«Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».
методическая разработка по английскому языку на тему

Чурчутова Акгуль Асылтаевна

   Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития механизмов мышления, является метод проектов, в основу которого положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблемный аспект проектной методики пробуждает мысль учащихся, позволяет включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_metodika_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».

Моя работа в образовательной области строится в соответствии с планом методической работы школы и направлена на решение проблемы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения»

  Я работаю над темой моего самообразования «Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции». Данная методическая проблема  направлена на решение следующих задач:  

  1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий при использовании инновационных технологий.
  2. Повышение качества образования за счет индивидуальной работы с учащимися.
  3. Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

   Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития механизмов мышления, является метод проектов, в основу которого положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблемный аспект проектной методики пробуждает мысль учащихся, позволяет включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка.

   Интеграция метода проектов в классно-урочную систему дает возможность, не затрагивая содержания обучения, определенного стандартом, и не внося изменений в сетку часов, более глубоко изучить программный материал, так как содержание проектной работы строится не на изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных проблем, доступных учащимся по сложности и имеющих отношение к реальной жизни. Учебный процесс при этом строится не в логике изучаемых предметов, а в логике учебной деятельности, что позволяет сблизить учебные задачи с задачами общения с реальным миром.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Частью метода проектов является обучение в сотрудничестве, который позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и поэтому, все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта.

В своей педагогической практике работаю М.З.Биболетовой и соавторами УМК "Enjoy English " , где, по моему мнению, наиболее удачно  активизировалась работа учащихся  проектной методикой с использованием ИКТ.    УМК Биболетовой М.З. и других предлагает огромный материал, который по глубине и объему содержания значительно выше требований общеобразовательного стандарта. Такой избыточный материал обеспечивает возможность выбора и тем, и заданий в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. После того, как составлено планирование по каждому разделу,  отрабатывается с учащимися и закрепляется материал в различных коммуникативных и условно-коммуникативных упражнениях, направленных на формирование лексических и грамматических навыков и формирование умений в чтении, аудировании, говорении и письме. Но какой бы текст не читался, какое бы упражнение не выполнялось, учащимся предлагается поискать в изученном материале что-то нужное для их будущего проекта. Постепенно все лексические и грамматические навыки, умения в чтении, аудировании и говорении начинают объединяться. Такой работой завершается I этап работы над проектом.

На II этапе проходит выбор и обсуждение проблемы будущего проекта. Здесь, на втором этапе, происходит формирование групп. Группы формируются по разным принципам: сильные - слабые, по месту жительства, по интересам.

На III этапе учащиеся работают в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих поставленную проблему.

На IV этапе учащиеся оформляют проект. Это могут быть рисунки, плакаты, доклады, постеры, диаграммы и презентации.

На V этапе проходит защита проектов и обсуждение.

На VI этапе дается оценка экспертной группой

Таким образом, этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы.

Этапы работы над проектом

Этапы

Содержание

I

Подготовка учащихся к работе над проектом, т.е. работа над темой цикла – овладение лексико-грамматическим материалом, аудирование и чтение текстов по теме; активизация материала в упражнениях.

II

Выбор проблемы. Определение цели и содержания проекта, результата и средств его достижения. Формирование групп и организация деятельности участников группы.

III

Исследование проблемы. Поиск фактов, аргументов. Сбор необходимой информации (интервью, анкетирование).

Анализ собранного материала, выводы.

IV

Оформление проекта.

V

Презентация проектов.
Обсуждения.

VI

Контроль и оценка

VII

Дальнейшая жизнь проектов.

Памятка

  • помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой работы зависит от того, насколько легко и свободно вы можете общаться при её обсуждении и выполнении, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также усердие и желание сделать проект интересным.
  • Не забывайте, что вы все должны работать с полной отдачей при создании проекта, помогать друг другу по мере необходимости, оказывать моральную поддержку, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
  • Организуйте порядок работы над проектом; определите цели, содержание, ожидаемый результат. Распределите обязанности между членами группы.
  • При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, принимайте во внимание все точки зрения, взвешивайте все “за” и “против”, четко излагайте свои мысли.

Предлагаю методы оценивания при проектной деятельности, которые использую в своей практике.

