рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков
план-конспект урока по английскому языку (11 класс) на тему

Аманжулова Оксана Булатовна

разработка урока с учетом 7 модулей программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_v2.docx619.76 КБ

Предварительный просмотр:

Аманжулова Оксана Булатовна       Портфолио учителя Отчет В 2

Группа 5                                                 3-го уровня        

Город Астана                                         22.11.2013 г.

Отчет B 2

Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков

        При составлении краткосрочного планирования составляла задания с учетом возрастных особенностей и семи модулей программы, опираясь на среднесрочное планирование. Моей целью было научить учащихся уметь высказывать суждения о значимости спорта в нашей жизни, знать лексический минимум по теме, понимать и применять свои знания для работы с текстом, групповой работы, диалогового общения.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика\20131102_081504.jpg        Для проведения урока выбрала 11 класс, который взяла на обучение только в этом году. Предварительно составила и провела небольшое анкетирование на выявление пробелов учащихся по четырем критериям: аудирование, говорение, чтение, письмо. Это было необходимо для выявления способностей учащихся, для составления заданий и выявления возможных барьеров в процессе обучения.  Также использовала анкету опроса учащихся для выявления личных качеств ребенка, так как я должна была иметь представление об увлечениях ученика, его личных качествах, и отношению ребенка к предмету, в общем. По результатам анкетирования составила примерную картину о данном классе. В классе были выявлены ученики с разными видами одаренности как общей, так и специальной. Выделила те моменты, на которые следует обратить внимание при составлении заданий, класс оказался довольно-таки сплоченным и немаловажен был тот факт, что в классе многие ученики очень любят заниматься спортом, умеют анализировать и аргументировать. А это непосредственно связано с темой данного урока. Отметила и нескольких учеников, Рокотянского Артема, Каркошеву Зарину, Бортникова Алексея, с менее выраженным интересом к изучению языку, да и процессу обучения в целом. Для этого необходимо было подготовить разноуровневые задания по наиболее значимым этапам урока. Все задания были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся в соответствии с календарно-тематическим планом. Нельзя не упомянуть об особенностях детского метапознания по Флейвеллу. Учащиеся 11 класса уже осознанно сумели оценить свои слабые и сильные стороны, понимая, что им нравится и наоборот в процессе обучения, а также способны были установить личные цели.  Учащиеся в этом возрасте способны анализировать и оценивать предлагаемые им задания более точно. (Руководство для учителя, 2012г., с 149). Для оценивания учащихся подготовила листы самооценивания и взаимного оценивания, которые ученики использовали на протяжении всего урока. В начале урока для создания эмоционального настроя и коллаборативной среды использовала видео-мотиватор, как средство для мотивации к занятию спортом. После просмотра видеоролика дала время для обдумывания и анализа вопросов, которые учащиеся первоначально   обсудили в парах, для решения и анализа проблемы, а затем уже обменялись информацией со всей группой. На столах у ребят лежали стикеры, на которых они и должны были записать свои ответы. Диалог занимает центральное место на уроке, как отметили Мерсер и Литлтон (2007, с 144 руководство для учителя 2012г).    Диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Учащимся были предложены индекс - карточки с вопросами. Состоялась исследовательская беседа учеников. Например, на вопрос What are you going to do a person realized a necessity of doing sport? Сабирова Акдана ответила, что для этого необходимо мотивировать человека к занятию спортом, постоянно приводить примеры, Слободская Элина и Жусупова Айнур сказали, что занятия спортом необходимы для   поддержания здорового тела, здорового духа, полноценной жизни, т.е. человеку нужна мотивация ответили ученики, а вот Рокотянский Артем дал менее развернутый, односложный ответ. Другие учащиеся комментировали ответы одноклассников, оценивая и анализируя каждое слово.  Хотелось бы отметить, что не все ответы удовлетворили меня полнотой изложения и правильностью, например ответ Жаслан был следующим, не знаю, это желание самого человека.  Тем не менее это тоже есть сотрудничество. Беседа не есть только положительные моменты, правильно и четко сформулированные ответы. Некоторые ученики не смогли отвечать только на английском языке, и всем вместе приходилось вносить свои коррективы, прежде чем пришли к единому мнению. Ребята не просто давали те или иные односложные ответы, но также пытались дать всему логическое обоснование. В этом им помог, как они сказали, просмотр видеоролик - мотиватор занятия C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика 2\2013-11-11 21.41.58.jpgспортом.

На основании этого задания я смогла провести диагностическое оценивание каждого ребенка. Выявила для себя учеников недостаточно имеющих речевой барьер при изложении материала. Также каждый ученик оценил себя с помощью листа самооценивания.

