Интегрированный урок по английскому языку и праву по теме "Конституция Российской Федерации"
план-конспект урока по английскому языку (10 класс) на тему

Людмила Ивановна Бубнова

Целью урока является сформировать целостную систему знаний по английскому языку и праву по теме "Конституция Российской Федерации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx78.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: право, английский язык

Класс: 10  класс

Юсова Марина Георгиевна-учитель истории и

обществознания МБОУ «СОШ №1 г.Нарьян-Мара

                                                                                                                       Бубнова Людмила Ивановна- учитель иностранного языка МБОУ «СОШ №1 г. Нарьян-Мара

Тип урока: урок открытия  нового знания с элементами обобщения и контроля знаний

Технологическая карта

Тема

Права и обязанности граждан Российской Федерации

Цель

Создать условия для формирования  знаний о  Конституции – основном  законе страны,   характеризовать систему власти в Российской Федерации, рассмотреть обязанности и права гражданина.

Сформировать  целостную  систему  знаний по английскому языку по теме “Конституция Российской Федерации”.

Задачи

Обучающая - добиться усвоения учащимися  понятия  «Конституция», основных ее признаков, прав и свобод человека и гражданина.  Сформировать умение отвечать на вопросы по теме, выделять требуемую информацию в тексте (прочитанном, услышанном).

Развивающая - способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, развивать коммуникативные навыки учащихся  и  навыки критического мышления. Развивать навыки чтения,  фонетические и лексические навыки.

Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу, задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством.

Воспитывать патриотизм и уважительное отношение к законам Российской Федерации. Расширять общий кругозор учащихся.

Формируемые УУД

Личностные:

  • Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные:

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Познавательные:

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания.
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме.
  • Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки.

 Коммуникативные:

  • Владение различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
  • Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности.
  • Учитывать позиции других участников деятельности.
  • Ясно и точно излагать свою точку зрения.

Методы и технологии

Поисковый метод,  групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия,  взаимооценка

       Основные понятия

Конституция,  правовой статус человека,  конституционные обязанности.

       Ресурсы:

      - основные

      - дополнительные

  • А.Ф.Никитин, Правоведение. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение» 2005г.
  • Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. Право. Учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений в 2-х книгах. М., «Вита-Пресс» 2011г.
  • О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, Английский язык. Учебник для общеобразовательных школ с углубленным изучением английского языка. М., Просвещение, 2009г.
  • Интернет -ресурсы

Организация пространства

Рабочие листы с таблицами для работы групп,  задания на английском языку для каждой группы

   Структура урока

  1. Самоопределение к деятельности  
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Решение учебной задачи (открытие нового знания)
  5. Первичное закрепление
  6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение учащихся  в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организую ситуацию самооценки готовности к уроку.

Давайте вспомним, что значит быть готовым к уроку, проверим наличие

учебных принадлежностей.

Оценивают готовность к уроку.

 Умения и ценностные установки, необходимые для осознанного выполнения старшими подростками основных социальных ролей

Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

II. Актуализация знаний

Цель.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания

Организую ситуацию для включения учащихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия нового знания

Что такое Конституция.

Когда она была принята.

Как она была принята.

Что такое референдум.

Что такое суверенитет, социальное государство, светское государство.

На какие ветви разделена власть в РФ.

Что значит прямое действие Конституции.

Выполняют задание.

Предъявляют результаты, соотносят их с целью.

Относительно целостное представление о Конституции. Знание ключевых понятий раздела « Политическая сфера»

Владение различными видами публичных выступлений и следование  правовым нормам и правилам ведения диалога.

Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы

Использую технологию «Мозгового  штурма»

Давайте запишем на листе бумаги известные вам  слова-ассоциации, которые связаны с понятием «Конституция» (групповая работа.)

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать  признаки, по которым проводилось объединение. Какой важный вопрос, связанный с Конституцией, нами не рассмотрен?

Ребята а как мы сформулируем  тему нашего урока?

