Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку
методическая разработка по английскому языку на тему

Цветкова Ольга Александровна

 

В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком как средством общения. Предлагаю коллекцию испытанных на опыте эффективных приёмов реализации коммуникативного личностно-деятельностного подхода при формировании коммуникативной компетенции обучающихся.

                                                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы реализация личностно - деятельностного коммуникативного подхода на уроках английского языка  

В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком как средством общения.

        

Как включить учащегося в речемыслительный поиск и процесс? Как создать мотив речевой деятельности, побуждающий обучаемого раскрыться, отреагировать на стимул и выйти на расширенное высказывание, вводя новую, волнующую его информацию? Для этого можно использовать различные приёмы, основанные на принципах «personal involvement» и «interaction».

 Группа I. Приёмы совместной работы в парах.

  1. Приём  восстановления диалогического единства.

Применяется на элементарном уровне по любой теме, носит постановочно-репродуктивный характер. Используются семантико-функциональные опоры.

Пример. Тема: «Любимое время года», 4 класс.

Карточка - опора

Восстановленный диалог

A: What is your favourite season?

B: I think …………….. is.

A: Why ………..?

B: I like ……… because it is ………… and I can ……… and ………..

A: What is your favourite season?

B: I think summer is.

A: Why do you like summer?

B: I like it because it is hot and bright and I can swim and ride a bike.

  1. Приём  “W-S-Q-A”

    Оригинальный приём, позволяющий отработать любой лексический и грамматический материал. Эффективен для организации личностно ориентированного общения. Используется на полутворческом и творческом этапе общения. Первый ученик называет слово (W – Word),  другой составляет с этим словом предложение (S – Sentence). Далее задаётся вопрос к этому предложению (Q –Question). На вопрос даётся ответ (A – Answer). Условие: не использовать одну и ту же грамматическую форму.

Например,

W – Language.

S – I want to know a foreign language.

Q – What language would you like to learn?

A – English, of course!

Ситуация может быть продолжена по желанию учащихся. Можно  включить в общение 4-х участников: первые два шага (W –S) будут выполнять слабые учащиеся; далее (Q – A) для более подготовленных учащихся.

  1. Приём различий в объёме информации.

Этот приём основан на неравномерном распределении между партнёрами по общению определённой информации, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что и является стимулом к общению. В карточке у партнёров отсутствует какая-то часть информации, вместе эти карточки содержат полную информацию. Общаясь на языке, учащиеся узнают друг от друга необходимые данные, восстанавливая пробелы в карточках. В результате восстановления информации учащиеся могут выйти на монологическое высказывание или выполнить верификационный тест (True/False). Этот приём повышает интерес к парной работе, благодаря познавательной ценности для учащихся, например, при изучении страноведческой тематики. Очень хорошо отрабатываются формулы для запросы информации, в том числе косвенный вопрос.

Пример.  Тема: «Узнай Америку!», 10 класс.

GRID A

WHERE/THE GREAT LAKES?

          ATLANTA

WHICH /THE HIGHEST MOUNTAIN?

RHODE ISLAND

DEATH VALLEY (SA)

HOW MANY/TIME ZONES

GRID B

ON THE BOUNDARY BETWEEN CANADA AND THE USA

WHAT CITY /1996 SUMMER OLYMPIC?

Mt. McKinley

(6.198 m)

STATE/HIGHEST TREE

WHAT/THE LOWAES SPOT

          FOUR

        

  1. Прими/отклони приглашение

Интересный приём, создающий условия для личностно ориентированного общения. У обучающегося есть карточка-ежедневник (7 дней). Учитель предлагает выбрать 4 дня и записать, что ученик буделать в эти дни, ориентируясь на свои воображаемые и реальные планы. Затем ученикам в паре предлагается пригласить друг друга провести 3 свободных вечера. При этом отрабатываются формулы- приглашение и предложение.  Учитель может на тренировочном этапе и в слабом классе предложить функциональную опору.

