Статья на тему: "Лингво-страноведческий подход к обучению иностранным языкам"
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Шепелева Наталья Ильинична

В данной статье представлен материал из опыта работы в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvo-stranovedcheskiy_podkhod_k_obucheniyu.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лингво-страноведческий подход
к обучению иностранного языка. (Выступление)

Teacher: Shepeleva N.I. 2012


Уважаемые коллеги!

Выступая по данной теме, я возьму на себя смелость говорить о тех вещах, которые, вероятно, вам уже известны. Более того, мое выступление не претендует на что-то особенное и оригинальное. Просто попытаюсь скомпоновать в своем выступлении все то, что мною уже наработано.

Начну с того, что на протяжении многих лет своей работы учебный процесс по английскому языку я естественным путем продолжаю во внеклассной работе. Считая (это только мое мнение), что именно внеклассная работа дает возможность внедрять, проверять, совершенствовать различные формы и методы, элементы инновационной работы. Все мы понимаем, что инновация - это что-то новое в методике нашей работы. Но новое построить без здания нельзя. Поэтому мне кажется, что говорить о чистой инновации без известной классической формы нельзя. Любая наука - это живой организм, который постепенно развивается, совершенствуется, постигает зрелости, что-то отмирает и возникает, естественно, новое. Процесс этот безграничен. А значит, поиски наши безграничны. Вот с этих позиций я и хочу остановиться на внеклассной работе.

Из всех видов и форм внеклассной работы у меня лучше всего получаются массовые, т.е.: вечера, посвященные выдающимся людям англоязычных стран; вечера, раскрывающие традиции, обычаи и культурные ценности этих стран и народов, их населяющих.

Они дают возможность мне развить у учащихся коммуникативность; расширяют словарный запас, дают возможность совершенствоваться фонетически; дают возможности для более глубокого аудирования; более того, расширяют страницы учебника и позволяют совершенствовать лингво-страноведческий подход.

Что это такое, попытаюсь объяснить. С моей точки зрения, это более полное изучение английского языка через погружение в мир иноязычной культуры, знакомство с обычаями, историей, культурными ценностями, традициями этих стран и их народов. Сравнительный анализ языковых форм позволяет ощутить всю красоту г значение английского языка, а также позволяет глубже проникнуть в □диетический мир других языков, таких как латинский, греческий, французский, немецкий.

Как я практически внедряю это в свою работу, раскрою на примерах двух последних массовых мероприятий: вечера, посвященного творчеству всемирно-известного американского писателя Марка Твена и последнего мероприятия, которое проходило 23 декабря 2011г. и было посвящено Рождеству 2011 года; оно проводилось на 3 языках и описывало религиозный и светский характер этого святого праздника традиции и обычаи встречи Рождества в англоязычных странах, в Германии и Франции. Вы можете посмотреть это на стенде и в копилке педагогических идей.

Нестандартный подход к внеклассной работе, поиски новых форм, методов и видов делают внеклассную работу очень интересной для детей. Перечисляю только те мероприятия, которые были проведены за последние 3 года. Хочу сразу отметить. что все эти внеклассные мероприятия охватывают до 150 человек.

Это: 1) конкурсы на лучшую открытку и газету к Новому году;

2) кокурс на лучшую «валентинку» к 14 февраля - Дню Св. Валентина;

3) конкурс на лучшего переводчика-референта;

  1. смотр знаний в 4 классах;

5) спектакль по сказке Ш. Перро «Золушка» для учащихся 3-4 классов;

6) вечер, посвящённый творчеству Марка Твена;

7) Рождественские встречи;

8) викторина «Кто лучше знает Москву, Лондон, Нью-Йорк, Вашингтон».

Такие формы внеклассной работы, естественно, вызывают большой интерес изучению английского языка; не становясь обузой для учащихся. Они осознают свою принадлежность к миру, они не замкнуты в своем географическом пространстве, таким образом, формируются настоящие интернационалисты, но самое главное, они понимают, насколько многообразна культура на земном шаре и через английский язык, как ни странно, они глубже и лучше понимают свою страну, свой язык и свою принадлежность к человеческой общности.

Но, наверное, мое выступление было бы неполным, если бы я не остановилась на учебном процессе. Именно на уроке закладываются основы изучения языка. А, значит, наш урок мы должны построить так, избрать такие формы и методы, которые были бы самыми продуктивными, ибо мы не можем и не имеем права вхолостую работать на уроке. Как же добиться высокого КПД урока?

Опять нам в этом помогут элементы инновации. На одном из этих элементов я и хочу остановиться, а именно, - обучение в сотрудничестве, который подтверждает ту мысль, что если современный человек хочет преуспеть в какой-то области, знание иностранного языка ему жизненно важно.

Внушая эту мысль детям, строю свои уроки на сотрудничестве так, чтобы развивать у школьников слухомоторные связи, а потому даю очень много устных упражнений индивидуально.