 Уточняю и фиксирую тему урока

Правильно, тема нашего урока « Права и обязанности граждан  РФ»

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания

Представляют свой перечень вопросов

Формулируют тему урока. Оценивают работу членов группы, ставят оценки в оценочные листы.

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности

Учитывать позиции других участников деятельности

Ясно и точно излагать свою точку зрения

Оценивать свою работу и работу членов группы

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Формирование и развитие ЦО к совместной деятельности по открытию нового знания

Организация ситуации решения учебной задачи.

1.Организация выполнения задания  (учитель английского языка)

Работа с текстом по теме “Конституция Российской Федерации»

1.Ознакомление  с лексикой

Let’s learn new words. Read and translate these words:

http://festival.1september.ru/articles/642690/img1.gif

Ensure - гарантировать

Faith - вера

Co-ordinate - устанавливать

Ancestor - предок

Unity – единство

2.Работа с публицистическим текстом.

  Read the publicist story.

- We know that this year we celebrate the 21st anniversary of the Constitution of the Russian Federation. It is important for people all over the Russian Federation. Now you will read the text about it:

The Constitution of the Russian Federation was adopted on the 12th of December, 1993. More than 58 million voters took part in the referendum on the new draft constitution. 32 million people voted in favour of the draft constitution. The new Constitution came into force on the 25th of December, 1993, when it was officially published. The adoption of the 1993 Constitution marked the beginning of a new era in the history of the Russian Federation. The Constitution forms the country’s legal foundation, proclaims the President of the Russian Federation the head of state and lays upon him the responsibility for defending the Constitution, human rights and civil liberties, safeguarding Russia’s sovereignty, independence and territorial integrity, and ensuring the coordinated functioning and cooperation of the state bodies of power.

We, the multinational people of the Russian Federation, are united by a common fate on our land. We establish human rights and freedoms, civil peace and accord and preserve the historically established State unity, principles of equality and self-determination of peoples. Russian people revere the memory of ancestors who have passed on to us their love for the Motherland and faith in good and justice. They revive the sovereignty of Russia for future generations. We recognize ourselves a part of the world community. We adopt the Constitution of the Russian Federation.

3.Работа по содержанию текста (ответить на вопросы)

 Answer the questions, please.

What can you see in the picture? (It’s the Constitution of the Russian Federation.)

When was the last Constitution adopted? (The last Constitution was published on the 12th of December. Have you read this document? (I have read this document.)

Do you think it’s important for you to know this document? Why? (I think this document is very important. According to this document our rights are guaranteed.)

2.Организация выполнения задания   (учитель права)

Сейчас мы попадем на страницы ныне действующей Конституции.

Разделитесь на 5 групп. Каждая группа получает свое индивидуальное задание по изучению Конституции. Работая с текстом Конституции РФ, заполните таблицу (приложение 1)

Работа в группах

Определяют действия и их последовательность их выполнения.

Работают с текстом

Чтение рабочего  текста,

работа  с учителем, корректировка  результатов выполнения задания.

Выполняют задание учителя.

Осуществляют поиск необходимой информации. Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Умение формировать умение отвечать на вопросы по теме, выделять требуемую информацию в тексте (прочитанном, услышанном).

Развитие  навыков  чтения, развитие  фонетических и лексических навыков

Развитие навыка анализировать источники и выбирать необходимую информацию

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), оценку своих учебных достижений, поведения.

Овладение правилами ведения диалога

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов

Организую ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление изученного ранее(учитель права)

Каким образом граждане участвуют в управлении делами государства.

Как в конституции сформулировано право на жилище.

Что означает право на образование.

Какие обязанности граждан по отношению к культурным ценностям устанавливает государство.

Организую ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление изученного ранее(учитель английского языка))

1.Выполнение задания на соотношение

Чтение прав.