Семантико-функциональная опора

Invite:   Would you like to go the + place and time

Refuse: I’m sorry. I’m afraid I can’t + reason

Invite again: Could you ………instead?

Accept: Yes, thanks. Only + change the time

Принимая или отклоняя предложение, обучающиеся сверяются со своим дневником, в случае отказа объясняют причину и предлагают другой день. Для подготовленный учащихся предлагается не функциональная опора, а набор речевых формул приглашения.

        

  1. «Моё представление о тебе» (“My View of You”)

Приём  хорош для отработки всех грамматических форм. Помогает отработать разговорные формулы согласия/ несогласия, предположения, выражения мнения. Каждому ученику даётся набор незавершённых предложений. Ученик должен завершить их, отразив своё мнение о партнёре в 3-м лице.

Пример. Тема: “Здоровые и вредные привычки», 7 класс

                                     Раздаточная карточка

S/he always …….

…….   never …..

…….   seldom…….

…….   often……..

…….   usually……..

…….   hardly ever…….

Затем учащиеся объединяются в пары с теми, о ком писали, и проговаривают свои предположения. Партнёр подтверждает или опровергает сказанное, если оно не соответствует действительности. Таким образом, происходит личностно значимое заинтересованное общение в рамках учебной ситуации.

  1. “Where do you stand?”

Интересный приём, с применением которого начинается обучение дискурсивной компетенции – умению рассуждать. Даются утверждения, в основе которых есть проблема. Учащиеся высказывают своё согласие или несогласие с утверждением, мотивируя свой выбор.

                                        Раздаточная карточка

               Do you agree or disagree with the statements below?

+2 – Strongly agree

                                                                         +1 – Agree

                                                                           0 – No opinion

                                                                          -1 – Disagree

                                                                          -2  - Strongly disagree

  1. Compromise is better than disagreement.
  2. In any situation, it is impossible to know the best course of action.
  3. All people are equal and worthy of respect.
  4. Laws must be obeyed.

Разница  во мнениях в группе даёт возможность организовать дискуссию на продвинутом этапе обучения. Для этого необходимо как можно раньше вооружить будущих «спорщиков» необходимыми формулами и схемами ведения «дискуссионного гамбита».

  1. «Найди свою пару» (“Find Someone Who”)

Данный приём представляет собой упражнения с вопросником, который составляется на основе знаний о жизни обучающихся.

Пример. Тема: «Учимся брать интервью», 5 класс

                        Раздаточная карточка

              Find Someone Who:

  1. plays the guitar;
  2. did the homework in Math;
  3. has three sisters;
  4. brushes his teeth in the evening;
  5. was born in May;
  6. has a computer at home;
  7. has seen the film ‘the Hobbit”.

Вопросник получает каждый участник в группе. Все могут свободно перемещаться по классу и задавать друг другу вопросы: Can you play the guitar? Did you do the task in Math? Have you got any sisters? How many? Were you born in May? При положительном ответе  заносится имя в вопросник, при отрицательном ответе задающий вопрос должен обратиться к другому ученку, так как в этом случае вопросы задавать больше нельзя. Работа заканчивается, как только один из участников получит утвердительные ответы на все вопросы. После чего учащиеся записывают составленные утверждения.

Это приём является эффективным способом стимулирования устных высказываний на всех этапах обучения. Он легко проецируется на любую тему и отвечает практически всем принципам коммуникативного обучения: речевой напрвленности, личностной индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны.

II. Приёмы коллективного взаимодействия 

Включение обучающихся в реальное коммуникативное коллективное взаимодействие способствует переходу к активно-познавательной деятельности, включению каждого в работу на протяжении всего урока, формирует коммуникативную компетентность личности обучаемого.

