Особенности формирования коммуникативных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы
статья по английскому языку на тему

Никулина Елена Викторовна

В работе представлены формы работы (игровые технологии, речевое творчесто, интегрированные уроки, проектная деятельность,...) для формирования коммуникативных технологии с учетом особенностей учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 85

г.о. Тольятти

Особенности формирования коммуникативных компетенций  на уроках английского языка

 у учащихся начальной школы.

VIII межрегиональная научно-практическая конференция

«Современные проблемы филологии и методики обучения

 лингвистическим дисциплинам в школе и вузе»

Автор: Никулина Елена Викторовна,

учитель английского языка

МБУ СОШ № 85

г.о. Тольятти, 2015.

Особенности формирования коммуникативных компетенций

 на уроках английского языка у учащихся начальной школы.


           Обучение иностранному языку в начальной школе важный этап, закладывающий основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции. В условиях ФГОС особое внимание следует уделять формированию коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

 
           Работая с учащимися младшего школьного возраста, я столкнулась с рядом противоречий. 
     1) С одной стороны, в младших классах школы интерес к обучению английского языка достаточно высок. Но словарный запас не велик, учащиеся недостаточно владеют речевыми и языковыми средствами. У некоторых детей существует определенный языковой барьер. 
     2) В настоящее время существует  большое количество разработок проведения уроков в нестандартной форме. Однако зачастую мы поставлены в рамки точного прохождения учебного материала. 

Решить  выявленные противоречия можно  через выполнение следующих задач: 
   1)Стимулировать познавательную деятельность учащихся через моделирование ситуаций реального общения на уроке и во внеурочной деятельности, развитие творческих способностей детей. 
   2)Использовать разнообразные механизмы на базе программного учебного материала.

Владение устной речью позволяет реально использовать знания иностранного языка, находясь в языковой среде, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Обучая ребят иностранному языку, необходимо учить их общаться на данном языке. А научить этому можно только в условиях общения, то есть обучение иностранному языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений в реальные условия.

  1. Психолого-физиологические и педагогические особенности учащихся начальной школы.

Каждому возрасту свойственны свои психологические и физиологические  особенности. При обучении иностранному языку необходимо учитывать эти особенности и уже на их основе разрабатывать программы и методики обучения.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий умениями общаться. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умений заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом этапе.

У младших школьников формируется умение планировать свои действия в процессе школьного обучения, учеба побуждает вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению. Начинает интенсивно развиваться словесно – логический вид мышления.

По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, программируемым, сознательным и планируемым.

Ученики младшей школы обладают большой склонностью к игровой деятельности и отсутствием психологических барьеров в ситуациях, требующих речевого взаимодействия и ролевого перевоплощения; недостаточным развитием произвольного внимания и логической памяти. Они быстро утомляются и поэтому важно переключаться с одного вида деятельности на другой, используя двигательную активность.

По мнению Арияна психологическую формулу успешного обучения можно охарактеризовать так: М+4П+С, где М – мотивация, 1П –поиск информации, 2П – понимание информации, 3П – запоминание информации, 4П – применение информации, С – системность знаний. [3].

Важно отметить то, что обучаемые дети отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателя. Прежде всего это разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной нервной системой, обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен. Общительный человек, продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становиться вялым, скучным, отвлекается. В стрессовой ситуации борется за нормализацию обстановки. Такие дети зачастую преуспевают в обучении ИЯ, но важную роль играет формирование положительной мотивации.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, резкость движений, вспыльчивость. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он старается, с полной отдачей работает, но его хватает ненадолго, но он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. В иноязычном общении дети-холерики очень часто испытывают затруднения, это связано с тем, что начиная говорить, они очень увлекаются и не обращают внимания на грамматическую сторону речи, тем самым затрудняют восприятие их собеседником.

Флегматик - человек с сильной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется трудностям, но не способен быстро реагировать в новых, сложных ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять распорядок жизни, трудно приспосабливается к новым условиям. Крайне важно вовлечь ребенка в процесс обучения ИЯ, что не так уж и просто. Такие дети очень тяжело приспосабливаются к новым условиям, и могут растеряться на уроках ИЯ.часто остаются причислены к разряду неспособных учеников.

Меланхолик- человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшить результаты деятельность меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается не проявлять внешне свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя часто грустен, подавлен, не уверен в себе. Меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. На уроках ИЯ такие ученики могут легко вступать в коммуникацию с учителем и одноклассниками, однако, при возникшей возможности побеседовать с носителем языка или просто посторонним человеком, сразу же теряются.

Самооценка младшего школьника - почти буквальный слепок оценок окружающих, в первую очередь учителя [2].

Одним из новообразований младшего школьного возраста является рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решение задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того – оценить, а правильно ли он сделал и почему он  считает что правильно. Таким образом ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека – со стороны – и оценивать свою деятельность.