  1. … the right to life .
  2. … the right to name and nationality at birth.
  3. … the right to express one’s views.
  4. … the right to information.
  5. … the right to protection.
  6. … the right to leisure.
  7. … the right to education and development.
  8. … the right to health and health care.
  9. …  the right to privacy.
  10. … the right to non-discrimination,
  11. … the right to confess any religion if …
  12. … the right to labour.
  13. … the right to take a full and active part in everyday life.

What are these rights about? Match the explanations with the rights.

  1. All children must get a name when they are born and become a citizen of a particular (определенная) country.
  2. The government  must give the children good medical care and try to reduce (сократить) the number of deaths in childhood.
  3. All people should have the rights whatever (несмотря на) their race, sex, religion, language, disability, opinion or family background (положение).
  4. All people should have a chance to live in a safe and unpolluted environment with good food and clean drinking water.
  5.  All people can get information, especially that would make their life better.
  6. Nobody can open people’s letters and listen to their phone calls.
  7. All people can say what they think but if it doesn’t do any harm to other people’s health or interfere (помешать) their life.
  8. Everyone must have the right to rest.
  9. The government  should protect people from cruelty, harm, abuse (оскорбление) and dangerous drugs.
  10. Every child can go to school. Different kinds of secondary schools should be available for children.
  11. All people with disabilities must be helped to be as independent as possible.
  12. Everyone should have the best chance to develop his abilities.
  13. People can join organisations, take part in meetings and peaceful demonstrations which don’t affect other people’s rights.
  14. Schools should help children develop their skills, teach them about their own and people’s rights and prepare for adult life.

 Which rights seem most important to you? Why? Put them in order of importance.

2.  In this table you can read the extracts from the Constitution. Complete the sentences with the word on the right in its appropriate form.

Everyone have the right to ...

LIVE

Basic general ... shall be compulsory. Parents or guardians shall ensure that children receive a basic general education.

EDUCATE

All persons shall be ... before the law and the court.

EQUALITY

Everyone shall have the right to use his (her) native language and to a free choice of the language of ..., ... and ... work.

COMMUNICATE

CREATE

Everyone shall be guaranteed ... of ... .

FREE

SPEAK

The freedom of the mass media is ... .

GUARANTEE

Everyone shall have the right freely to use his (her) labour skills and to choose the type of ... and ... .

ACTIVE

OCCUPY

Everyone shall have the right to ... .

RESTFUL

Everyone shall have the right to ... protection and medical care.

HEALTHY

Организую работу по выполнению заданий на закрепление знаний

На перемене два одноклассника заспорили о том, хорошо ли списывать. Каждый высказал свои аргументы, но убедить в своей правоте другого никому не удалось. Желание доказать свое мнение обернулось тем, что спор перешел на личности и оскорбления.

Допустима ли такая свобода выражения своего мнения? Кто из спорщиков нарушил правила использования своего права на свободу слова?

Выполняют задание учителя

Индивидуальная работа

Читают текст, выполняют задание

Индивидуальная работа

Выполняют задание, аргументировано отвечают на вопрос(работу выполняют самостоятельно).

Умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Умение выполнять задания по алгоритму, предложенному учителем

Умение выполнять задания по алгоритму, предложенному учителем

Умение аргументировать собственную точку зрения

Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений

VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организую дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу

Какие вопросы мы решали на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что бы вы рассказали своим товарищам из параллельного класса о правах человека и  гражданина.

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Какие аспекты темы сегодняшнего урока мы не рассмотрели?

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

Отвечают на вопросы

Мы не ответили на вопрос: « Может ли подросток на практике реализовать все права гражданина России ?» Не затронули вопрос «Всегда ли права исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни .

Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности

Что помогло нам в работе на уроке?

Умение правильно организовывать работу  и взаимодействовать в группе. Все это помогло достичь цели урока

Тема «Права и свободы человека и гражданина»  актуальна, так как это касается каждого человека, влияет на его поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми. Ориентирует нас на отношение к правам и свободам человека как высшей ценности

VIII. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плоды, если не растут одна рядом с другой» (Г.Ламенне).

