«Включение учащихся в процесс самоконструирования знаний как условие повышения качества обученности по английскому языку»
материал по английскому языку на тему

Основная концепция нового учителя заключается в том, он учит применять знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013-2014.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Включение учащихся в процесс самоконструирования знаний как условие повышения качества обученности по английскому языку»

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив

Лао-Цзы

Особенности конструктивизма в обучении английскому языку

Новые социальные запросы, отражающие переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на высоком инновационном потенциале, вызывают необходимость пересмотреть профессиональные требования к учителю, изменить традиционные отношения между основными субъектами образовательного процесса.

Основная концепция учителя новой формации по потребности общества теперь заключается в том, что он учит применять знания, как новые, так и имеющиеся у учащихся, используя опыт не только чужой, но и собственный, для решения жизненных проблем. Исходя из этого, изменяется и назначение образовательного процесса – вместо накопления знаний впрок, решается задача их использования в той деятельности, которую представляет учащийся. А учитель, зная, что учащемуся нужны не знания, а решение проблем, которые его заботят, помогает найти это решение. Использование принципов педагогической философии конструктивизма на уроках английского языка, таких как:  целеобразование (опора на ключевую позицию конструктивизма: знания нельзя передать обучаемому в готовом виде, можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования знаний учащихся, мотивация обучения через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем, прежде всего проблем окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной  ситуацией из жизни школы, района, города и т.д., проектирование содержания урока с опорой на системные знания и интегративные умения, стимулирование умственной деятельности учащихся, мотивация мышления вслух, поощрение высказывания предположений, гипотез и догадок, организация содержательного общения и обмена мнениями учащихся (как фронтального, так и в малых группах), создание условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки, подчеркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления), позволяет выйти на уровень достижения качественно новых результатов обученности по английскому языку. Это не только качество обученности по предмету (высокая итоговая оценка), но и формирование универсальных учебных действий, направленных на  развитие «умения учиться», что является существенным фактором повышения качества усвоения учащимися предметных и метапредметных знаний.

Необходимость реализации принципов конструктивизма в обучении английскому языку обусловлена спецификой предмета: сложность обучения в искусственных условиях, механическое заучивание слов, психологические барьеры при коммуникации, что снижает интерес к предмету, и соответственно качество обученности. Во избежание таких последствий в основу опыта автор заложил принципы конструктивизма, вывел в качестве ведущей, роль учителя-конструктивиста, сформировал модель включения учащихся в процесс самоконструкции знаний по английскому языку для повышения качества обученности по предмету.

В процессе подготовки к учебному занятию автор опыта пронизывает его через основные постулаты конструктивизма:

Конструктивизм – это педагогическая философия, ключевая идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде, только создавать педагогические условия для успешного самоконструирования знаний учащихся. Конструктивизм отражает достаточно простую истину: на протяжении всей жизни каждый из нас конструирует свое собственное понимание окружающего мира. Именно поэтому каждый из нас уникален своим видением мира, своими убеждениями, своим мировоззрением. Именно поэтому нам интересна оригинальная точка зрения другого человека, именно поэтому очень важно оставаться самим собой, со своим почерком и стилем.

Конструктивизм – педагогическая философия, которая во главу угла ставит точку зрения обучаемого, какой бы «сырой» она ни была на данный момент. Согласно Ж.-Ж. Пиаже, это именно та стартовая позиция, с которой и начинается конструирование нового знания у ребенка путем преодоления когнитивного конфликта между внутренней сложившейся структурой (опытов) и внешней неизвестной реальностью.

Конструктивизм – педагогическая философия, которая ценит процесс движения к истине больше, чем саму истину. «Научное знание - явление не статическое, - писал Ж.-Ж. Пиаже в одной из своих последних работ, - это есть процесс, более конкретно, процесс непрерывного конструирования и реорганизации».

Конструктивизм рассматривает позицию обучаемого как активную, самоуправляемую, построенную преимущественно на собственной конструктивной активности, лишь ситуативно управляемую извне учителем. Современный взгляд зарубежных исследователей и методистов на организационные аспекты педагогического процесса выражается в том, что учитель создает условия для саморазвития учащегося, оказывая ему помощь в случае необходимости, но не дает готовых знаний, моделей, алгоритмов и способов решения задач. Деятельность учителя направлена на формирование самостоятельности каждого учащегося посредством управления самоконструированием ими своего опыта.

Конструктивизм рассматривает учение, как активный познавательный процесс. Ученик отбирает и преобразует информацию, предполагает, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. Познавательная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Данный подход означает, что при оценке качества обучения учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные рассуждения учащихся, «умные» вопросы, сознательно исправленные ошибки (в отличие от традиционного подхода, где учитель оценивает эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся по количеству правильных ответов); оцениваются все результаты учебной деятельности, показывающие не только итоги обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания и его прогресс в обучении.

