Методическая мозайка
методическая разработка по английскому языку на тему

Иванова Ирина Александровна

Использование проектной деятельности на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23

Организация проектной деятельности на уроках английского языка


Разработка стандартов нового поколения поднимает вопросы, связанные с содержанием  образования на разных ступенях обучения. В настоящее время широко осознается и используется потенциал проектной деятельности для изменения содержания образования, развития личностных качеств учащихся и углубления предметных знаний и умений.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

 – предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

 – выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

На первом этапе разрабатывается план проектной работы и продумывается система коммуникативных упражнений, обеспечивающая ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Для этого на уроках тщательно отрабатываются грамматические упражнения такие как “Образуй нужную грамматическую форму глагола”, “Назови отрицательный вариант данного предложения”, “Уточни информацию…”, “Переведи предложения с русского на английский”, “Продолжи предложение” и.т.д.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

Второй этап подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим, проводится поэтапная работа над проектом. Диалоги, тексты, упражнения с различными заданиями служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. На этом этапе продумываются адекватные коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке. При работе на этом этапе школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и учащихся. Таким образом, ребята готовятся к рассказу по изучаемой теме. Важно отслеживать деятельность школьников шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но и на уроке отводится 10–15 минут, чтобы потрудиться над проектом. На переменах до урока или после него можно поинтересоваться ходом работы. Кроме того, учащиеся сами обращаются к учителюе, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями.

Итак, на втором этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию “успеха”.

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Представители группы, работавшей над проектом, знакомят класс с содержанием проекта. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д.

Главное для учителя – доброжелательное отношение к труду своих учеников, ведь это очень важное условие дальнейшей творческой работы, средств воспитания уверенности в себе.

По окончании презентации ученики задают вопросы на ИЯ докладчику, анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения, оценивают проект. Таким образом, у учеников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Даже неудачно выполненный проект имеет большое воспитательное значение. Осознание ошибок в работе создает мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность добывать новые знания. Очень важно, что дети видят положительный опыт процесса презентации.

5. Контроль.

Оценка проектной работы – непростое дело. Ведь ИЯ это только составная часть всего проекта. Считается, что неправильно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Проектная деятельность дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить свою точку зрения, выразить себя.

Работая по методу проектов, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Это роль независимого консультанта. Необходимо в атмосфере делового сотрудничества подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая и трудоемкая работа учителя.

Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль и ненавязчиво заставить учеников работать и думать, а не просто заучивать тексты и воспроизводить их. Ученик должен понимать суть проблемы, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Очень важная роль отводится при этом оппонентам. Они провоцируют выступающих отстаивать свое мнение и вновь использовать язык в качестве общения, а не цели.

Никто не утверждает, что проектная деятельность поможет решению всех проблем в изучении ИЯ. Но это весьма эффективное средство от однообразия, скуки. Оно способствует развитию учащихся и расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами ИЯ.

Опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Мною были проведены тесты при проведении проектов в отдельных группах учащихся. При контроле навыков говорения в 7 классе, при внедрении 4-х проектов в течение года уровень подготовки учащихся по данному виду речевой деятельности повысился на 18% и стал 85% (вместо 67% в начале года). Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные.

По результатам проверки устной речи выяснилось следующее:

 – увеличился темп речи учащихся;

 – пополнился лексический запас учащихся;

 – высказывания стали более логичными;

 – реализуются коммуникативные задачи;

 – допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию;

 – в основном соблюдается правильный интонационный рисунок;

 – увеличилось время говорения.

Таким образом, анализ результатов опытного обучения позволил выделить следующую практическую ценность использования метода проекта как дополнительного и интегрирующего в себе эффективные современные педагогические технологии:

 – учащиеся улучшили навыки устной речи (монологической и диалогической),

 – учащиеся продолжили развивать все аспекты иноязычной коммуникативной компетенции.

Как свидетельствуют проведенные исследования, эффективность обучения устной речи на уроках ИЯ можно обеспечить посредством внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, таких как метод проектов, который позволяет максимально задействовать воспитательный и развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

 – связь идеи проекта с реальной жизнью;

 – наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Математическая мозайка"

Внеклассное мероприятие...

этническая мозайка Канады

этническая мозайка Канады...

Мастер-класс «Мозайка из бумажных комочков»

Интересные, оригинальные и совсем не сложные игрушки, сувениры, отк­рытки и даже целые панно можно сделать из простых бумажных комочков.Для работы можно использовать любую бумагу: простую цветну...

мозайка

5 класс ИЗО...

Кружок по трудовому обучению «Мозайка из зерен»

Программа кружка    разработана на основе   методического  пособия «Оригинальные картины из зерен» под ред. Т.Тукало, Е.Чудина, изд. ЗАО "Издательская группа "Контэнт"201...

Классное мероприятие "Осенняя мозайка"

Цель мероприятия: сплочение детского коллектива, развитие творческой активности, создание атмосферы праздника.Задачи:·        обучающие: вырабатывать умения учащихся...

Программа внеурочной деятельности для 5-6 класса "Спортивная мозайка"

Программа внеурочной деятельности по физической культуре 5-6 класс...