Формирование информационно-коммуникационной компетенции на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Ческидова Ольга Сергеевна

В современных условиях наиболее актуальной задачей при обучении иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях наиболее актуальной задачей при обучении иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. 

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:

Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо, и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся.

Можно использовать такие программы, как Bridge to English, Professor Higgins, Lingua Land.

При обучении лексике использую мультимедийное приложение к УМК “Millie” «Интерактивные плакаты».

-          Использование программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также мои обучающиеся создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности, я преследую ещё и практическую цель — научить обучающихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка.

При обучении фонетики с помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Помимо прослушивания текстов и диалогов, которые содержатся в аудиоприложении любого УМК, можно использовать мультимедийные презентации на уроках по развитию навыков аудирования: вместо аудиопрослушивания, мы можем включить видеоролик.

Мультимедиа - это ТСО, интегрирующее разные виды информации - звуковую, визуальную, и обеспечивающее интерактивное взаимодействие с обучаемым. 

При обучении чтению я использую таблицы, на которых можно не только увидеть транскрипционные значки, но и прослушать их звучание.

Использование ИКТ на уроке при обучении грамматике возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть анализаторов.

Меньшими станут и затраты времени на уроке - отпадает необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ эффективнее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ. Для создания тестов я использую программу “My test editor”.

-       Использование интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации не только во время уроков, а также во внеурочной деятельности:

Онлайн версии зарубежных газет (“The Telegraph”, “The Washington Post”).

Мультимедийные материалы, представленные в сети Интернет (на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего учащихся исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.

          On-line версии произведений известных английских и американских писателей.

          Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты и т. п.

Обучение письму в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется           через установку дружеской переписки.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

         обеспечить положительную мотивацию обучения;

         проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

         обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

         усовершенствовать контроль знаний;

         рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

         обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Однако всегда следует помнить о том, что при использовании информационно-коммуникационных технологий нужно быть очень аккуратным, чтобы за зрелищностью не ушли на второй план суть материала, его научность.

И разумеется, что никакие новые технологии не смогут заменить учителя на уроке, ведь только учитель может правильно организовать учебный процесс, предложить учащимся работу в разных режимах, определить цель занятия, которая должна быть достигнута, направить учащихся на ее достижение и помочь им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности, поэтому в своей практике я не первый год реализую эту цепочку взаимос...

Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...

«Повышение качества образовательного процесса через внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка »

Специфика иностранного языка как предмета, прежде всего, заключается не столько в формировании у учащихся знаний о языке, сколько выработка определенных навыков и умений в различных видах речевой деят...

Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка

Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка...