Обобщение опыта по проблеме преподавания английского языка в начальной школе
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Работая над проектами, я использую следующие этапы:

Первый этап - подготовительный  включает в себя  формулировку темы, цель работы, обозначение временных рамок (урок, или несколько уроков, в зависимости от объема работы),  анализ источников информации, решение о том, как продемонстрировать результат проекта. Это самый шумный этап работы, т. к. каждому хочется высказать свои мысли, поделиться опытом по проблеме.

Второй этап - организация работы – согласно плану работы формируются группы, которые обсуждают пути сбора информации (обращение к уже имеющимся знаниям, работа с книгами, поиск информации в сети интернет) и распределение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках иностранного языка

        

Современное образование целиком и полностью направлено на развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня ещё есть оснащенные технологические классы. Устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации к изучению различных предметов.

В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России.  На это есть ряд причин. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ "ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.

Ярким примером технологии, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, может служить метод проектов.  Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.

  Цели и особенности проектного обучения. 

Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

         через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

- Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

Этапы проектной деятельности:

1. Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.

2. Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.

3. Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.

4. Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Как уже отмечалось, отличительная черта проектной методики - особая форма организации. В обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся

1. Организационный этап

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

·   разумно определить временные рамки;

·   продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

·   обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;

·    выбрать оптимальную форму презентации результатов;

·    составить и обсудить примерный план работы.

В работе над проектом на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника. Пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Выполняют упражнения в рабочей тетради.

Затем работают над собственным сочинением. Детям предлагаются вопросы или план, по которым можно написать сочинение. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися.

В 7 классе мы работали на темой «Жизнь в деревне». Ребята с увлечением включились в обсуждение целей и темы проектов. Пытались строить высказывания на немецком языке, задавать вопросы.

Конечной целью данного проекта должна была стать презентация «Один день из моей жизни в селе»  

2. Выполнение проекта

Практическая работа над проектом начинается на стадии "Закрепления материала” и "Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом –  сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Ученик сам для себя решает: ограничиться ли учебником  (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, Интернету), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. Учащимся предоставляется возможность использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Таким образом, продолжается совершенствование и расширение лексического запаса.

Естественно, что сочинения учеником многократно просматриваются и обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению, даются советы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить. Вместе с учеником обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на немецком языке. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему.

3. Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Некоторые учащиеся создают компьютерные презентации. Но, к сожалению, у нас не всегда есть возможность использовать компьютер на уроках.

 4. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Итог проектной работы предусматривает анализ и выбор лучшей работы.

Мы видим, что в ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Проектная методика обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

Кроме того, учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ.

Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий, прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

Список литературы

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия

      обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2.

  1. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого       языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1.
  2. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин //

      Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. -  № 6, - С. 39-48.

6. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

7.  Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.

8. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7. - с 151-157

9. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125.

10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.

11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — С. 52-55

12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. –  № 1. – С. 92-96.

14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

15. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа – 1997. - № 4.

 16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. -  № 2, 3. – с. 37-45.

3. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

Процесс обучения направлен на реализацию триединой цели, главной из которых, все же, остается образовательная. Сегодня педагогика располагает множеством методик и технологий, позволяющих сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение является метод проектов. 
Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата»[2]. 
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. 
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. 
В практике преподавания иностранного языка проектная методика нашла большое применение. Это обусловлено рядом причин, в том числе, таких как наличие поставленных проблем на каждом уроке, большое количество составления собственных монологических и диалогических высказываний, изучение страноведческого материала, анализ и сопоставление культур разных народов и стран. 
Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентированное на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения. 
Метод проектов можно считать эффективным этапом в формировании критического мышления. В результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, демонстрирующий возможность и умение применять полученные результаты на практике. 
Проектная методика представляет собой довольно непростое сочетание форм и методов обучения английскому языку. 
Следует отметить, что тема проекта не должна входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной методики очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. 
Исходя из практики применения проектной методики, могу с уверенностью сказать, что данная методика может применяться на любом этапе урока: актуализация опорных знаний, закрепление, повторение ранее изученного материала. Подготовка урока с использованием проектной методики является очень эффективным методом развития разговорной речи учащихся. В своей практике я использую метод проектов после прохождения каждой темы при организации урока по учебнику “Enjoy English” .К примеру: проект для учащихся 3-х  классов по теме  «Menu». Из материала предыдущих уроков учащимся знакомы многие лексические единицы, отражающие данную тему. На начальных этапах ознакомления с темой идет активизация лексического материала, предлагаются рецепты различных блюд, рассказывается о знаменитых поварах,  оставляют своё собственное меню. Далее следует обсуждение телевизионных кулинарных программ. На начальном этапе очень важно сформулировать тему и конечную цель проекта, определить временные рамки, придумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся, выбрать оптимальную форму презентации результатов. 
Самым трудоемким и продолжительным этапом работы над проектом является сбор информации – работа с различными источниками информации, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. 
Следует отметить, что не все учащиеся сразу и легко включаются в работу над проектом, поэтому задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. 
Именно здесь и происходит основная работа преподавателей английского языка со своими учениками: обсуждаются промежуточные результаты, тактично корректируются ошибки в употреблении языковых единиц, вносятся поправки в построенные фразы. Осмысливание результатов и постепенная работа над ошибками лишает учащихся страха перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. 
На этапе презентации учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами снимают видео своих кулинарных программ, редактируют видео с помощью компьютерных программ, работают с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. 
В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать иностранный язык в речевых ситуациях повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний языка. 
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя - активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. 
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются: 
• повышение мотивации учащихся при изучении английского языка; 
• наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы; 
• простор для творческой и созидательной деятельности. 
Из практики можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

Проектный метод возник в начале XX в. (американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и др.). Сначала он назывался проблемным методом. Начал использоваться в России в 30-е годы (М.И. Махмудов, И.Я. Лернер) и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов.

В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряженность, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

  • Прочное и глубокое усвоение знаний;
  • Высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
  • Высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
  • Умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
  • Сплочение детского коллектива;
  • Мотивация коллективных достижений.

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

  • Низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;
  • Перегрузка учителей и учащихся.
  1. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

2.Этапы проектирования

Работа с проектами имеет следующие этапы:

Первый этап- подготовительный.

Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а так же сами учащиеся. Чаще темы проектов относятся к какому- то практическому вопросу, актуальному для жизни учащегося в социуме, требующему привлечения его собственного опыта. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Нельзя предлагать задание, которое ученик не сможет выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с темой, посоветовать. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и :

  • разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и очень быстро утомляются);
  • продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;
  • составить и обсудить примерный план работы.

Второй этап- организация работы.

Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы- это сбор информации- обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом.

Именно здесь происходит основная работа учителей иностранного языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащихся.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

Третий этап- завершающий ( этап презентации) .

Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах , учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо- русских и русско- английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Четвертый этап- практическое использование результатов проекта

( в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)

 

3. Методы работы с учащимися.

По количеству участников проектов выделяются индивидуальные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.

В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога координатора в этом случае особенно важна.

Групповой метод имеет следующие правила и принципы:

  1. 1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. 2.Команды не соревнуются.
  3. 3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
  4. 4.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  5. 5.Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

 

4.Роль учителя при использовании метода проектов.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.

Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.

Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.

 

5. Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ( например, исследование истории возникновения Олимпийских игр, изучение истории своей страны и стран изучаемого языка, проблемы свободного времени у молодежи, проблемы взаимоотношений со сверстниками, проблема отношений между поколениями, проблемы экологии и т.д.)
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ( например, программа туристического маршрута, совместный выпуск газеты, и т. д.)
  3. Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформления конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы ( использование в ходе совместного исследования метода « мозговой штурма», « круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта)

 

Заключение: метод проектов- актуальность и результативность.

 

Цель обучения иностранному языку- это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

 

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

 

  • Достигают хороших результатов в изучении иностранного языка.
  • Имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики.
  • Понимают необходимость междисциплинарных связей.

 

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.

Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка.
  • Наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы.

Простор для творческой и созидательной деятельности.

 

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/inostrannyj-yazyk/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/3546-metod-proektov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-teoriya-i-praktika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения английскому языку в начальной школе

В этой статье раскрываются основные порблемы обучения АЯ в начальной школе и их решения....

Интегрированный подход в образовательной проектной технологии (на примере преподавания английского языка в начальной школе)

Понятие проектной технологии как базовое понятие проекта довольно многозначно. Это и тщательный план работы, предвидящий создание какого-либо продукта или достижение определенного результата; и ...

Особенности преподавания английского языка в начальной школе

Статья по теме: "Особенности преподавания английского языка в начальной школе "...

Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальной школе

1.     Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков2.     Коммуникативные игры на уроках английского языка в начальной школе...

Проблемы в преподавании английского языка в начальной школе

Предложенный материал будет полезен для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В этой работе рассматриваются сложности и проблемы в преподавании иностранного языка младшим школьника...

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ/ THE PROBLEMS OF TEACHING ENGLISH AT THE COMPREHENSIVE SCHOOL

Выявление  актуальных проблем преподавания английского языка в общеобразовательной школе, которые способствуют выявлению слабых сторон развития языкового образования в России.Abstract. The...