При работе в группе:

Форма 1. Самооценка работы в малой группе

Эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, галочку) в соответствующей графе, отмечая, как работала группа в целом, или вписывать имена участников группы

Показатели

всегда

обычно

иногда

никогда

1.Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

2.Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

3.Мы выясняли то, что было нам непонятно

4.Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

Подписи членов группы:

Форма 2

Оценка учащимся собственного участия в работе малой группы

Насколько хорошо я работал со своими товарищами?

всегда

обычно

иногда

никогда

Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общей цели

Я усердно работал над заданием

Я высказвал новые идеи

Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи

Я подбадривал остальных

Форма 3

Рейтинговая оценка проекта

Перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта.

В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим

учеником. После этого опять подсчитывается среднеарифметическая величина,

но уже из расчета баллов, выставляемых в данной позиции.

Дости-

гнутый

резу-

льтат

(из 15

бал-

лов)

Оформ-

ление

(из 15

бал-

лов)

Защита |Процесс проектирования

Предс-

тавле-

ние

(из 15

бал-

лов)

Отве-

ты на

воп-

рос

(из

15

бал-

лов)

Тво-

рче-

ская

(из

15

бал-

лов)

Интел-

лекту-

альная

актив-

ность

(из 15

бал-

лов)

Прак-

тиче-

ская

дея-

тель-

(из

15

бал-

лов)

Уме-

ние

рабо-

тать

в ко-

ман-

де

(из

15

бал-

лов)

Самооценка

Педагог

Коллеги по команде (классу)

Cуммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85-100 баллов - "5";

70-85  баллов - "4";

50-70  баллов - "3";

менее 50 баллов - "2".

Форма 4        

Оценивание коммуникативных навыков

Эта форма позволяет оценить навыки учащихся выражать свои мысли в письменной или устной форме. Эти навыки являются частью коммуникативных навыков (навыков общения). Прежде чем использовать данную форму, педагог должен определить нормы проведения презентации (или форму представления результатов работы) настоящая система адаптирована под пятибалльную систему оценок. Примером использования этой формы может служить оценка на дом эссе-размышления)

5

  • Все идеи презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и способности мыслить логически
  • Тема презентации четко определена и хорошо разработана
  • Презентация имеет структуру (разделы), отлично организована
  • Соблюдаются принятые нормы поведения презентации

4

  • Большинство идей презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и о способности мыслить логически
  • Тема презентации четко определена и хорошо разработана, но встречаются нестыковки в повествовании
  • Презентация имеет структуру (разделы), хорошо организована.
  • Соблюдаются большинство принятых норм проведения презентации

3

  • Около половины идей презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и о способности мыслить логически
  • Тема презентации определена нечетко и недостаточно  хорошо разработана
  • Презентация имеет нечеткую структуру (разделы) и недостаточно хорошо организована
  • Не уделяется достаточного внимания соблюдению принятых норм проведения презентации

2

  • Большинство идей в презентации выражено нечетко
  • Тема презентации определена нечетко и плохо разработана
  • Презентация имеет очень неясную структуру
  • Встречаются много нарушений принятых норм поведения презентации

1

  • Все идеи презентации выражены нечетко
  • Тема презентации определена нечетко и не разработана
  • Презентация имеет очень неясную структуру или вообще ее не имеет

Критерии оценки

Имя

Имя

Имя

Имя

  1. Презентация идей

  1. Разработка темы презентации

  1. Структура презентации

  1. Форма представления

Итого баллов:

Форма 5

 Одним из важнейших учебных результатов при проектной деятельности является подготовка аргументов и обоснование своей позиции. Ниже предлагается таблица критериев для оценивания этих умений, а также бланк оценивания, рассчитанная для наблюдения за несколькими учениками. Рекомендуется постепенно вводить критерии оценки, начиная с двух-трех. После того как привыкнут к использованию этой формы, можно добавлять остальные критерии оценки.

Критерии оценки

Критерии оценки

2 балла

1 балл

О баллов

Критерий 1

Позиция

Сформулирована четко

Сформулирована нечетко

Позиции нет

Критерий 2-4. аргументы

Критерий 2.

