Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе.
статья по английскому языку на тему

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе.

Юность – период жизни после отрочества, предшествующий зрелости. Временные рамки этого периода условны. На этом этапе жизни у человека возникает вопрос выбора жизненных ценностей. Быть подростком, значит искать ответы на вопросы: кто я, чего я стою? Происходит процесс становления индивидуальности, формируется внутренняя позиция по отношению к себе, окружающим людям и моральным принципам.

Формирование осознающей себя личности включает в себя анализ и сопоставление общечеловеческих ценностей и собственных склонностей и ориентаций, что нередко ведет к переосмыслению основных ценностей и взаимоотношений. Молодому человеку предстоит сознательно отказаться или принять нормативы, определявшие его поведение в детстве и отрочестве.

Развитие молодого человека в этот период может идти разными путями. Юность может быть бурной: поиски своего места в мире, смысла жизни могут стать напряженными. А может происходить плавное и непрерывное продвижение к переломному моменту жизни, после чего человек включается в новую систему отношений. Возможны и резкие изменения, которые благодаря хорошейсаморегуляции не вызовут сложностей в развитии.

Также происходит дифференциация жизненных путей юношей и девушек, выбор профессии и типа учебного заведения создаёт индивидуально-психологические и социально-психологические различия. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, которая реализует личностные и профессиональные стремления девушек и юношей. У старшеклассников ведущее место занимают мотивы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни и самоопределением, с дальнейшим образованием и саморазвитием.

Развитие формально-логических операций и эмоционального мира юности обусловливает отвлеченно-философскую направленность юношеского мышления. Многообразие интеллектуальных интересов часто сочетается с отсутствием метода и системы. Многие юноши склонны преувеличивать или преуменьшать уровень своих умственных способностей и знаний.

Противоречивые тенденции характеризуют развитие внимания. С возрастом увеличивается его объём, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой. Однако внимание становится избирательным, становится зависимым от направленности интересов.

Интеллектуальное развитие связано с развитием творческих способностей, предполагающих не простое заучивание информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Важнейший мыслительный компонент творчества – преобладание дивергентного мышления, предполагающего, что на один вопрос существует множество одинаково равноправных и правильных ответов. Согласно многим исследованиям, творческие достижения не связаны с успешностью учебной деятельности в школе. Умственное развитие старшеклассника заключено не столько в накоплении знаний и умений и изменении свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля мыслительной деятельности.

По определению Е. А. Климова, индивидуальный стиль деятельности – это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [9]. В познавательных процессах он проявляется как стиль мышления, т.е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в процессах запоминания, восприятия и мышления, которые обуславливают различные пути приобретения, переработки, накопления и использования информации.

Юношеству характерны переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в трудовую деятельность, переживая одну из самых важных проблем этого периода – поиск профессии. Основой для профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Интересы, достигшие высокого уровня развития, формируют основу для создания профессиональной направленности личности. Значительную роль в принятии решения играет оценка своих объективных способностей и возможностей. Важными психологическими предпосылками успешного профессионального выбора являются эмоциональная зрелость, адекватная самооценка, интеллектуальный потенциал и саморегуляция личности.

Также характерной чертой периода юношества является формирование жизненных планов. Постепенно, как совокупность намерений они становятся жизненной программой. Главное затруднение жизненной перспективы молодых людей – недостаточная самостоятельность и неготовность к самоотдаче ради будущей реализации жизненных целей.

Самосознание является продуктом развития человека, а не изначальной характеристикой присущей ему с рождения. Вместе с приобретённым жизненным опытом, перед человеком открываются новые стороны бытия, а также, что ещё значительнее, происходит глубокое переосмысление жизни. Процесс её переосмысления, проходящий в течении всей жизни человека, образует основное содержание его внутреннего существа, мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, которые он разрешает в жизни.

Новый уровень развития самосознания является одним из достижений юношеского периода. Ему  свойственны многие факторы: стремление к самопознанию, самоуважение, открытие своего внутреннего мира во всей его уникальности, формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности, и единства.

Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию «Я – концепции» у старшеклассников. К созданию обобщенного представления о самом себе, системе установок относительно собственной личности, или проще говоря, «теории самого себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

в данной статье описывается особенности обучения иностранному языку в начальной школе...

некоторые особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Данная статья предоставляет несколько рекомендаций по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку с учетом их возрастных особенностей....

Психологические особенности обучения иностранному языку младших школьников.

Обязательное  обучение  иностранному  языку  со  второго  класса  введено  сравнительно  недавно.  Многим  учителям  пришлось  столкнут...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Психологические особенности обучения иностранному языку в младших классах

Статья в журнал "Психологические особенности обучения иностранному языку в младших классах"...

Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"

Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....

Психологические аспекты обучения иностранным языкам.

Личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ определяет и выбор ключевых проблем.- взаимодействие учителя и учащихся как равнопартнёрское учебное сотрудничество.- психологическая характеристика учите...