2. Формы работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников.

 2.1. Игровые технологии.

Ребенок, играя, всё время стремится идти  вперёд, а не назад. В играх  дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их  фантазия «работают» синхронно.

А.Н. Симонова

Игре присуща атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает учащимся преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. При этом легче усваивается языковой материал – и вместе с тем,  возникает чувство удовлетворенности – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

 М. Ф. Стронин, в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:[10]

1.Дидактические (обучающие):

  • лексические игры;
  • грамматические игры;
  • фонетические игры;
  • орфографические игры;
  • игры на аудирование;
  • на обучение чтению;

2. Деловые;

                  3. Ролевые;

                 4.Сюжетные;

                 5. Подвижные.

 Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

 На своих уроках я использую все выше перечисленные игры. Приведу примеры.

«Кругосветное путешествие»  - составить описание вымышленной страны (города)  с помощью структуры thereis\ are.

«Веселые художники»- тема- животное, тело. Учащиеся называют части тела (животного), а ведущий рисует.

«Одень куклу» (настольная игра)- тема одежда. Учащиеся, бросая кубик, двигаются по игровому полю. Надевают (рисуют) ту одежду, что выпала на поле. Затем описывают куклу. Вариант игры:  сначала выбрать ситуацию (одеть на дискотеку, на дачу, в школу, на снежную горку) и подбирать одежду.

     Учащиеся, как правило, относятся к заучиванию лексики как к скучному, монотонному, трудоёмкому занятию. Это побудило меня прибегнуть  к нетрадиционным приемам работы. Один из них – использование ребусов.

    Задания при работе с ребусами:

  •  расшифруйте закодированное слово и составьте с ним словосочетание/предложение;
  • отгадайте группу слов и составьте с ними рассказ;
  • зашифруйте текстовое сообщение

Универсальной для меня является игра в карты. Эту игру я применяю при изучении и тренировке любого материала: лексики, грамматики, фонетики. Детям она нравится, и они с удовольствием в нее играют.Команды получают по колоде карт. На одной из них написано слово, на другой – контекст, в котором оно может быть использовано. Представитель одной команды “делает ход” картой, например, со словом go, представитель второй команды “бьет” эту карту своей, например со словами to bed. В целом получается словосочетание go to bed.

Второй вариант игры. На картах написаны слова по различным темам. Представитель первой команды ходит картой, например, со словом pencil. Представитель второй команды должен побить эту карту своей картой со словом по этой же теме, например, pencil- box.

Третий вариант игры – “Звук – слово”. На одной карте написан звук, на другой – слово, которое этот звук содержит.

Если игра в карты применяется с целью формирования навыка устной речи, то на картах написаны фразы из мини- диалогов. Например, карта с фразой How are you? бьется картой Fine, thanks.

2.2. Речевое творчество.

Данные задания помогают в отработке лексики и развивают творчество, чувство рифмы.

«Двустишия»- соединить 2 рифмованных слова в двустишие (space- face)-        You fly into space

                  I see your face

«Грамматические рифмовки»- придумать рифмовки к 3 формам неправильного глагола

                             Он run-ran-run

                             По степям и по горам                                                    

                                                 Много read- read- read

                                     Наш любимый старый дед

2.3. Интегрированные уроки.

При организации обучения на уроках английского языка целесообразно проводить интегративные занятия следующих видов.

Урок английского языка плюс музыкальная деятельность

В УМК входит МР3 , в дополнение к нему, я использую сборник «Enjoy English: Game Songs.

Для закрепления грамматических структур, предлагаю ребятам песни, на известные русские мелодии. Например,  при отработке структуры to be, поем песню на мотив «В лесу родилась елочка»

I am, he is, she is, it is

You are, we are, they are.

При знакомстве с глаголом can- на мелодию песни «Я на солнышке лежу»: I can run and I can jump (twice),

I can run, I can jump.

I can run and I can jump.

Урок английского языка плюс изобразительная деятельность

 При интегративном обучении иностранному языку можно использовать разные виды изобразительной деятельности: аппликацию, лепку, рисование. Вот некоторые примеры заданий по различным темам курса иностранного языка:

  • дорисуйте и раскрасьте предметы, расскажите о них;
  • нарисуйте, сколько свечей должно быть на торте в день твоего рождения,                      
  • слепите, смастерите или нарисуйте любое животное (фрукт, предмет) и расскажите о нём;
  • сделайте иллюстрации к стихотворению;
  • что вы можете положить в корзину для пикника? Сделайте рисунки и вырежьте их, чтобы потом положить в корзину;
  • смешайте краски и скажите, какой цвет получился;
  • нарисуйте портреты друг друга и расскажите, кто это;
  • сделайте из скрепки, проволоки, верёвки любимое животное и расскажите о нём;
  • нарисуйте любимое время года и расскажите о нём;
  • слушайте музыку и рисуйте, что вы представляете, расскажите о картинке. 

