Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"
статья по английскому языку на тему

Аширова Лилия Хамитовна

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся

при обучении иностранному языку

                                                                                                                                Аширова Л.Х.,

учитель английского языка

МБОУ Кудашевской ООШ

"Ребенок- это не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который нужно зажечь"

Франсуа Рабле.

Всем известным является тот факт, что невозможно заставить учиться немотивированного ученика и задача учителя состоит в том, чтобы увлечь и заинтересовать ребенка к изучению предмета. Это в полной мере относится и к предмету «Иностранный язык». Отношение к изучению предмета у всех учеников разное.
Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка; для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли мои методы и подходы  эффективными и действенными, а также соответствующими нуждам учащимся?».  Кроме этого мотивация к изучению предмета снижается с годами обучения. Если в начальной школе и 5-м классе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, мотивом чему является его сравнительная новизна и специфика данного этапа обучения, то   к   концу   7-го   класса, когда   предмет   утрачивает   для   детей   свою   новизну,  когда   усложняется  и  увеличивается  объём  изучаемого  материала,  что  требует  больших  затрат   сил  и  времени,  необходим  дополнительный  поиск  мотивации.  Играют роль здесь и   специфические возрастные особенностями школьников, а также  отсутствие  ситуаций  реального  общения,  что  необходимо  восполнить  привлечением  различных  методов  и  технологий.  

Способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существуют различные приемы повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учеников.

Информационно-коммуникативные технологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. ИКТ дают  богатейшую  возможность  для  развития личности   ученика,   развивают   его   интеллектуальные   и   творческие   способности,   его умения  самостоятельно  приобретать  новые  знания,  работать  с  различными  источниками  
информации.    Так, ребята  всегда  охотнее  работают  с  электронными  справочными  пособиями,  энциклопедиями, словарями, чем с аналогичными бумажными источниками.  Объясняется  это  рядом  причин:  во-первых,  значительно  снижается  время,  затрачиваемое  на  поиск  нужного   слова,   понятия;   во-вторых,   работать   по   собственным   словам   учащихся   с  электронными       источниками       интереснее      за   счет   их    больших      иллюстративных  возможностей, включающих зрительную память, звукового сопровождения, возможности  услышать слово из уст носителей языка. Среди  электронных  справочных  пособий,  словарей,  используемых  мной  в  процессе  обучения,  можно  выделить одноязычные  объяснительные  словари  Longman Dictionary of Contemporary English, Macmillan English dictionary, которые можно  использовать в силу достаточной простоты подачи материала как на  начальном, так и на  заключительном   этапе   средней   ступени   обучения   иностранному   языку.  

Для повышения мотивации познавательной деятельности на уроках английского  языка  целесообразно   использовать   онлайн-презентации prezi (www.prezi.com).  Они  помогают  более  наглядно     представлять     материал,    стимулируют      воображение      ученика,    способствует  развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. Для  учителя  всегда  есть  возможность  внедрения  в  материал  рисунков,  таблиц,  диаграмм,     звукозаписи,     видеороликов.     Помимо      функции     обеспечения     наглядности,  экономии  времени  урока  использование  презентаций  на  уроке  выполняет  эстетическую  функцию,  процесс  обучения на  доставляет учащимся большее удовольствие.

         Образовательное        пространство      в    наши     дни    заполнено      компьютерными  обучающими программами, в разработке которых принимают участие опытные педагоги,  
программисты, психологи и дизайнеры. Они являются неплохим подспорьем в обучении и  
ориентируют       обучающихся        на   свободный       и   самостоятельный        темп    обучения.  Возможность       выбора     собственного       темпа    обучения,     отсутствие      необходимости  «поспевать» за другими или, напротив, «ждать» остальных делает процесс обучения более  привлекательным для учащихся.  Контроль знаний производится немедленно с гарантией  перехода     на   новый     уровень.    Хорошим подспорьем  для   учителя являются пособия  Oxford Platinum Доктор Хиггинс, Витаминный курс английского языка,  Playway to English, Tilly’s Word Fun, New Grammar Time 1-5, Macmillan Primary Grammar.

Опыт использования ИКТ  с целью повышения мотивации при обучении английскому языку был обобщен на Республиканском конкурсе «Использование ИКТ в образовательной деятельности»

Проектная деятельность

    Хороший      результат   для   повышения      мотивации     учебной     деятельности    дает  использование      метода     проектов.    Учебный      проект     –   это   совместная      учебно- познавательная,  творческая   или   игровая   деятельность   учащихся-партнеров,   имеющая  общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.  Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают такими отличительными   особенностями, как  использование  языка  в  ситуациях,  максимально  приближенных  к  условиям  реального  общения, акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой),  выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с  условиями, в которых выполняется проект,    отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с  темой и целью проекта.  
           Особое место среди проектов занимают международные телекоммуникационные проекты, которые открывают новые возможности в организации учебного процесса по иностранному языку, обеспечивают широкий доступ к информации, интерактивный диалог. Межкультурное обучение предполагает взаимодействие представителей различных культур, в том числе и виртуальное, в процессе которого открываются перспективы познания иноязычной культуры. Последнее приобретает исключительно важное значение в условиях телекоммуникационной проектной деятельности. Опыт  работы показывает, что в подавляющем ученики проявляют большой  интерес к образу жизни, культуре других стран и желание непосредственно общаться с зарубежными сверстниками, поэтому идею участия в телекоммуникационном проекте они встречают с огромным энтузиазмом.

