрос, когда начинать писать на английском языке,  тесно связан с тем, когда надо начинать учить детей читать. Лучше начать знакомство с иностранным языком через аудирование (listening) и говорение (speaking) , затем чтение (reading) и, наконец, письмо (writing).

        После изучения букв алфавита учащиеся регулярно отрабатывают их написание уже на уровне слов и предложений. Письмо и говорение взаимосвязаны, поэтому некоторые задания включают два этапа. Сначала учащиеся устно планируют, собирают и располагают определённым образом информацию. Затем в соответствии с планом они выполняют письменные задания.  Задания на развитие письма могут включать и другие речевые умения. Например, работа над одной из тем может начинаться с чтения, с последующим выходом в речь, и завершится письмом. По мере дальнейшего развития умений письма учащиеся уже могут писать на английском языке различные типы письменных работ, как диалог, отчёт, выражение своего мнения, рекомендация, описание места, письмо-запрос, эссе (короткое сочинение на свободную тему), газетная статья и рассказ. Можно дать и более творческие задания, включающие проектную работу (project work- вид работы, целью которой является подготовка конечного продукта на английском языке - альбома, представления, информации и т.д. В ходе подготовки и выступления  учащиеся реально взаимодействуют друг с другом и с окружающими на английском языке). Основной залог успешной работы над проектом – его тщательная подготовка и организация.

Когда учащиеся составляют собственные письменные тексты, следует дать им время для подготовки и последующей самопроверки. При оценки готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащихся является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

        После того, как учащиеся прослушали или прочитали текст, учитель должен удостовериться, что они поняли его смысл. Современные УМК предлагают широкий выбор интересных заданий на проверку понимания.

        Множественный выбор (Multiple Choice) .

        Учащиеся должны ответить на вопрос. Они выбирают из нескольких вариантов ответа, только один из которых является правильным.

        Верно или неверно утверждение? (True or False)

         Дано несколько утверждений по тексту. Учащиеся должны отобрать верные и неверные, а последние можно исправить.

        Дополнение недостающей информации (Gap – fill)

        Учащиеся должны дополнить предложения, заполнив оставленные промежутки словами и выражениями и другие задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков говорения (монологическая речь) на уроках английского языка у слабых немотивированных учеников

Учитывая особенности слабых немотивированных учеников  (слабую память, неспособность концентрировать внимание, низкую работоспособность и академическую запущенность), я разработала  методику...

Приложения 2-4 "Упражнения по всем видам речевой деятельности и ситуации для развития навыков говорения " к теоретической работе" Дидактика и методика уроков иностранного языка"

В Приложениях 2-4 представлены упражнения   по видам речевой деятельности: чтению, аудированию, грамматике и лексике; речевые ситуации для развития лексических навыков и навыков устной речи,...

Развитие навыков говорения и письма в начальной школе на примере учебной ситуации "Диалог на вокзале"

резентация представляет собой методическую разработку для учащихся 4-го класса школ с углубленным изучением английского языка...

Закрепление лексического материала и развитие навыков говорения по народной сказке «Красная шапочка» (Little Red Riding Hood) на уроках по домашнему чтению

В контексте новых подходов и изменений в стратегиях обучения иностранным языкам домашнее чтение становиться важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам. Но чтобы чтение было ув...

Особенности использования видеоматериалов на уроках английского языка в целях развития навыков говорения в средней школе.

В презентации представлен мой опыт по использованию видеоматериалов на уроках английского языка в целях развития навыков говорения в средней школе....

Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах

Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах...

Примеры заданий на развитие навыков чтения, аудирования, письма, говорения.

Примеры заданий на развитие навыков чтения, аудирования, письма, говорения.Reading 1. Read the text and fill in the correct words. Give the title of the text.Element, fragment, mythology, belief,...