Количество аргументов

Приведены 2 (3) аргумента (представляющие разную сторону проблемы или взгляд с разных точек зрения)

Приведены 1 (2) аргумента

Нет аргументов

Критерий 3

Закон (нормы права)

Все аргументы  основаны на законе (нормах права)

Не все аргументы основаны на законе

Аргументы не основаны на законе

Критерий 4

Факты

Все аргументы основаны на фактах

Не все аргументы основаны на фактах

Аргументы не основаны на фактах

Критерий 5.

Логика

Логика ясная, четкая; позиция поддерживается аргументами

Логика нечеткая, аргументы не всегда поддерживают позицию

Логика отсутвует

Критерий 6.

Форма представления

Форма представления позиции и аргументов показывает культуру общения (устного или пистменного)

Форма представления нуждается в некотором улучшении

Форма представления показывает отсутствие понимания культуры общения

   Тематические альбомы, коллажи, постеры, открытки – непременные атрибуты уроков с применение проектного метода работы. В начальных классах предлагаются темы, где дети с особым интересом создают творческие проекты. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. А с пятого класса учащиеся начинают писать и защищать свои проекты по темам циклов учебников. Обучая учащихся проектированию, необходимо научить детей грамотно, последовательно выполнять серию четко определенных, алгоритмизированных шагов. Перед началом изучения определенного цикла и темы ребятам предлагается план проекта данного цикла, необходимая программная лексика, грамматические структуры и дополнительная лексика. Во время последующих уроков дети работают над проектом, чтобы в конце цикла достойно его защитить и обсудить с одноклассниками в парах или группах. На уроках необходимо создавать локальную мотивацию речевой деятельности учащихся. С целью повышения мотивации проводятся выставки проектов перед уроками. Дети учатся правильно оформлять свои проекты, проявляют своё творчество в их выполнении: используют компьютер, свои рисунки, аппликации и т.д. Желательно чтобы у каждого класса была  своя папка, куда учитель будет складывать работы учащихся в течение всего учебного года. Таким образом, к концу 9-го и 11-го классов ученики смогут увидеть свой творческий рост и использовать свои проекты во время подготовки к выпускным экзаменам (все работы, конечно, лучше  хранить учителю). Надо отметить, что  проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Учащиеся оформляют проекты не только в виде плакатов, рисунков, диаграмм, но и готовят мультимедийные презентации, которые помогают не только проиллюстрировать любое выступление, но и служат для контроля знаний определённого грамматического, лексического и страноведческого материала. Работа над проектом с применением ИКТ привлекает учащихся и является одним из главных их интересов. Приведу пример, созданных школьниками компьютерных презентации и постеров, таких как: « Моя семья и я», «Дом моей мечты», «Проблема загрязнения с.Ташанта», «Праздники и традиции Великобритании», «Достопримечательности Лондона»,  «Суеверия», « Мир моды».

   Таким образом, из опыта работы по проектной методике я могу с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества, создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке. Следовательно, суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это, прежде всего, коммуникативная деятельность.

Список использованной литертуры:

  1. Воскресенская Л.В. Проектные технологии в преподавании английского языка / Воскресенская Л.В. // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации / сост. Н.Л. Шамне, Е.А. Пелих. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во. 2005. – С. 110 – 115.
  2. Применение метода проектов. Корнева Л.П.// Иностранные языки в школе - №5,2006.
  3. Биболетова М.З., Трубаневой Н.Н. Английский с удовольствием «Enjoy English» для  2-9 классов - Обнинск: Титул, 2012.  
  4. Книга для учителя  к учебнику Биболетовой и др.  - Обнинск:Титул, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Развитие комуникативной компетенции является ключевой в обучении иностранным языкам. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие данной компетенции, социолингвистические и психолин...

«Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».

Интеграция метода проектов в классно-урочную систему дает возможность, не затрагивая содержания обучения, определенного стандартом, и не внося изменений в сетку часов, более глубоко изучи...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Речевое взаимодействие как фактор формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Методическим содержанием урока иностранного языка должна быть коммуникация. Обучая детей иностранному языку, необходимо учить их общаться на данном языке. А научить этому можно только в условиях общен...

Использование проектной работы на уроках английского языка в 7 – 8 классах в процессе формирования языковой компетенции

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОКУРСА «WORD ON THE STREET» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ РЕАЛИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОКУРСА «WORD ON THE STREET» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ РЕАЛИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИВ статье рассматривается популя...