Существует большое количество веб сайтов, которые объединяют школы с разных уголков мира, с целью создания Интернет-проектов. В ходе внеклассной работы по предмету учащиеся участвуют в проектах на сайтах www.kidlink.org, www.epals.com.  На сайте www.kidlink.org нас заинтересовали проекты “Who Am I?”, “Eco Life”, “E-Cards”. Детям также понравился проект “I describe me, You draw me”, в ходе которого учащийся описывает себя, свою внешность, а партнер из другой страны рисует его. Этот же веб-сайт предлагает ежегодную проект-игру “Landmark Game”. Команды из разных стран загадывают какую-либо мировую  остопримечательность, а другие команды угадывают, опираясь на подсказки, присланные им по email. Однако самым увлекательным и интересным проектом для нас стал проект “Holidays and Festivals Around the World” на сайте www.epals.com.  Основными целями данного проекта было изучение традиций и обычаев разных стран мира и обмен этой информацией со своими партнерами из других стран. Нашими партнерами в этом проекте стали школы из Испании и США. В рамках проекта дети обменивались электронными письмами рассказами о себе, о своей школьной жизни и рассказами о традициях и обычаях своей страны.

Виртуальные путешествия

Еще одним приемом повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учеников являются виртуальные путешествия. Они делают обучение более интерактивным, помогают воспитывать толерантное отношение к другим культурам, способствуют формированию коммуникативной компетенции и готовности осуществлять межкультурное общение на английском языке.

 Самым доступным и известным инструментом виртуальных путешествий являются Google  карты, с помощью которых мы с ребятами можем перемещаться из одного уголка планеты осматривать достопримечательности стран изучаемого языка, наблюдать за жизнью на улицах городов при помощи веб-камер.

Возможность провести виртуальное путешествие также дают специальные веб-сайты.   Мною был составлен каталог веб-сайтов с виртуальными турами, которые могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В основе виртуальных туров лежат фотопанорамы, которые в отличие от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра. Это означает, при демонстрации  мы можем оглядеться по сторонам, посмотреть вверх-вниз, приблизить или отдалить изображение.  Такие туры помогают мне привнести в урок культуру страны изучаемого языка, расширять лингвострановедческие знания учеников.

Еще одним инструментом проведения уроков-путешествий являются презентации, созданные на сайте www.prezi.com. Мною разработаны приложения к урокам по темам «Путешествия» в 9 классе, «Англоговорящие страны» в 7 классе, «Путешествие по Великобритании» в 5-6 классах по УМК «Английский с удовольствием».  М.З. Биболетовой. Такие презентации также создают ощущение передвижения и   позволяют разнообразить урок. Они удобны тем, что я могу заранее наметить маршрут путешествия, вставать весь необходимый учебный и наглядный материал, в том числе ссылки, аудио и видео материал, задания для контроля знаний.

Виртуальные путешествия были апробированы мною на уроках английского языка, и я заметила, что интерес и активность учеников значительно повысились, они заинтересовались во внеурочной  работе по предмету и выполнении собственных проектов с использованием виртуальных туров.

Ролевая игра

          Мощным фактором повышения мотивации учебно-познавательной деятельности  учащихся     являются     ролевые    игры,   которые     в  наибольшей      степени    приближают  использование иностранного языка к реальным ситуациям речевого взаимодействия. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.

Музыка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку?

Во-первых, песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.

Во-вторых, в песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей.

В-третьих, в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции и  совершенствуются  навыки произношения

Кроме этого песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников.

Театрализация

В преподавании иностранных языков значительное внимание уделяется использованию театрализованных постановок, которые служат не только развлечением для детей, но и средством обучения языку, и одним из основных способов развития творчества и воображения.  Приемы театрализации направлены не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника. Драматизация способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи.

Использование театрализации при обучении иностранному языку ставит перед собой следующие цели: формирование у детей навыков общения на иностранном языке, умение пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения, воспитание активно – творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову через подготовку и постановку спектаклей.

Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность тех детей, для которых изучение языка само по себе является трудной и непостижимой (по их мнению) задачей. Во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело, что , естественно, невозможно без применения знаний и умений, полученных во время занятии по иностранному языку.

В ходе внеклассной работы по английскому языку с учащимися были подготовлены и представлены ученикам школы такие театральные постановки, как “The world of English Alphabet”, “The Turnip», “Three little pigs”, “Cinderella”, “The golden egg”, “Little Red Riding Hood”.

Использование вышеперечисленных приемов повышает эффективность обучения иностранному       языку    на   средней     ступени    и   позволяет     поддерживать       и   развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному  языку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.

Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

Презентация "Внеклассная работа как средство повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку"

Презентация может помочь учителю иностранного языка спланировать внеклассную работу по предмету....

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Проектная работа. «Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам»

Проектная работа.«Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам»Тема: « Англия и Россия: традиции общения. У истоков сотрудничества. Пе...

Проектная работа. «Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам» Тема: « Англия и Россия: традиции общения. У истоков сотрудничества. Переплетение судеб».

Английский язык стал глобальным языком, и теперь любое международное общение невозможно без его знания. Интерес к языку неизбежно ведет и к интересу к народу, на нем говорящему. Подлинное понимание и ...