обучение аудированию
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Евсюгина Юлия Александровна

ключевые шаги и основные трудности в работе над аудированием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ.

Что такое аудирование?

Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух. Аудирование является одним из четырех видов речевой деятельности. Причем, аудирование относится к рецептивным видам речевой деятельности, как и чтение, в то время как говорение и письмо – к продуктивным.

Трудности и проблемы.

Аудирование на иностранном языке имеет свои специфические особенности, связанные с неизбежными и объективными трудностями при иноязычном общении:

  1. Языковые трудности. Они могут возникнуть при наличии в речи говорящего (или в тексте любого типа материалов, воспринимаемых на слух: беседа, лекция, теле- или радиопередача, фильм и т. п.) нового грамматического материала (грамматические конструкции, сокращенные разговорные формы),  новой лексики (слова, идиомы), при особенностях произношения (интонация, акцент, ритм, скорость высказывания).

Способы снятия трудностей:

Тембр голоса: мужской\женский, высокий\низкий (чередование);

Темп: оптимальный, не говорить медленно в угоду ученикам, лучше повторить несколько раз;

До прослушивания должны быть отработаны все грамматические структуры, новый лексический материал семантизирован (минимум незнакомых слов).

  1. Контекстуальная осведомленность. Аудирование на родном языке происходит вне контекста. Мы всегда слушаем с конкретной целью, имея определенные знания и\или ожидания от аудируемого текста. Незнание контекста и фоновой информации снижает уровень понимания материала и усложняет процесс восприятия информации.

 Способы снятия трудностей:

Аудируемый материал не может быть вырван из контекста урока, он обязательно является его логической частью.

  1. Психологические трудности. Боязнь не понять собеседника или прослушиваемый материал может способствовать концентрации внимания учащихся не на основном смысле текста, а на конкретных незнакомых словах.  Это значительно снижает результативность аудирования.

Способы снятия трудностей:

- зрительная опора (рисунок, видеоряд, план, схема);

- релаксация (музыка, смешной случай, привязанный к теме, провокационные вопросы, физминутка);

- разделение задач (деление на группы, вычленяют что-то конкретное).

Цели обучения аудированию и требования к уровню подготовки учащихся.

Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по ИЯ и требований к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения. (Более подробно см. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Анализ обязательного минимума и содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки позволяет сделать следующие выводы:

  1. Совершенно четко прослеживается преемственность между уровнями и постепенное усложнение требований. Это значит, что подготовка к ЕГЭ не должна начинаться на завершающем этапе.
  2. Требования к уровню выпускников задают тематику аудиоматериалов (социо-культурная, социально- бытовая, учебно- трудовая). Полный перечень можно также увидеть в образовательных стандартах в разделе «Предметное содержание речи».
  3.  Из требований четко выделяются основные учебные цели аудирования:
  1. аудирование с целью понимания основного содержания текста,
  2. аудирование с целью относительно полного понимания содержания текста,
  3. аудирование с целью выборочного понимания необходимой информации.
  1. В современных требованиях особый акцент делается на оценке изучаемой информации и на выражение своего мнения по изучаемому вопросу. Это способствует формированию критического мышления и активной жизненной позиции.
  2. Необходимость развития умений воспринимать различные типы текстов. (диалог, программа новостей, инструкция, объявление, прогноз погоды, рассказ экскурсовода и т. д.)

Таким образом, напрашивается вывод: учащиеся смогут успешно справиться с заданиями ЕГЭ в части «Аудирование», если работа над аудированием будет иметь четкое постоянное место во всей системе работы учителя.

Три ступени в обучении аудированию.

Описание трехступенчатой модели обучения аудированию встречается в работах многих методистов:

1). До прослушивания;

2). Во время прослушивания;

3). После прослушивания.

Стадия до прослушивания. Основная цель – погружение обучающихся в контекст предстоящего текста. Примеры заданий:

 - Посмотрите на иллюстрацию (фотографию) и попытайтесь определить, о чем будет интервью.

 - Прочитайте заголовок и выразите свои предположения по поводу содержания предстоящего текста.

 - Обсудите в группах следующие вопросы (в вопросах должны быть отражены основные идеи и содержание аудируемого текста).

 - Прочитайте предложения и догадайтесь о значении выделенных слов по контексту, подберите к ним синонимы (антонимы).

 - Соедините слова с их определениями (соедините пары слов по смыслу, части слова).

 - Подберите однокоренные слова.

 - Дайте определение слов.

 - Раскройте скобки, выбрав правильную форму глагола.

Работа на этой стадии не должна сводиться к изучению и запоминанию всех незнакомых слов, встречающихся в тексте. Нужно формировать умение обходить некоторые незнакомые слова, развивать языковую догадку.

Стадия прослушивания. Любой из нас слушает информацию с определенной целью: для понимания основного содержания текста, с целью выборочного понимания необходимой информации или относительно полного понимания услышанного. Отсюда и три вида учебных целей в аудированиии. Если текст большой, рекомендуется разделить его на смысловые фрагменты.

А. Задания на понимание основного содержания текста:

 - Прослушайте интервью и ответьте на вопрос (основной вопрос, идея текста).

 - Послушайте текст, который разделен на части. Каждая часть содержит определенную идею. Ответьте на один вопрос к каждой части, чтобы понять эту мысль.

 - Посмотрите на картинки и расположите их согласно изложению событий в тексте.

 - Выберите наиболее точный заголовок для текста.

Б. Задания на относительно полное понимание текста (или на понимание деталей):

 - Прочитайте утверждения и проставьте T\F (верно\неверно) в соответствии с прослушанным тектом.

 - Закончите предложения, используя информацию прослушанного текста.

 - Заполните пропуски в предложениях.

 - Определение ошибок (убрать лишнюю информацию, определить, кому принадлежало высказывание, какие предметы на иллюстрации к рассказу лишние и т. д.)

 - Выберите самую точную иллюстрацию к тексту.

Стадия после прослушивания. Цель: использование информации текста для дальнейшего развития коммуникативных умений. Учащимся чаще всего, предлагается в диалогической или монологической, устной или письменной форме обсудить содержание аудиотекста.

Литература:

  1. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи. ИЯШ, 1996, №5, с. 20.
  2. Сысоев П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования. ИЯШ, 2007, №4, с. 9.
  3. Сысоев П. В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух. ИЯШ, 2008, №№1,2, с.8, 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....

Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.

Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности.  Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...

Технология обучения аудированию на разных уровнях обучения

В данном материале рассматривается технология обучения аудированию на уроках английского языка....

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...