         Хотелось бы отметить, что один из учащихся, вовсе не проявлявший интерес к уроку, оказывал мне помощь в ходе урока. Он помогал мне справляться с трудностями возникающими при работе со скачиванием некоторых видеозаписей. И я была очень рада, что смогла его вовлечь в процесс урока таким способом. Вот такое у нас с ним получилось сотрудничество.  Я предложила ученикам задуматься над целью и задачами нашего урока. Учащиеся стали предлагать каждый свои варианты, тем самым была создана рабочая среда, в которой принимали участие все учащиеся. Они с удовольствием обменивались мыслями не задумываясь о том, верны они или нет.  Самым примечательным стал тот факт, что ребята обычно не участвующие в процессе урока – это Ахметов Абай, тоже пытался предлагать свои мысли, опираясь на листы заданий, с лексическим минимумом по теме.  Возможно, все дело было в том, что им была интересна тема урока. Было учтено мнение каждого учащегося, что являлось для них немаловажным подспорьем к выполнению последующих этапов.  Таким образом, цели урока были сформулированы совместно с учениками.

Следующим видом работы было введение нового лексического минимума, который был представлен как на интерактивной доске, так и на партах учащихся. При введении новых слов использовала элементы критического мышления, дав прослушать запись непосредственно в исполнении носителя языка. Размышляя ученики, предлагали те слова или фразы, называя ассоциации для таких слов как здоровый, дисциплинированный, организованный далее предлагая доводы того, почему они выбрали именно ту, а не иную ассоциацию. C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика\2013-11-02 08.20.33.jpgНапример, Смайлова Айсулу назвала довольно много ассоциаций к слову здоровый (человек, ум, тело, нрав, аппетит и т.д.). Я отметила для себя участие этого ребенка, так как она весьма редко участвовала в процессе урока. Ученики смогли оценить себя с помощью листов самооценивания.

На следующем этапе была работа с текстом. Учащиеся были поделены на две команды, выбрав определенный цвет листа.   Критерии оценивания, были составлены учащимися с высокой мотивацией к обучению. Критерии по чтению текста включали в себя следующие аспекты:

-знание необходимого лексического минимума,

-понимание текста с учетом этих знаний, умение применить при передаче информации другим учащимся. Работа по тексту была предложена по методике jigsaw, т.е. обмену информацией друг с другом.  Было разрешено использование интернет-ресурсов, если в этом была необходимость.  Учащиеся команды самостоятельно распределили роли   и после прочтения текста Айнура и Элина составляли вопросы высокого порядка, Why do we need to do sport?  How do your features of character influence on your wish of doing sport? Виктория взяла на себя роль спикера, для передачи информации другой команде. Между учениками состоялась беседа дебаты, так как каждый пытался отстоять свою точку зрения. Видна была саморегуляция, так как ученики все делали по времени, роль таймера выполняла Каркошева Зарина. C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика 2\2013-11-11 21.48.37.jpg

Также были составлены критерии по составлению диалога, так как ранее было отмечено, что задания были разноуровневые. Ученики ознакомились с условиями и начали выполнять задание. Диалог составляли ученики с более низкой успеваемостью. Для этого задания им были предложены речевые образцы, которые они брали за основу.   За выполнение составленных критериев отвечали сами исполнители. Выполняя это задание, ученики сами старались регулировать процесс. Но хотелось бы заметить, что первоначально я сама поделила команды так, чтобы в каждой группе были и талантливые ученики, и менее сильные учащиеся. Моей целью было наблюдение за их совместной деятельностью. Сначала менее сильные ученики заняли позицию ожидания, но более активные ребята поспешили распределить роли для каждого участника. Тем самым дав источник для дальнейшей работы.   Талантливые ученики помогали одноклассникам, предлагая речевые образцы в помощь.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика\2013-11-02 08.58.48.jpgСледующим вид работы — это дискуссия по методике «Ковер идей», один из методов решения проблемы.

Дискуссия проходила в четыре этапа в форме групповой работы. Первоначально перед учениками была поставлена проблема и вопросы для решения   обсуждения.

Например, на вопрос почему сегодня остро развита проблема гиподинамии? Индира ответила, что это связано с недостатком физических нагрузок или полным отсутствием таковых. - И каким образом вы могли ее избежать? Она ответила: «Ежедневные утренние упражнения». А вот Абаева Айдана отметила, что это связано с тем, что большую часть дня ученики просиживают за компьютером, играя в различные игры. Другой ученик сказал, что только ленивые люди не следят за своим здоровьем. Все свои ответы ребята не просто предлагали, а также обсуждали вместе с группой. Выслушивая одобрения и критику в свой адрес. Каждой группе были предложены листы определенных цветов, на которых они отражали свои мысли.  Вид работы был заключающим перед составлением кластера. Данное задание способствовало развитию логического мышления учащихся, развитию способностей анализировать информацию.

Ребята суммировали весь багаж знаний, наработанный на всех этапах уроках.