Например: работа с газетой, работы с текстом страноведческого характера; это может быть и сообщение о каких-то исторических деятелях разных стран, а также политическая информация о текущих событиях в нашей стране и в мире (политика, культура, спорт, праздники и т.д.).

Почему я уделяю этому так много внимания? Да потому (и вы это знаете), что наши учебники рассчитаны на среднего ученика и не учитывают развитие слухомоторных связей. Устные упражнения, которые я перечислила выше, другие нормы речевой деятельности на уроке (диалоги и монологи, монолог в диалоге, пересказы) все это дает мне возможность сделать обучение личностноориентированным, т.е. активизировать познавательную деятельность учащихся. Но длительный опыт работы показал, что эти формы не очень продуктивны, и я, продолжая поиск. И на сегодняшний день, как было сказано выше, я останавливаюсь на обучении в сотрудничестве. Что это такое? Попытаюсь рассказать. Мне приходится разбить класс на небольшие группы по 3-4 человека. Даю им общее задание, оговорив роль каждого ученика в группе. И поэтому каждый ученик отвечает не только за свое задание, но и за выполнение задания всей группой. Естественно, в группу входят как сильные, так и слабые ученики. Слабые ученики пытаются заменить все непонятные им вопросы у сильных, а сильные заинтересованы в том задача перед ними такая поставлена), чтобы слабые ученики полностью усвоили материал. Оценка ставится одна на группу. Это не обязательно должна быть отметка в баллах. Это может быть поощрение книжечками для чтения, закладками с таблицей неправильных глаголов, открытки, ластики, карандаши и всякая мелочь. Вариантов работы в сотрудничестве очень много. Группы могут быть сформированы на четверть и не меняться, а могут компоноваться на каждом уроке. Может даваться одно задание сильным ученикам в группе, а слабым другое, но сильные всегда должны помогать слабым. Может даваться одно задание всем группам. Могут ученики выбрать отвечающего от своей группы, а может и учитель выбрать сам, скорее всего это будет слабый ученик.

Как видите, в данной методике ничего нового нет, казалось бы, такие формы применимы. Но если это делать от случая к случаю, - эффект не высокий, а если же это ввести в систему - результат великолепный.

Об        этом говорят такие факты. Ежегодно из моей группы учащиеся выдерживают экзамены в лицей. Ежегодно во время промежуточной и итоговой аттестации учащиеся подтверждают годовые оценки, т.е. «4» и «5». Мы работаем без «3». За годы работы мне удалось привить любовь к английскому языку многим детям,

  1. из которых стали учителями английского языка, а еще 6 работают переводчиками. Поэтому из своего опыта могу сказать, что метод работы в сотрудничестве хорош.

Более того, чтобы сделать урок интересным, уйти от однообразия, между группами провожу командно-игровые мероприятия, различные соревнования и турниры. Это не только активизирует познавательную активность учащихся, но и дифференцирует работу сними. Очень интересно проходят уроки-встречи экспертов.

Например, я изучаю тему «Путешествие». В ней выделяю различные подтемы и раздаю их группам. А именно: путешествие на самолете, по морю, на машине, пешком. Они составляют диалоги по этим темам. Каждая группа находит свой материал по теме, но вопрос у них один и тот же. Перед уроком представители каждой группы обмениваются информацией, а на уроке передают эту информацию другим членам своей группы и защищают свой вид путешествия, причем члены группы могут дополнять своего товарища.

Как вы поняли, большой акцент делается на работе с информацией.

Еще я хотела бы остановиться на такой форме работы, как проникновение в подтекст, т.е. в скрытый смысл слова. Мне самой очень близка поисковая деятельность лингвистической стороны слова, и я стараюсь заразить этим учащихся. Этой формой работы мне удается выработать у учащихся интерес к слову, к языковым средствам. Это очень интересный процесс, при котором легко и просто пополняется лексический запас.

Уважаемые коллеги!

Говорить об инновации и ее элементах, наверное, можно много. Я благодарю вас за то, что вы меня внимательно выслушали. Задача у нас одна - добиться глубоких и прочных знаний по иностранному языку, вырастить новое поколение людей, способных принести пользу нашей стране.

Еще раз благодарю вас за внимание, всех вам благ, творческих удач и находок, а главное, здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная методика о научных подходах к обучению иностранному языку

Эта статья поможет освежить в памяти подходы кобучению иностранному языку....

Статья по теме КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Коммуникативный системно-деятельный подход представляет собой реализацию та­кого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоот­несенное обучение иностран...

Статья "Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых".

Материал будет интересен учителям, работающим в классах с неоднородным составом детей. У нас в сельских школах нет никакого отбора. Мы обучаем всех детей проживающих на данной территории и блислежащих...

Статья "Ситуативно-игровой подход при обучении иностранному языку"

В статье рассмотрен ситуативно-игровой подход при обучении иностранному языку...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....