Портрет учителя-конструктивиста в педагогической деятельности

Роль учителя в информационном обществе кардинально меняется: от доминирования педагога над учащимися, демонстрации образа поведения, образа мышления, который должен быть усвоен учащимся, на установление иных, помимо поучающих, отношений между учителем и учащимся – отношения взаимного обмена информацией, отношения несогласия, возражения, вызванные поиском решения. Учитель выступает в роли конструктивиста.

Прежде всего, учитель-конструктивист – не учитель-урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. Решение для поставленной задачи не подсказывается. В результате чего, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения. Так, по темам «Внешность человека», «Семья», «Мой дом» требуется большой фонд слов для практического оперирования им, но заучивание их многократным повторением неэффективно. Новые же слова, воспринимаемые одновременно с образными впечатлениями, запоминаются не как цепь обособленных  словесно-речевых звуков, а как смысловое отображение впечатлений, которые связаны со словами: «внешность человека», «мой дом», «семья» и т.д. Этому способствует свободный выбор школьниками той деятельности, в которой они сами отыскали бы, увидели, выявили впечатляющие образы. На уроке им предлагают домашнее задание: изобразить в любом виде внешность человека, семью, свой дом и дать описание их на иностранном языке. Решение не подсказано («найдите сами»).

В процессе подготовки к занятию и планирования урока учитель-конструктивист предпочитает использовать проблемы из реальной окружающей жизни учащихся, включает в задачи данные из практических ситуаций, первичных источников и оригинальных материалов. Более того, он предусматривает активное участие учащихся в непосредственном сборе таких данных посредством наблюдения реальной ситуации, поиска соответствующей информации. Образно выражаясь, проблема должна пройти «через руки учащихся», они должны видеть, что она не выдумана кем-то. Этот момент принципиально важен с точки зрения формирования внутренней мотивации учащихся к изучению данной проблемы и связанного с ней учебного материала. На уроках английского языка связь с практическими ситуациями прослеживается в каждом разделе учебной программы, необходимо правильно распознать и включить учащихся в их решение («Еда», «Туризм», «Дружба», «Семья» и другие темы). Включение учащихся в проектную деятельность по данным темам формирует не только предметные, но и метапредметные умения, необходимые для решения аналогичных жизненных ситуаций. И всё это в русле конструктивизма, который также предполагает нацеленность учителя на «живое», а не искусственное обучение, на работу с оригиналом, а не с производной, тем самым стимулируя учащихся к самостоятельному исследованию, формулировке гипотез и открытию законов. Так материалом для проекта «Сколько английских слов необходимо знать туристу для поездки заграницу?» обучающейся 6 класса стала неудачная туристическая поездка в англоговорящую страну. В ходе проекта рассматривались реальные туристические ситуации заграницей, с которыми столкнулся автор проекта. Под каждую ситуацию составлен примерный диалог, подобран языковой минимум слов к данной ситуации. Обучающийся работал с достоверными источниками, рассматривал практические ситуации,  решал важную проблему для себя, для своей семьи и потенциальных туристов. Данный проект занял первое место на районной научно-практической конференции.

Учитель-конструктивист формулирует цели урока совместно с учащимися, стимулируя творческую мыслительную деятельность учащихся. Подобные формулировки целей обучения, а также учебных проблем и задач мотивируют учащихся к более глубокому осмыслению материала урока, включению их в содержательную дискуссию, высказыванию собственных точек зрения, предположений и гипотез. На данном этапе урока целесообразно использовать smart-технологию постановки целей («умные цели»). По данной технологии цель представлена как

S - (specific) — каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;

M - (measurable) — цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения;

A - (achievable) — цель должна быть достижимой;

R -  (realistic) — цель должна быть реалистичной;

T-  (time related) — цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения.        

Чем конкретнее, реалистичнее, измеримее будет поставлена цель перед учащимися или самими учащимися, тем достижимее она будет. Так, например, по теме «Advantages and disadvantages of  television (Преимущества и недостатки телевидения)» с учащимися была сформулирована цель по smart-технологи: выявить преимущества и недостатки телевидения и уметь использовать в диалоге  от 5 до 8 словосочетаний на  преимущества и от 6 до 9 словосочетаний на недостатки телевидения. Результатом данной цели будут конкретные умения: использование учащимися в диалоге  от 5 до 8 словосочетаний на  преимущества и от 6 до 9 словосочетаний на недостатки телевидения (варьирование в количестве словосочетаний зависит от индивидуальных особенностей учащегося. Базовый уровень: 5 и 6 словосочетаний, повышенный – 8 и 9 соответственно). Цель измерима: процедура измерения – участие в диалоге и использование в нём словосочетаний. Цель достижима и реалистична: учитывает планируемые результаты учебной программы и индивидуальные особенности учащегося и определена во времени: одно учебное занятие.                                