         Предпоследним и самым главным видом деятельности стало составление кластера учащихся двух команд. Вся информация собранная учащимися должна была быть представлена в кластере на тему «Роль спорта в нашей жизни». При составлении кластера ребята опять – таки распределились по ролям, которые обозначил лидер команды, Сабирова Акдана и лидер второй команды Жусупова Айнур. Контроль за временем, оформление, содержательность - таковы были критерии оценивания по кластера. Следует отметить, что роли были распределены на каждого учащегося, и в процессе работы также наблюдалась исследовательская беседа между учащимися. Эта уже была беседа рабочего характера, тем не менее, сотрудничество ребят было очевидным. C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика\2013-11-02 08.13.56.jpg

Даже те, кто в процессе урока, казалось бы, выполнили свою маленькую роль, продолжали работать, так как не хотели отставать от другой группы. Работа на уроке была выполнена большая, на этапах задания были насыщенные, ученики пользовались всем, что у них было. Использование онлайн словарей оказало поддержку при поиске информации.

Я старалась использовать на уроке все виды оценивания по возможности. На начальном этапе – это было диагностическое оценивание (в виде ответа на вопросы, составления индекс карточек), формативное оценивание я использовала на протяжении всего урока, отмечая для себя все этапы урока в отдельности, в конце урока – это, конечно же, было суммативное оценивание, для подведения итогов всех учащихся.

В процессе урока также использовала метод наблюдения (как кратковременные беседы между учащимися, так и непосредственно со мной для выявления уровня понимания учеников). Также попробовала метод трехминутной паузы, которая давала им возможность осмыслить, обдумать непонятные моменты, и проанализировать, были использованы такие заготовки ответов как:

-Я изменил свое отношение к…

- Я почувствовал, что…

Контроль за оцениванием, позволил мне более четко отследить те пробелы, которые необходимо ликвидировать при дальнейшем изучении темы. А также диагностическое и формативное оценивание помогло подвести итоги при суммативном оценивании учащихся.

 В рефлексии ученики также указали, что им понравилось множество видов и форм оценивания, используемых на уроке, так как каждый ученик смог увидеть все свои преимущества и недостатки в процессе урока.   Обсуждая свои работы они анализировали, как и с помощью чего они добились полученных знаний.  Я предложила учащимся составить мини -  таблицу, где они могли бы отразить (преимущества и недостатки занятий спортом). Проанализировав свою работу, они отметили, что им катастрофически не хватало времени для более полного раскрытия заданий. Также отметили трудности связанные с речевым барьером, но тут, же пометили, что им очень понравилось, что, несмотря на не совсем грамотную речь им удалось создать такие вот выходы их деятельности. Также отметили, что хотели бы теперь самостоятельно подыскивать информацию для дальнейших уроков, составлять видео или презентации.  Подводя итоги всему выше перечисленному, конечно же, следует отметить необходимость продолжения такого рода деятельности, так, несмотря на некоторые барьеры, учащихся они поработали плодотворно, задействованы были все, исполняя каждый свою роль. Сравнивая, они отмечали, что на традиционном уроке у меня не хватало времени оценить каждого из них. Оценивание прослеживалось на каждом этапе урока. В завершение хотелось бы отметить, что, необходимо более тщательно продумывать этапы урока.  Ребята пытали регулировать процесс своей деятельности, что-то получалось, но не все. Все что я планировала на урок, было проделано, несмотря на, что обстановка на уроке была необычная как для меня, так и для самих учащихся. Ребятам было интересно обсуждать, передвигаться по классу, создавать и презентовать свои работы. Естественно при оценивании старалась указать на не совсем удачные моменты, и наоборот, что получилось очень даже хорошо.  

И хотелось бы продолжить начатую работу, пытаясь также использовать все 7 модулей программы на каждом уроке. Необходимо проработать все те минусы, которые были выявлены в ходе урока - нехватка времени, т.е. давать менее объемные задания, которые не были сложными, просто был очень большой объем для изучения. Чаще использовать элементы по модулям, которые представляют больший интерес для учащихся, а также тщательнее продумать задания для менее активных учеников.  Задачи урока считаю, были достигнуты.  Ученики говорили, читали, рассуждали и анализировали информацию, предложенную на уроке.  Главное, чему я научилась это вовлечение всего класса, в процесс урока используя разноуровневые задания, саморегуляции в ходе урока, равномерному распределению объема материала.

Использованная литература:

Руководство для учителя, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Рефлексия по одному уроку из серии последовательных уроков.

Рефлексивный отчёт о подготовке и проведении одного урока....

Рефлексия по одному уроку из серии последовательных уроков.

рефлексивный отчёт по подготовке и проведению урока....

Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков

Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  ...

Презентация по внедрению 7 модулей программы в серию последовательных уроков

Данная презентация была использована на защите во время обучения, в ней объясняется внедрение семи модулей программы в серию последовательных уроков в 8 классе....