Составить рассказ о правах человека на английском языке.

Умение использовать полученные на уроке знания  

Определение сущностных характеристик изучаемого явления, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из различных источников.

Мотивация

     

Китайский философ IVв до н.э. ШанЯн, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию  - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

         Вопросы к классу:

        1. О чем рассказывает эта притча?

        2. В чем ее смысл?

        3. Как она связана с темой нашего урока?

Приложение 1.

  Рабочий материал для первой группы.

       Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.

        В своем современном виде первые конституции появились  в США (в1791 г. Билль о правах) и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».

Фрагмент «Декларация независимости» США

«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».

   Вопросы к группе:

  1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?

  2. Назовите наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIII веке?

  3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?

   4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?

   5. Что такое справедливая власть, сточки зрения американской конституции?

  Рабочий материал для второй группы

 Первые попытки создать Конституцию в России принадлежит декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.

Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть. Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.

  Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.

После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. Нона закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.

Затем были Конституции 1936., 1977 г.

Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г.

Вопросы к группе:

1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции?

2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II?

3. Почему они не удались?

4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?

5. Проследите и охарактеризуйте этапы развития Конституции при советской власти?

6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?

Кластер «Конституция»

Приложение 2.

Конституция – Основной закон жизни.

Задание

- Почему Конституция – это Основной закон жизни?

Структура и содержание Основного закона жизни

Название разделов

Содержание

1.Преамбула

Вводная часть, в которой говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветания и благополучия России

2.Основы конституционного строя

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы – высшая ценность.

Носителем власти в РФ является народ.

Россия суверенна. Содержится характеристика Федеративного устройства России.

РФ – социальное государство, светское государство. Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ

3.Права и свободы человека и гражданина

Характеристика личных (гражданских), политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ

4.Федеральное устройство

Характеристика федеративного устройства РФ, государственный язык – русский. Разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении РФ и в ведении субъектов РФ. Определяются границы, денежная единица, правовая база республик

5.Президент РФ

Президент – глава государства, гарант Конституции. ОН определяет основные направления внутренней внешней политики государства. Описан механизм выборов Президента, его полномочия. Прописан механизм отстранения Президента от власти

6.Федеральное собрание

Это парламент нашей страны. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной думы. Прописаны порядок их выборов и роспуска, их полномочия

7.Правительсво РФ

Осуществляет исполнительную власть. Расписаны полномочия правительства, порядок роспуска

8.Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Содержится характеристика судей. Прописаны полномочия различных видов судов РФ

9.Местное самоуправление

Обеспечивает самоуправление в РФ. Указаны их полномочия

10.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Определяется, кто и как может вносить поправки, прописан механизм внесения поправок

 Проверка выполнения задания: каждая группа презентует работы, по ходу заполняется таблица..

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».

   Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...

Открытое занятие кружков английского языка и истории. Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, проводился среди студентов 1 и 2 курса.Интеграция данного у...

Открытый интегрированный урок по английскому языку и математике для 1 класса в школе с углубленным изучением английского языка по теме "Цифры".

Открытый интегрированный урок по английскому языку и математике для 1 класса в школе с углубленным изучением английского языка по теме "Цифры" включает  себя две части: первая часть на русском яз...

Конспект интегрированного урока по английскому языку: "Компьютерный проект на английском языке"

Представлен урок для 5 класса в рамках факультативного круса "Истоия Британии". На уроке: повторение ранее изученных выражений по теме  и принципа работы программы WORD в режиме "у...

Конспект урока по английскому языку "Государственное и политическое устройство Российской Федерации" (с элементами деловой игры).

Данная методическая разработка рекомендуется для проведения урока английского языка по страноведению России для студентов 1 курса СПО. Содержит элементы деловой игры....

Интегрированный урок по английскому языку по теме "Чай", традиции чаяпития в России и в Англии. Английский язык +химия

Интегрированный урок английского языка по теме "Чай", традиции чаяпития в России и в Англии. Английский язык + химия...