  1. Социологическое исследование (соцопрос)

Исследуется социально значимая актуальная проблема. Например, «Каким должен быть публичный человек?», «Ответственно ли государство за счастье каждого гражданина?», «Каков портрет идеального подростка XXI-го века», «Что мы ценим, чем дорожим?», «Быть или иметь?», «Что значит для тебя быть успешным?», «Социальные сети для жизни или вместо жизни? », и т.д.

Темы могут быть самыми разнообразными, их предлагают сами обучающиеся. Соцопрос можно организовать и на уровне урока, например, для выяснения вопроса «Кто ведёт самый здоровый образ жизни?»

Основные операции исследования:

  1. Постановка общественно значимой проблемы.
  2. Изучение мнения каждого участника опроса.
  3. Анализ. Выявление общего, тенденции, закономерности. Выводы.
  4. Оформление результатов опроса графически.
  5. Презентация результатов исследования

  1. Организация коллективного речевого взаимодействия на основе текста  

После упражнений на ориентировку в тексте, проверки понимания, заданий на интерпретацию, критического анализа прочитанного, его оценки, обобщения фактов, используются упражнения, обеспечивающие перенос проблематики содержания текста на личность обучающихся. Эти  упражнения основаны на формах и приёмах коллективного речевого взаимодействия: мозговой штурм, круглый стол, ролевая игра, проблемная эвристическая беседа, дискуссия. Для достижения цели общения используются карточки, схемы. По окончании работы можно предложить проектные задания, написать собственный текст.

 Пример. Тема: «Молодые люди – старые проблемы?», 10 класс, УМК Кузовлева В.П. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/07/06/razrabotka-uroka-young-people-old

      Цель:  Развитие социокультурного коммуникативного опыта учащихся.

«Круглый стол по проблемам алкоголизма и наркомании среди молодежи с приглашением специалистов»

  1. Подготовительный этап.

      «Мозговой штурм». Актуализация социального опыта.

  1. Вопрос: Кто, по вашему мнению, может принять участие в круглом столе по данной теме?

Учащиеся предлагают:

социальный работник – a social worker,

врач-нарколог – a doctor – an expert in narcology,

священник – a priest,

психолог – a psychologist,        

представитель комиссии по делам несовершеннолетних – an  inspector,

представитель власти – a representative of  local municipal authority,

директор школы – a headmaster,

сами учащиеся –students.

Далее учащиеся распределяют роли.

7 учащихся – специалисты;

учитель – в роли директора, она же ведущая круглого стола;

остальные учащиеся – собственно учащиеся.

  1. Вопрос: На какие вопросы могут ответить специалисты, какой аспект проблемы они могут осветить и как (в общих чертах)?

Учащиеся предлагают:

врач-нарколог:  вред здоровью, статистика заболеваний;

социальный работник: проблемы в социальной среде, взаимоотношения в семье;

психолог: личностно-психологические проблемы, свойства характера;

милиционер: правовая культура, статистика преступлений;

представитель власти: что делает власть, как борется с этой проблемой;

священник:  о проблеме нравственного и духовного кризиса;

  1. Учащиеся в роли учащихся совместно обдумывают вопросы специалистам (можно каждый ученик – конкретному специалисту). Вопросы выписываются на общий лист, вывешиваются на доску.

Учащиеся в роли специалистов обдумывают ответы на вопросы, пользуются в качестве опоры текстами, которые предъявлялись в процессе урока. Учитель помогает грамматически верно оформить речь.

  1. Этап реализации замысла.

Ролевая игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD" для 2 класса.

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD"  для 2 класса (ИЦ "Вентана-Граф") Статья содержит тезис...

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Мастер-класс по теме «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и ...

Презентация мастер-класса «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Эту презентацию можно использовать в качестве плана-основы для любого урока с использованием коммуникативного подхода...

Основные принципы коммуникативного подхода в обучении английскому языку применительно к учащимся начальной школы

Основные принципы коммуникативного подхода в обучении английскому языку применительно к учащимся начальной школы...