Конструктивистская философия обучения также предполагает создание условий для того, чтобы учащиеся сами могли вести отдельные фрагменты урока, изменять направление дискуссии в рамках обсуждаемой учебной проблемы, предлагать свои методы и формы обучения. Очевидно, что это возможно тогда, когда учитель прекрасно владеет учебным материалом и учебной ситуацией на уроке, является хорошим педагогом-импровизатором. Это позволяет ему отступать от жесткой структуры урока и передавать бразды ведения занятия учащимся, сохраняя при этом основную линию урока, и достигать его целей. Кроме того, учитель-конструктивист сначала выслушивает точки зрения учащихся, вовлекая их в процесс содержательной дискуссии, и только потом подводит резюме и раскрывает свою позицию по данной проблеме, ни в коей мере не навязывая ее. Это дает возможность учащимся войти в проблему урока, попытаться самостоятельно понять и проанализировать учебную проблему, сформулировать для себя неясные моменты, вопросы, задать их друг другу, услышать мнения и вопросы других, отстоять свою точку зрения, прислушаться к аргументам одноклассников - иными словами, учащийся должен принять полноценное участие в конструировании нового знания, а не получать его в готовом виде из уст учителя.                

Учитель-конструктивист создает благоприятные условия для развития критического мышления учащихся путем столкновения противоположных точек зрения, постановки контрпримеров, раскрытия противоречий в процессе обсуждения. Он высоко ценит содержательные и «умные» вопросы. Один хороший вопрос учащегося может «стоить» дюжины простых правильных ответов. Учитель-конструктивист в хорошем смысле «провоцирует» природную любознательность учащихся, используя в процессе обучения методы эвристики и исследования.

Описание модели включения учащихся в процесс самоконструирования знаний для повышения качества образования  

Процесс самоконструирования знаний зависит от: уже имеющихся знаний; новых знаний, получаемых в процессе исследования; умения структурировать и интерпретировать знания. В отличие от традиционного процесса обучения самоконструирование знаний реализуется в творческом сотрудничестве учеников с учителем и интеллектуальном партнерстве с инструментами познания (Приложение 1 «Схема взаимодействия учащегося с инструментами познания»). Кроме этого, в процесс самоконструирования знаний для повышения качества образования  невозможно вовлечь учащихся, если педагог не в роли конструктивиста и если он не учитывает особенности конструктивизма в обучении английскому языку.

Роль учителя-конструктивиста заключается в следующем: в направлении и конструировании деятельности учащихся, посредством использования smart-технологии постановки цели, в использовании жизненных ситуаций, материалов на языке оригинала, в создании условий свободного выбора школьниками той деятельности, в которой он сам отыскал бы впечатляющие образы, а также в «провоцировании» природной любознательности учащихся. При обучении английскому языку учитель-конструктивист учитывает особенности конструктивизма: мотивация через решение жизненных ситуаций, опора на интегративные умения, поощрения высказывания предположения учащихся, оценка не только итогов обучения, но и усилий конструирования нового знания и его прогресс в обучении.     Учитывая вышеназванные особенности педагогической философии конструктивизма при обучении английскому языку, обучающийся становится «соучастником» процесса обучения  (выбирает формы достижения результата, изменяет направление деятельности), ведёт поиск, исследование и решение значимых проблем, прежде всего проблем окружающей его действительности, решение которых непосредственно связано с реальной  ситуацией из жизни школы, района, города, что приводит к успешности учащихся в самоконструировании знаний по английскому языку и соответственно повышает качество обученности по предмету.

Схематично модель выглядит следующим образом:


Рис. 1 Модель включения учащихся в процесс самоконструирования знаний по английскому языку


Список литературы

  1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  2. Большой Энциклопедический словарь. – URL: http://www.slovopedia.com/2/202/234073.html . – [дата обращения 12.02.2011].
  3. Научная школа человекосообразного образования / Сайт А.В. Хуторского. – URL: http://www.khutorskoy.ru/science/index.htm. – [дата обращения 25.12.2010].
  4. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  5. Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. – 2000. – № 4. – С. 56-62.

Грушевая Ольга Николаевна, п. Верхнеказымский Белоярского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку».

Современная школа заставляет решать непростые задачи. Одна из них  «Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку»....

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья «Мониторинг знаний учащихся по химии как один из способов повышения качества обучения» опубликована в методическом вестнике № 1 «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения вып...

Внутришкольная диагностика (мониторинг) знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...

«Включение учащихся в процесс самоконструирования знаний как условие повышения качества обученности

Новые социальные запросы, отражающие переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на высоком инновационном потенциале, вызывают необходимость пересмотр...