Урок английского языка плюс физическая деятельность

Игра «Волшебный мяч» позволяет повторять лексические единицы. Учитель кидает ученику мяч, называя слово по-русски, ученик возвращает мяч учителю, произнося его по-английски, или наоборот. Играть могут и ученики в парах, в кругу, группами.

Игра «Умная эстафета». На доске пишутся слова, в которые нужно вставить буквы. Слова размещены в 3 колонки. Каждому ряду соответствует своя колонка. Дети по очереди подбегают к доске, выполняют задание в своём слове и бегут назад, передавая эстафету следующему игроку. Побеждает тот ряд, который быстрее остальных справился с заданием.

Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Необходимо показать и назвать глагол движения. На первом этапе учитель называет и показывает движение. Когда лексика  более-менее освоена, учитель (ведущий ученик)  только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать. И на обобщающем уроке в игру включают соревновательный момент: разделить на команды, каждому из ведущих команды дают «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физ. минутка.

При изучении цвета, использую игру «Цвет, здравствуй!»Ведущий называет цвет, а ребята, двигаясь по классу, находят предмет данного цвета, и дотрагиваются до него.

Урок английского языка плюс театральная деятельность

Для театрализации подойдет любое не очень длинное стихотворение, сказка, например, «Репка», «Теремок» и т.п. Сюда же можно отнести уроки с использованием сюжетно-ролевых игр, с разыгрыванием различных сцен, например, «День рождения», «В магазине», «Знакомство с новым учеником» и т.д.

Урок английского языка плюс информатика.

Широкое применение  презентаций делает урок ярким, образным. Так,  ребята знакомятся с достопримечательностями англоговорящих стран.

 Например, урок-путешествие в страну английского языка. Одно из заданий - "Пройди через болото": появляется слайд с изображением болота и кувшинки, на которой написана буква. На нее можно наступить, но только назвав 5 слов на эту букву, появится новая кувшинка с новой буквой. Теперь можно наступать на нее, и т.д.

Ребята готовят презентации к проектам.

2.4. Проектная деятельность.

Уроки-проекты - уроки творческие, активно используются в моей педагогической практике.

Проектная работа - это творческая деятельность школьника. Цель таких уроков – активное повышение положительной мотивации учащихся к обучению иностранному языку, повышение лексического запаса учащихся при подготовке к проектным заданиям, а так же развитие умения работать в парах и мини группах в процессе выполнения проектного задания. 

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка (ИЯ), следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

2.5. Внеурочная деятельность.

Коммуникативная компетенция обучающихся целенаправленно формируется и во внеурочное время (внеклассных занятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Внеурочная работа опирается на работу в классе. Внеклассные мероприятия основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы.

Необходимым условием для организации внеурочной работы является заинтересованность учащихся.

 Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.

Так, уже традиционным в нашей школе стало мероприятие «Волшебное  Рождество». Ученики начальной школы принимают участие в конкурсе «Письмо Санта Клаусу», «Рождественский чулок». Ребята с удовольствием участвуют в концерте, где поют, танцуют и инсценируют произведения.

Таким образом,  знание особенностей учащихся  начальной школы и правильное построение учебного процесса,  позволяет добиться высокой эффективности обучения иноязычной речевой деятельности,  активизирует работоспособность учащихся, желание работать творчески, добиваться хороших результатов.

Завершить хочется  следующими словами: не все дети талантливые, но все способные. Используйте в обучении интересные приемы, и наши ученики будут говорить правильно и наши «слабые» ученики почувствуют себя способными. Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить каждый урок в сказку.


Источники.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования -  http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 476 с.
  3. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // иностранные яз. в шк. – 1999.-№6.
  4. Беляев, Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке / Б.В. Беляев // Методическая мозаика. - 2006. - №8.
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Дж. Стайнберг . 110 игр на уроках английского языка».- М.: Астрель, 2004.
  7. Лопасова, Ж.Я. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Ж.Я. Лопасова // Иностр. яз.в шк. - 1985. - № 2.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1998. - 347 с.
  9. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин // Сборник упражнений. - М.: Прогресс. - 1983.
  10. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка.- М.: Просвещение, 1981. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Реализация информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

В условиях информатизации образовательной сферы внедрение IT-средств в учебный процесс не только закономерно, но и неизбежно. Исторически сфера обучения иностранным языкам одна из первых ощутила...

Реализация информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Поскольку в современном мире человек имеет склонность к активному изучению реальности, именно компьютерные технологии дают возможность превратить обучение в процесс, приближенный к жизни.Только ...

Средства оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций на уроках английского языка у учащихся начальных классов

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполага...

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школеМладший школьный возраст – самый важный этап в жизни человека. В этом возрасте происходит смена образа ...

Нескучные уроки английского языка для учащихся начальной школы

Методы и приемы ведения уроков английского языка в начальной школе...